Глава 8
контроля, осуществляемых в Российской Федерации. В настоящее время на федеральном уровне отсутствует целостное правовое ре- гулирование муниципального экологического контроля. В этих усло- виях органы местного самоуправления самостоятельно разрабаты- вают и принимают муниципальные правовые акты, регулирующие порядок проведения муниципального экологического контроля.
Так, решением Совета депутатов муниципального образования «Город Бронницы» Московской области от 9 декабря 2004 г. № 47/9 утверждено положение о порядке осуществления муниципального экологического контроля на территории муниципального образо- вания «Город Бронницы». В соответствии с указанным муници- пальным правовым актом муниципальный экологический конт- роль — система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны ок- ружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяй- ственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов в области охраны окружающей среды.
Муниципальный экологический контроль на территории города Бронницы осуществляется органами муниципального экологиче- ского контроля — отделом по экологии и природопользованию Ко- митета по имуществу города Бронницы. Муниципальному экологи- ческому контролю подлежат все объекты хозяйственной и иной деятельности, находящиеся на территории города Бронницы, не- зависимо от форм собственности.
Органы муниципального экологического контроля осуществля- ют муниципальный экологический контроль непосредственно и во взаимодействии с природоохранными органами федерального и областного уровней на основании соглашений между ними, иными заинтересованными учреждениями и организациями в пределах их компетенции. Финансирование органов муниципального эколо- гического контроля производится из средств местного бюджета.
Цели муниципального экологического контроля
Целями муниципального контроля, в частности, являются:
обеспечение конституционного права населения на благопри- ятную окружающую среду;
обеспечение экологической безопасности жителей города;
получение достоверной информации о состоянии окружаю- щей среды;
координация и организация деятельности учреждений и организаций в области охраны окружающей среды и экологиче- ской безопасности учреждений и организаций, находящихся на территории муниципального образования «Город Бронницы».
Мониторинг и контроль в области охраны окружающей среды • 107
Должностные лица и специалисты органов муниципального эко- логического контроля, осуществляющие муниципальный экологи- ческий контроль, в частности, имеют право:
беспрепятственно посещать в целях проверки, обследования предприятия, организации, учреждения, объекты хозяйственной и иной деятельности на предмет соблюдения природоохранного за- конодательства;
требовать от природопользователей и получать в установ- ленном порядке документы и иные материалы, необходимые для осуществления муниципального экологического контроля;
проверять работу очистных сооружений и других обезвре- живающих* устройств, наличие и соответствие средств контроля, а также наличие и выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды;
запрашивать и получать от субъектов хозяйственной и иной деятельности сведения об организации производственного эколо- гического контроля и его результатах, нормативно-экологическую, отчетную и плановую (проектную) документацию в области охра- ны окружающей среды;
осуществлять отбор проб и измерения в рамках муниципаль- ного экологического контроля;
составлять акты проверок, акты обследований территорий, объектов, деятельности юридических и физических лиц, индиви- дуальных предпринимателей в области охраны окружающей среды;
передавать материалы (в том числе акт проверки, акт обсле- дования) в соответствующие государственные органы (органы государственного экологического контроля, прокуратуры, суды, органы внутренних дел и др.) для привлечения виновных лиц к от- ветственности.
Порядок осуществления муниципального экологического контроля
Муниципальный экологический контроль осуществляется в фор- ме плановых (целевых и комплексных) и внеплановых проверок.
Плановые проверки, обследования предприятий, организаций на предмет соблюдения законодательства и нормативных право- вых актов в области охраны окружающей среды осуществляются на основании распоряжения главы города Бронницы.
Внеплановые проверки осуществляются в целях контроля ис- полнения предписаний об устранении выявленных нарушений в связи с поступлением жалоб населения, а также при возникнове- нии ситуаций, представляющих угрозу состоянию окружающей среды и здоровью населения, и в иных установленных законода-
108 • Глава 8
тельством случаях на основании распоряжения заместителя главы города Бронницы по вопросам охраны окружающей среды.
Проверки объектов хозяйственной и иной деятельности осу- ществляются непосредственно должностными лицами и специали- стами органов муниципального экологического контроля, а также могут осуществляться с привлечением в установленном законо- дательством порядке специалистов и экспертов иных уполномо- ченных в области охраны окружающей среды государственных органов исполнительной власти РФ и представителей органов ис- полнительной власти Московской области, общественных и иных организаций.
Распоряжение о проведении проверки либо его копия, заве- ренная печатью, предъявляется должностным лицом, осуществ- ляющим проверку, руководителю или иному уполномоченному представителю юридического либо физического лица или пред- принимателя без образования юридического лица, осуществляю- щей хозяйственную или иную деятельность на территории города Бронницы, одновременно со служебным удостоверением. Провер- ки проводятся только теми должностными лицами и специалиста- ми органов муниципального экологического контроля, которые указаны в приказе о проведении проверки. Проверки должны про- водиться в срок, указанный в распоряжении.
Продолжительность проверок не может превышать одного ме- сяца. Срок проведения проверок может быть продлен руководите- лем отдела, но не более чем на один месяц, в случае необходимости проведения экспертизы, а также на основании обоснованного пред- ложения должностных лиц или специалистов органов муници- пального экологического контроля, осуществляющих проверки.
Должностное лицо (лица) и специалисты органов муниципально- го экологического контроля по результатам проверки составляют акт в двух экземплярах. Один экземпляр акта с копиями приложе- ний вручается руководителю юридического лица (его заместителю), предпринимателю без образования юридического лица, осуществ- ляющим хозяйственную или иную деятельность на территории го- рода Бронницы, или их представителям под расписку либо направ- ляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле ор- ганов муниципального экологического контроля.
При выявлении в результате проверки нарушений требований законодательства в области охраны окружающей среды должно- стное лицо или специалист органов муниципального экологическо- го контроля, осуществляющий проверку, выдает предписания об устранении выявленных нарушений.
Мониторинг и контроль в области охраны окружающей среды • 109
В случае выявления в результате проверки административного правонарушения в области охраны окружающей среды органы му- ниципального экологического контроля передают материалы (в том числе акты проверки), содержащие данные, указывающие на на- личие события административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, в соответству- ющие государственные органы (органы государственного эколо- гического контроля, органы прокурорского надзора, суды, органы внутренних дел и др.) для привлечения виновных лиц к админист- ративной ответственности в порядке, установленном законода- тельством РФ, законодательством Московской области об админи- стративных правонарушениях.
Общественный экологическим контроль
Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осу- ществляется общественными объединениями и иными некоммер- ческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством.
Результаты общественного контроля в области охраны окружа- ющей среды (общественного экологического контроля), представ- ленные в органы государственной власти РФ, органы государ- ственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.
Конкретный порядок и процедуры проведения общественного экологического контроля федеральным законодательством не уста- новлены. Поэтому при его проведении действует принцип, «раз- решено все, что не запрещено», т. е. граждане и общественные объединения могут реализовывать свое право на общественный экологический контроль любыми способами, не запрещенными за- конодательством: путем направления жалоб и предложений в орга- ны государственной власти, предъявления исков в суд, проведения митингов, пикетов, референдумов.
Производственный экологический контроль
В отличие от государственного или муниципального экологиче- ского контроля производственный контроль осуществляется са- мим предприятием или организацией за свой счет в порядке, уста-
110
- Глава 1
- §1. Предмет экологического права
- §2. Соотношение экологического и иных отраслей права
- §3. Методы экологического права
- Глава 2
- §1. Формирование экологического права
- §2. Значение закона
- §3. Акты Президента и Правительства
- §4. Иные подзаконные акты
- Глава 3
- §1. Здоровье человека, экология, экономика
- §2. Принцип устойчивого развития
- §3. Международное экологическое сотрудничество
- §4. Объекты правовой охраны
- Глава 3
- Глава 4
- §1. Экологические права
- §2. Экологические обязанности
- Глава 4
- §3. Гарантии реализации экологических прав и обязанностей
- Глава 5
- §1. Экономический механизм охраны окружающей среды
- Глава 5
- §2. Экологическое нормирование
- Глава 5
- §3. Экологическое лицензирование и сертификация
- Глава 6
- §1. Понятие и виды управления
- §2. Государственное управление
- Глава 6
- §3. Муниципальное управление
- Глава 6
- §4. Экологическое управление на предприятии
- Глава 6
- Глава 7
- §1. Оценка воздействия на окружающую среду
- Глава 7
- §2. Понятие и принципы экологической экспертизы
- §3. Государственная экологическая экспертиза
- Глава 7
- §4. Общественная экологическая экспертиза
- §5. Экологический аудит
- Глава 8
- §1. Экологический мониторинг
- Глава 8
- §2. Понятие и виды экологического контроля
- §3. Государственный экологический контроль
- Глава 8
- §4. Муниципальный, общественный
- Глава 8
- Глава 8
- Глава 9
- §1. Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения
- §2. Гражданско-правовая ответственность
- Глава 9
- §3. Административная ответственность за экологические правонарушения
- Глава 9
- §4. Ответственность
- Глава 10
- §1. Понятие и общая характеристика правовой охраны земель
- Глава 10
- Глава 10
- §2. Правовые способы охраны земель
- §3. Охрана земель от загрязнения
- Глава 10
- Глава 11
- §1. Правовые основы недропользования
- §2. Права и обязанности пользователей недр
- §3. Природоохранные предписания в области недропользования
- Глава 11
- Глава 12
- §1. Объекты и субъекты водных отношений
- §2. Права на водные объекты
- §3. Целевое использование
- Глава 13
- §1. Правовой режим использования и охраны лесов
- Глава 13
- Глава 13
- §2. Особенности управления охраной лесного фонда
- §3. Совершенствование правовой охраны лесов
- Глава 13
- Глава 14
- §1. Национальное и международное право о защите животного мира
- §2. Правоотношения в области животного мира
- Глава 14
- §3. Правовые меры охраны животного мира
- Глава 15
- §1. Правовые меры защиты атмосферного воздуха
- Глава 15
- §2. Наблюдение за атмосферным воздухом
- §3. Предупреждение шумовых и радиационных загрязнений
- Глава 15
- §4. Правовая защита озонового слоя Земли
- Глава 16
- §1. Понятие обращения
- 194 • Глава 16
- §2. Административный механизм регулирования обращения с отходами
- §3. Экономический механизм регулирования обращения с отходами
- Глава 17
- §1. Понятие особо охраняемых природных территорий
- Глава 17
- §2. Особенности правового режима отдельных видов особо охраняемых природных территорий
- Глава 17
- Глава 17
- §3. Иные особо охраняемые территории
- Глава 17
- Глава 17
- Общая часть
- Особенная часть