logo
Ekol_pravo_Bogolyubov_2008

§3. Совершенствование правовой охраны лесов

Модернизация лесного законодательства

Постоянное обновление российского законодательства, внесе- ние в порядке законодательной инициативы и обсуждение проекта новой редакции ЛК РФ, нарастающие общественные дебаты вок- руг него обусловливают необходимость рассмотрения проблем охраны и использования лесов, совершенствования лесного зако- нодательства РФ на современном этапе, включенности его норм в экологическое право.

Взвешенность в изменении баланса полномочий Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований крайне необходима, чтобы впоследствии не упрекать в поспешности и не- продуманности решений. Являются ли самовольные вырубки и по- стоянные перерубы, лесные пожары и болезни леса, захламление лесов и иные лесные правонарушения, в том числе беспошлинный вывоз пиловочника за границу, следствием несовершенства зако- нодательства или чего-то другого? Это должны подсказать анализ правоприменительной практики, сопоставление ее с законода- тельными требованиями.

При их отсутствии простое изменение слов и предложений в за- коне не только не принесет успеха, но станет вредным: обществен- ные ожидания окажутся напрасными и еще более посеют неверие в закон. Здесь важны скорее организационно-экономические меры, улучшение морального и социального климата вокруг лесов как на- ционального, всенародного достояния, как основы жизни и деятель- ности народов, проживающих на соответствующей территории.

Имущественные отношения в лесном фонде

Своеобразным образом в ст. 11 и 20 ЛК РФ предусматривается частная собственность на леса: в лесной фонд не включается дре~ весно-кустарниковая растительность (ДКР); расположенная на зе- мельном участке, находящемся в собственности гражданина или юридического лица, ДКР принадлежит ему на праве собственно- сти, которой он владеет, пользуется и распоряжается по своему усмотрению.

В законах нет определения ДКР и ее отличий от понятия «леса»; лес — это тоже большая группа взрослых деревьев и кустарников, сомкнушихся кронами; законодатель в 1997 г. не решился провозг- ласить частную собственность на леса, а назвал их ДКР и ограни- чился закреплением частной собственности на ДКР.

Действующий ЛК РФ в ст. 5,9,12,21,22и др. закрепил регули- рование гражданским законодательством:

Правовая охрана лесов • 165

Таким образом, распространение имущественных отношений и правил на лесные отношения широко осуществлено в ЗК РФ и ЛК РФ. После публичного и всестороннего тщательного анализа можно рассмотреть необходимость поправок по этим вопросам, учитывая интересы главного собственника леса — Российской Фе- дерации.

Предложения по совершенствованию охраны лесного фонда

Вносятся предложения о совершенствовании охраны и исполь- зования лесного фонда путем изменения форм собственности, пе- ревода лесных земель в нелесные, из федеральной собственности в собственность субъектов РФ, об усилении контрольных функций муниципальных образований при сохранении общего надзора за режимом лесопользования за Российской Федерацией.

Эти меры повышения эффективности лесного законодательства осуществляются постоянно, в том числе посредством перевода лесных площадей в нелесные, лесов первой группы в леса иных групп после обязательного проведения государственной экологи- ческой экспертизы, усиления муниципального контроля, передачи части государственных полномочий регионам и муниципальным образованиям.

Среди второй группы предложений главное — приватизация лесного фонда и лесов. Инициаторы проектов объясняют необходи- мость приватизации лесов их нынешней бесхозностью, низкой продуктивностью: имея 82 млрд куб. м древесины, или свыше чет- верти мировых запасов, Россия имеет лишь 2% продукции мирово- го лесопромышленного комплекса, причем только 20% заготовлен- ной древесины подвергаются глубокой переработке, превращаю- щей сырье в ценные категории товаров.

Поможет ли здесь приватизация леса, когда после 10—15 лет аренды добросовестный предприниматель получит лесной участок

166