§3. Совершенствование правовой охраны лесов
Модернизация лесного законодательства
Постоянное обновление российского законодательства, внесе- ние в порядке законодательной инициативы и обсуждение проекта новой редакции ЛК РФ, нарастающие общественные дебаты вок- руг него обусловливают необходимость рассмотрения проблем охраны и использования лесов, совершенствования лесного зако- нодательства РФ на современном этапе, включенности его норм в экологическое право.
Взвешенность в изменении баланса полномочий Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований крайне необходима, чтобы впоследствии не упрекать в поспешности и не- продуманности решений. Являются ли самовольные вырубки и по- стоянные перерубы, лесные пожары и болезни леса, захламление лесов и иные лесные правонарушения, в том числе беспошлинный вывоз пиловочника за границу, следствием несовершенства зако- нодательства или чего-то другого? Это должны подсказать анализ правоприменительной практики, сопоставление ее с законода- тельными требованиями.
При их отсутствии простое изменение слов и предложений в за- коне не только не принесет успеха, но станет вредным: обществен- ные ожидания окажутся напрасными и еще более посеют неверие в закон. Здесь важны скорее организационно-экономические меры, улучшение морального и социального климата вокруг лесов как на- ционального, всенародного достояния, как основы жизни и деятель- ности народов, проживающих на соответствующей территории.
Имущественные отношения в лесном фонде
Своеобразным образом в ст. 11 и 20 ЛК РФ предусматривается частная собственность на леса: в лесной фонд не включается дре~ весно-кустарниковая растительность (ДКР); расположенная на зе- мельном участке, находящемся в собственности гражданина или юридического лица, ДКР принадлежит ему на праве собственно- сти, которой он владеет, пользуется и распоряжается по своему усмотрению.
В законах нет определения ДКР и ее отличий от понятия «леса»; лес — это тоже большая группа взрослых деревьев и кустарников, сомкнушихся кронами; законодатель в 1997 г. не решился провозг- ласить частную собственность на леса, а назвал их ДКР и ограни- чился закреплением частной собственности на ДКР.
Действующий ЛК РФ в ст. 5,9,12,21,22и др. закрепил регули- рование гражданским законодательством:
Правовая охрана лесов • 165
отношений в области использования, охраны, защиты и вос- производства древесно-кустарниковой растительности;
отношений в области использования древесины, техническо- го и лекарственного сырья, а также иных лесных ресурсов, добы- тых в установленном порядке при пользовании лесным фондом;
имущественных отношений, возникающих при использова- нии, охране, защите и вопроизводстве лесов, как входящих, так и не входящих в лесной фонд, а также земель лесного фонда, если иное не предусмотрено в ЛК РФ;
к правам пользования участками лесного фонда и правам пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, приме- няются положения гражданского и земельного законодательства РФ, если иное не установлено в ЛК РФ.
Таким образом, распространение имущественных отношений и правил на лесные отношения широко осуществлено в ЗК РФ и ЛК РФ. После публичного и всестороннего тщательного анализа можно рассмотреть необходимость поправок по этим вопросам, учитывая интересы главного собственника леса — Российской Фе- дерации.
Предложения по совершенствованию охраны лесного фонда
Вносятся предложения о совершенствовании охраны и исполь- зования лесного фонда путем изменения форм собственности, пе- ревода лесных земель в нелесные, из федеральной собственности в собственность субъектов РФ, об усилении контрольных функций муниципальных образований при сохранении общего надзора за режимом лесопользования за Российской Федерацией.
Эти меры повышения эффективности лесного законодательства осуществляются постоянно, в том числе посредством перевода лесных площадей в нелесные, лесов первой группы в леса иных групп после обязательного проведения государственной экологи- ческой экспертизы, усиления муниципального контроля, передачи части государственных полномочий регионам и муниципальным образованиям.
Среди второй группы предложений главное — приватизация лесного фонда и лесов. Инициаторы проектов объясняют необходи- мость приватизации лесов их нынешней бесхозностью, низкой продуктивностью: имея 82 млрд куб. м древесины, или свыше чет- верти мировых запасов, Россия имеет лишь 2% продукции мирово- го лесопромышленного комплекса, причем только 20% заготовлен- ной древесины подвергаются глубокой переработке, превращаю- щей сырье в ценные категории товаров.
Поможет ли здесь приватизация леса, когда после 10—15 лет аренды добросовестный предприниматель получит лесной участок
166
- Глава 1
- §1. Предмет экологического права
- §2. Соотношение экологического и иных отраслей права
- §3. Методы экологического права
- Глава 2
- §1. Формирование экологического права
- §2. Значение закона
- §3. Акты Президента и Правительства
- §4. Иные подзаконные акты
- Глава 3
- §1. Здоровье человека, экология, экономика
- §2. Принцип устойчивого развития
- §3. Международное экологическое сотрудничество
- §4. Объекты правовой охраны
- Глава 3
- Глава 4
- §1. Экологические права
- §2. Экологические обязанности
- Глава 4
- §3. Гарантии реализации экологических прав и обязанностей
- Глава 5
- §1. Экономический механизм охраны окружающей среды
- Глава 5
- §2. Экологическое нормирование
- Глава 5
- §3. Экологическое лицензирование и сертификация
- Глава 6
- §1. Понятие и виды управления
- §2. Государственное управление
- Глава 6
- §3. Муниципальное управление
- Глава 6
- §4. Экологическое управление на предприятии
- Глава 6
- Глава 7
- §1. Оценка воздействия на окружающую среду
- Глава 7
- §2. Понятие и принципы экологической экспертизы
- §3. Государственная экологическая экспертиза
- Глава 7
- §4. Общественная экологическая экспертиза
- §5. Экологический аудит
- Глава 8
- §1. Экологический мониторинг
- Глава 8
- §2. Понятие и виды экологического контроля
- §3. Государственный экологический контроль
- Глава 8
- §4. Муниципальный, общественный
- Глава 8
- Глава 8
- Глава 9
- §1. Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения
- §2. Гражданско-правовая ответственность
- Глава 9
- §3. Административная ответственность за экологические правонарушения
- Глава 9
- §4. Ответственность
- Глава 10
- §1. Понятие и общая характеристика правовой охраны земель
- Глава 10
- Глава 10
- §2. Правовые способы охраны земель
- §3. Охрана земель от загрязнения
- Глава 10
- Глава 11
- §1. Правовые основы недропользования
- §2. Права и обязанности пользователей недр
- §3. Природоохранные предписания в области недропользования
- Глава 11
- Глава 12
- §1. Объекты и субъекты водных отношений
- §2. Права на водные объекты
- §3. Целевое использование
- Глава 13
- §1. Правовой режим использования и охраны лесов
- Глава 13
- Глава 13
- §2. Особенности управления охраной лесного фонда
- §3. Совершенствование правовой охраны лесов
- Глава 13
- Глава 14
- §1. Национальное и международное право о защите животного мира
- §2. Правоотношения в области животного мира
- Глава 14
- §3. Правовые меры охраны животного мира
- Глава 15
- §1. Правовые меры защиты атмосферного воздуха
- Глава 15
- §2. Наблюдение за атмосферным воздухом
- §3. Предупреждение шумовых и радиационных загрязнений
- Глава 15
- §4. Правовая защита озонового слоя Земли
- Глава 16
- §1. Понятие обращения
- 194 • Глава 16
- §2. Административный механизм регулирования обращения с отходами
- §3. Экономический механизм регулирования обращения с отходами
- Глава 17
- §1. Понятие особо охраняемых природных территорий
- Глава 17
- §2. Особенности правового режима отдельных видов особо охраняемых природных территорий
- Глава 17
- Глава 17
- §3. Иные особо охраняемые территории
- Глава 17
- Глава 17
- Общая часть
- Особенная часть