Глава 17
следований, экологического мониторинга, а также апробирования и внедрения методов рационального природопользования, не раз- рушающих окружающую природную среду и не истощающих био- логические ресурсы, могут быть присоединены территории био- сферных полигонов, в том числе с дифференцированным режимом особой охраны и функционирования.
Государственные природные заповедники являются юридиче- скими лицами, которые не имеют в качестве цели своей деятельно- сти извлечение прибыли, т. е. являются некоммерческими органи- зациями и создаются в форме финансируемого за счет средств фе- дерального бюджета природоохранного учреждения.
Государственные природные заповедники вправе иметь соб- ственную символику (флаги, вымпелы, эмблемы и др.). Порядок утверждения, использования и охраны символики государствен- ных природных заповедников установлен постановлением Прави- тельства РФ 1996 г. «О символике государственных природных за- поведников и национальных парков в Российской Федерации».
Национальные парки
Национальные парки являются природоохранными, эколого- просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные ком- плексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных це- лях и для регулируемого туризма.
Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящи- еся на территории национальных парков, предоставляются в поль- зование (владение) национальным паркам на правах, предусмот- ренных федеральными законами. Историко-культурные объекты, поставленные на государственную охрану в установленном поряд- ке, передаются в пользование национальным паркам только по со- гласованию с государственным органом охраны памятников исто- рии и культуры. В отличие от государственных природных запо- ведников в отдельных случаях в границах национальных парков могут находиться земельные участки иных пользователей, а также собственников. Национальные парки имеют исключительное право приобретения указанных земель за счет средств федерального бюд- жета и иных не запрещенных законом источников.
Национальные парки относятся исключительно к объектам фе- деральной собственности. Здания, сооружения, историко-куль- турные и другие объекты недвижимости закрепляются за нацио- нальными парками на праве оперативного управления. Положение
Правовое регулирование особо охраняемых территорий • 209
о национальном парке утверждается МПР России. Вокруг нацио- нального парка создается охранная зона с ограниченным режимом природопользования.
Национальные парки учреждаются постановлением Прави- тельства РФ, принимаемым на основании представления органов государственной власти субъектов РФ и МПР России. На террито- риях национальных парков устанавливается дифференцирован- ный режим особой охраны с учетом их природных, историко-куль- турных и иных особенностей.
Исходя из указанных особенностей на территориях нацио- нальных парков могут быть выделены различные функциональ- ные зоны, в том числе заповедная, особо охраняемая, познаватель- ного туризма, рекреационная, предназначенная для отдыха, охра- ны историко-культурных объектов, обслуживания посетителей, хозяйственного назначения, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функ- ционирования национального парка.
На территориях национальных парков запрещается любая дея- тельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-истори- ческим объектам и которая противоречит целям и задачам нацио- нального парка, в том числе разведка и разработка полезных иско- паемых; деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений; деятельность, влекущая за со- бой изменения гидрологического режима; предоставление на тер- риториях национальных парков садоводческих и дачных участков.
По своему правовому статусу национальные парки являются юридическими лицами, которые не имеют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, т. е. являются некоммерчески- ми организациями и создаются в форме финансируемого за счет средств федерального бюджета природоохранного учреждения.
Государственные природные заказники
Государственными природными заказниками являются терри- тории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и под- держания экологического баланса. Объявление территории госу- дарственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков.
Государственные природные заказники могут быть федераль- ного или регионального значения. Государственные природные за- казники могут иметь различный профиль, в том числе быть:
210
- Глава 1
- §1. Предмет экологического права
- §2. Соотношение экологического и иных отраслей права
- §3. Методы экологического права
- Глава 2
- §1. Формирование экологического права
- §2. Значение закона
- §3. Акты Президента и Правительства
- §4. Иные подзаконные акты
- Глава 3
- §1. Здоровье человека, экология, экономика
- §2. Принцип устойчивого развития
- §3. Международное экологическое сотрудничество
- §4. Объекты правовой охраны
- Глава 3
- Глава 4
- §1. Экологические права
- §2. Экологические обязанности
- Глава 4
- §3. Гарантии реализации экологических прав и обязанностей
- Глава 5
- §1. Экономический механизм охраны окружающей среды
- Глава 5
- §2. Экологическое нормирование
- Глава 5
- §3. Экологическое лицензирование и сертификация
- Глава 6
- §1. Понятие и виды управления
- §2. Государственное управление
- Глава 6
- §3. Муниципальное управление
- Глава 6
- §4. Экологическое управление на предприятии
- Глава 6
- Глава 7
- §1. Оценка воздействия на окружающую среду
- Глава 7
- §2. Понятие и принципы экологической экспертизы
- §3. Государственная экологическая экспертиза
- Глава 7
- §4. Общественная экологическая экспертиза
- §5. Экологический аудит
- Глава 8
- §1. Экологический мониторинг
- Глава 8
- §2. Понятие и виды экологического контроля
- §3. Государственный экологический контроль
- Глава 8
- §4. Муниципальный, общественный
- Глава 8
- Глава 8
- Глава 9
- §1. Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения
- §2. Гражданско-правовая ответственность
- Глава 9
- §3. Административная ответственность за экологические правонарушения
- Глава 9
- §4. Ответственность
- Глава 10
- §1. Понятие и общая характеристика правовой охраны земель
- Глава 10
- Глава 10
- §2. Правовые способы охраны земель
- §3. Охрана земель от загрязнения
- Глава 10
- Глава 11
- §1. Правовые основы недропользования
- §2. Права и обязанности пользователей недр
- §3. Природоохранные предписания в области недропользования
- Глава 11
- Глава 12
- §1. Объекты и субъекты водных отношений
- §2. Права на водные объекты
- §3. Целевое использование
- Глава 13
- §1. Правовой режим использования и охраны лесов
- Глава 13
- Глава 13
- §2. Особенности управления охраной лесного фонда
- §3. Совершенствование правовой охраны лесов
- Глава 13
- Глава 14
- §1. Национальное и международное право о защите животного мира
- §2. Правоотношения в области животного мира
- Глава 14
- §3. Правовые меры охраны животного мира
- Глава 15
- §1. Правовые меры защиты атмосферного воздуха
- Глава 15
- §2. Наблюдение за атмосферным воздухом
- §3. Предупреждение шумовых и радиационных загрязнений
- Глава 15
- §4. Правовая защита озонового слоя Земли
- Глава 16
- §1. Понятие обращения
- 194 • Глава 16
- §2. Административный механизм регулирования обращения с отходами
- §3. Экономический механизм регулирования обращения с отходами
- Глава 17
- §1. Понятие особо охраняемых природных территорий
- Глава 17
- §2. Особенности правового режима отдельных видов особо охраняемых природных территорий
- Глава 17
- Глава 17
- §3. Иные особо охраняемые территории
- Глава 17
- Глава 17
- Общая часть
- Особенная часть