logo
Ekol_pravo_Bogolyubov_2008

Глава 8

контроля, осуществляемых в Российской Федерации. В настоящее время на федеральном уровне отсутствует целостное правовое ре- гулирование муниципального экологического контроля. В этих усло- виях органы местного самоуправления самостоятельно разрабаты- вают и принимают муниципальные правовые акты, регулирующие порядок проведения муниципального экологического контроля.

Так, решением Совета депутатов муниципального образования «Город Бронницы» Московской области от 9 декабря 2004 г. № 47/9 утверждено положение о порядке осуществления муниципального экологического контроля на территории муниципального образо- вания «Город Бронницы». В соответствии с указанным муници- пальным правовым актом муниципальный экологический конт- роль — система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны ок- ружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяй- ственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов в области охраны окружающей среды.

Муниципальный экологический контроль на территории города Бронницы осуществляется органами муниципального экологиче- ского контроля — отделом по экологии и природопользованию Ко- митета по имуществу города Бронницы. Муниципальному экологи- ческому контролю подлежат все объекты хозяйственной и иной деятельности, находящиеся на территории города Бронницы, не- зависимо от форм собственности.

Органы муниципального экологического контроля осуществля- ют муниципальный экологический контроль непосредственно и во взаимодействии с природоохранными органами федерального и областного уровней на основании соглашений между ними, иными заинтересованными учреждениями и организациями в пределах их компетенции. Финансирование органов муниципального эколо- гического контроля производится из средств местного бюджета.

Цели муниципального экологического контроля

Целями муниципального контроля, в частности, являются:

Мониторинг и контроль в области охраны окружающей среды • 107

Должностные лица и специалисты органов муниципального эко- логического контроля, осуществляющие муниципальный экологи- ческий контроль, в частности, имеют право:

Порядок осуществления муниципального экологического контроля

Муниципальный экологический контроль осуществляется в фор- ме плановых (целевых и комплексных) и внеплановых проверок.

Плановые проверки, обследования предприятий, организаций на предмет соблюдения законодательства и нормативных право- вых актов в области охраны окружающей среды осуществляются на основании распоряжения главы города Бронницы.

Внеплановые проверки осуществляются в целях контроля ис- полнения предписаний об устранении выявленных нарушений в связи с поступлением жалоб населения, а также при возникнове- нии ситуаций, представляющих угрозу состоянию окружающей среды и здоровью населения, и в иных установленных законода-

108 • Глава 8

тельством случаях на основании распоряжения заместителя главы города Бронницы по вопросам охраны окружающей среды.

Проверки объектов хозяйственной и иной деятельности осу- ществляются непосредственно должностными лицами и специали- стами органов муниципального экологического контроля, а также могут осуществляться с привлечением в установленном законо- дательством порядке специалистов и экспертов иных уполномо- ченных в области охраны окружающей среды государственных органов исполнительной власти РФ и представителей органов ис- полнительной власти Московской области, общественных и иных организаций.

Распоряжение о проведении проверки либо его копия, заве- ренная печатью, предъявляется должностным лицом, осуществ- ляющим проверку, руководителю или иному уполномоченному представителю юридического либо физического лица или пред- принимателя без образования юридического лица, осуществляю- щей хозяйственную или иную деятельность на территории города Бронницы, одновременно со служебным удостоверением. Провер- ки проводятся только теми должностными лицами и специалиста- ми органов муниципального экологического контроля, которые указаны в приказе о проведении проверки. Проверки должны про- водиться в срок, указанный в распоряжении.

Продолжительность проверок не может превышать одного ме- сяца. Срок проведения проверок может быть продлен руководите- лем отдела, но не более чем на один месяц, в случае необходимости проведения экспертизы, а также на основании обоснованного пред- ложения должностных лиц или специалистов органов муници- пального экологического контроля, осуществляющих проверки.

Должностное лицо (лица) и специалисты органов муниципально- го экологического контроля по результатам проверки составляют акт в двух экземплярах. Один экземпляр акта с копиями приложе- ний вручается руководителю юридического лица (его заместителю), предпринимателю без образования юридического лица, осуществ- ляющим хозяйственную или иную деятельность на территории го- рода Бронницы, или их представителям под расписку либо направ- ляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле ор- ганов муниципального экологического контроля.

При выявлении в результате проверки нарушений требований законодательства в области охраны окружающей среды должно- стное лицо или специалист органов муниципального экологическо- го контроля, осуществляющий проверку, выдает предписания об устранении выявленных нарушений.

Мониторинг и контроль в области охраны окружающей среды • 109

В случае выявления в результате проверки административного правонарушения в области охраны окружающей среды органы му- ниципального экологического контроля передают материалы (в том числе акты проверки), содержащие данные, указывающие на на- личие события административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, в соответству- ющие государственные органы (органы государственного эколо- гического контроля, органы прокурорского надзора, суды, органы внутренних дел и др.) для привлечения виновных лиц к админист- ративной ответственности в порядке, установленном законода- тельством РФ, законодательством Московской области об админи- стративных правонарушениях.

Общественный экологическим контроль

Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осу- ществляется общественными объединениями и иными некоммер- ческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством.

Результаты общественного контроля в области охраны окружа- ющей среды (общественного экологического контроля), представ- ленные в органы государственной власти РФ, органы государ- ственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.

Конкретный порядок и процедуры проведения общественного экологического контроля федеральным законодательством не уста- новлены. Поэтому при его проведении действует принцип, «раз- решено все, что не запрещено», т. е. граждане и общественные объединения могут реализовывать свое право на общественный экологический контроль любыми способами, не запрещенными за- конодательством: путем направления жалоб и предложений в орга- ны государственной власти, предъявления исков в суд, проведения митингов, пикетов, референдумов.

Производственный экологический контроль

В отличие от государственного или муниципального экологиче- ского контроля производственный контроль осуществляется са- мим предприятием или организацией за свой счет в порядке, уста-

110