logo
Ekol_pravo_Bogolyubov_2008

§1. Объекты и субъекты водных отношений

Международное и национальное законодательства в области охраны водных ресурсов

Водные отношения регулируются общепризнанными принци- пами и нормами международного права, а также международными договорами России. К числу важных договоренностей, ратифици- рованных Россией, принадлежат Конвенция ООН 1982 г. по мор- скому праву, Хельсинкская конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер 1992 г. Кроме того, Россия — участница ряда международных договоров по от- дельным морским бассейнам и трансграничным водам.

Российское водное законодательство состоит из ВК РФ 1995 г. и принимаемых на его основе законов и других нормативных право- вых актов на федеральном и региональном уровнях. ВК РФ — «ядро» водного законодательства. Кроме него, действуют и другие федеральные законы: от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Россий- ской Федерации», «О безопасности гидротехнических сооружений».

По ряду ключевых вопросов принимались постановления Пра- вительства РФ (например, постановление от 23 ноября 1996 г.

1 С водой — на «Вы»: информационное издание МПР России. Всероссийский конг- ресс работников водного хозяйства. М., 2003. С. 13—14; Стенограмма парламентских слушаний Государственной Думы на тему: «Восстановление и охрана водных объектов. Актуальные вопросы управления и правового обеспечения» от 21 марта 2002 г. С. 4—5.

Правовая охрана вод «147

№ 1404 «Об утверждении Положения о водоохранных зонах вод- ных объектов и их прибрежных защитных полосах»).

Водное законодательство находится в совместном ведении Рос- сийской Федерации и ее субъектов, что позволяет лучше учиты- вать в праве разнообразие гидрологических и водохозяйственных условий каждого российского региона. Для регулирования водных отношений субъекты Федерации могут принимать как законы, так и подзаконные акты. В некоторых регионах пошли по пути приня- тия «развернутых» законов (Водный кодекс Республики Башкор- тостан в ред. от 29 июля 1998 г.).

Водное законодательство находится в постоянном развитии. В ближайшем будущем возможно принятие нового ВК РФ, кото- рый предусматривает сокращение административных рычагов управления и увеличение роли договоров, частную собственность на небольшие водоемы (пруды и обводненные карьеры).

Объекты водных отношений

Объектами водных отношений являются водные объекты или их части. Водные объекты представляют собой сосредоточение вод на поверхности суши и в формах ее рельефа либо в недрах, имею- щее границы, объем и черты водного режима.

Различают следующие виды водных объектов: поверхностные водные объекты, внутренние морские воды и территориальное море Российской Федерации, подземные водные объекты. В свою очередь, поверхностные водные объекты подразделяются на водо- токи, водоемы, ледники и снежники. К водотокам относятся реки, ручьи, каналы межбассейнового перераспределения и комплекс- ного использования водных ресурсов. К водоемам относятся озера, болота, водохранилища, пруды, характерные замедленным водо- обменом. Ледники и снежники концентрируют в себе громадные запасы пресной воды — резерв для водного хозяйства.

К подземным водным объектам относятся: бассейны подземных вод, водоносные горизонты, месторождения подземных вод, есте- ственные выходы подземных вод. \

Особый правовой режим имеют водные объекты, обозначающие или пресекающие границу между двумя и более государствами, которые считаются в российском законодательстве трансгранич-, ными. Отношения по использованию и охране международных рек и озер (Неман, Нарва, Терек, Урал, Днепр, Чудско-Псковское озе- ро) регламентируются водным законодательством, законодатель- ством о государственной границе, конвенциями и соглашениями, ратифицированными Россией.

148 • Глава 12

Субъекты водных отношений

В качестве участников водных отношений выступают Россий- ская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, фи- зические и юридические лица. От имени Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований действуют их органы власти.

Российская Федерация определяет государственную политику в области использования и охраны водных объектов, в частности порядок использования водных объектов. Российская Федерация осуществляет владение, пользование и распоряжение водными объектами, находящимися в федеральной собственности, а также перераспределение водных ресурсов из федеральных водных объектов. В федеральном ведении находятся государственный мо- ниторинг, учет, кадастр и контроль в области использования и ох- раны вод. Кроме того, именно на федеральном уровне разрабаты- ваются, утверждаются и реализуются государственные програм- мы по использованию, восстановлению, охране водных объектов, а также по предупреждению и ликвидации последствий вредного воздействия вод.

В свою очередь, субъекты РФ владеют, пользуются и распоря- жаются водными объектами, находящимися в их собственности, и осуществляют некоторые полномочия в области управления. Му- ниципальные образования также владеют, пользуются и распоря- жаются обособленными водными объектами, находящимися в их собственности. В рамках своих полномочий по благоустройству му- ниципальные образования могут регулировать охрану и использо- вание водных объектов для обеспечения питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения, пожарной безопасности, рекреации и т. д.

Участниками водных отношений являются водопользователи — граждане и юридические лица, которым предоставлены права поль- зования водными объектами. Также они могут быть собственника- ми обособленных водных объектов.