§2. Экологические обязанности
Конституционные экологические обязанности
Возрастает значение исполнения экологических обязанностей. Сравнительно недавнее предоставление гражданам новых эко- логических прав третьего или четвертого поколения не может не сопровождаться необходимостью возложения правом на них же соответствующих обязанностей, пока их выполнение не станет по- вседневной привычкой. Такая конструкция повышает роль и от- ветственность государства и его должностных лиц за выполнение своих координирующих, контрольно-надзорных и иных социаль- ных и экологических задач и функций.
В ст. 58 Конституции РФ предусматривается обязанность каж- дого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Эта норма Конституции РФ корреспон- дирует ст. 42 об экологических правах граждан и ст. 36 о свободном владении, пользовании и распоряжении природными ресурсами, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
В Конституции РФ содержится также ряд статей, применение которых предполагает исполнение экологических обязанностей го- сударством, гражданами и должностными лицами.
Это установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития Российской Феде- рации (п. «е» ст. 71), обеспечение Правительством РФ проведения единой государственной политики в области экологии (п. «в» ст. 114), поощрение деятельности, способствующей экологическому и сани- тарно-эпидемиологическому благополучию (п. 2 ст. 41 Конститу- ции РФ).
Природоохранные обязанности граждан
Экологические обязанности граждан конкретизируются в ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно ст. 11 которого граждане обязаны: сохранять природу и окружающую среду; бережно отно- ситься к природе и природным богатствам; соблюдать иные требо- вания законодательства. Согласно законодательству граждане обязаны соблюдать установленные нормативы качества окружаю- щей среды.
Моральными требованиями являются обязанности своим лич- ным трудом оберегать и приумножать природные богатства, посто- янно повышать уровень своих знаний о природе, экологическую культуру, содействовать экологическому воспитанию подрастаю- щего поколения. Нравственные требования, устоявшиеся в общест-
60 • Глава 4
в е, часто связаны с правовыми требованиями охраны земель, с конституционными принципами правового демократического со- циального государства.
В соответствии с природоохранным законодательством РФ граж- дане обязаны принимать эффективные меры по соблюдению техно- логического режима и выполнению требований по охране природы, рациональному использованию земель и воспроизводству природ- ных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды.
Граждане обеспечивают соблюдение установленных нормати- вов качества окружающей среды на основе соблюдения утверж- денных технологий, внедрения экологически безопасных техно- логий и производств, надежной и эффективной работы очистных сооружений, установок и средств контроля, обезвреживания и утилизации отходов.
Природоохранные обязанности граждан классифицируются Федеральным законом об охране окружающей среды: а) по стади- ям и б) по видам хозяйственной деятельности.
Выделяются следующие узловые моменты и стадии хозяй- ственной деятельности: размещение, проектирование, строитель- ство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация, кон- сервация и ликвидация зданий, строений, предприятий, сооруже- ний и других объектов.
Кроме того, экологические требования дифференцируются по видам деятельности — в сельском хозяйстве, при мелиоративных работах, при эксплуатации энергетических объектов, военных и оборонных объектов, в городах и иных населенных пунктах, при производстве и эксплуатации транспортных средств, объектов нефтегазодобывающих производств, при использовании радиоак- тивных материалов, химических веществ, обязанности по охране среды от вредного биологического воздействия, от шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий, от производственных и бытовых отходов.
Обширным правам должностных лиц государственного эколо- гического контроля, в частности принимать решения об ограниче- нии, приостановлении, прекращении работы предприятий, соору- жений, иных объектов и любой деятельности, причиняющей вред среде и несущей потенциальную опасность для здоровья человека, соответствуют обязанности всех организаций, должностных лиц и граждан исполнять эти решения, а банковских учреждений — пре- кращать финансирование запрещенной деятельности до отмены решения о ее запрете.
Овладение минимумом знаний, необходимых для формирова- ния экологической культуры граждан, во всех дошкольных, сред-
Экологические права и обязанности • 61
них и высших учебных заведениях, независимо от их профиля, обеспечивается обязательным преподаванием основ экологиче- ских знаний.
Руководители любого ранга, иные должностные лица и специа- листы, граждане, связанные с деятельностью, оказывающей вред- ное влияние на окружающую среду и здоровье человека, обязаны иметь необходимую экологическую подготовку, которая учитыва- ется при назначении на должность, аттестации и переаттестации работников
Лица, не имеющие необходимой подготовки, не должны допус- каться к выполнению работы, требующей соответствующих эколо- гических знаний.
Земельные обязанности граждан
Предусмотренные в Конституции РФ обязанности развиваются и конкретизируются в природоресурсном законодательстве. В со- ответствии с ЗК РФ собственники земельных участков, землевла- дельцы, землепользователи и арендаторы обязаны:
эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением, применять природоохранные технологии производ- ства, не допускать ухудшения экологической обстановки на терри тории в результате своей хозяйственной деятельности,
осуществлять комплекс мероприятий по охране земель, сво- евременно вносить земельный налог или арендную плату, не нару- шать права других собственников земельных участков, землевла- дельцев, землепользователей и арендаторов, а также порядок пользования лесными угодьями, водными и другими природными объектами;
— своевременно представлять в соответствующую админист- рацию установленные законодательством сведения о состоянии и использовании земель;
вести любое строительство, руководствуясь действующими строительными нормами и правилами по согласованию с земле- устроительными, архитектурно-градостроительными, пожарными, санитарными и природоохранными органами;
при аренде земли возводить жилье, производственные, куль- турно-бытовые и иные строения и сооружения в соответствии с це- левым назначением земли, указанным в договоре, а при аренде земли у собственника — с согласия собственника
Иные природоресурсные обязанности
В ст. 83 ЛК РФ предусматриваются обязанности лесопользова- телей — граждан, юридических лиц, иных участников лесных от-
62
- Глава 1
- §1. Предмет экологического права
- §2. Соотношение экологического и иных отраслей права
- §3. Методы экологического права
- Глава 2
- §1. Формирование экологического права
- §2. Значение закона
- §3. Акты Президента и Правительства
- §4. Иные подзаконные акты
- Глава 3
- §1. Здоровье человека, экология, экономика
- §2. Принцип устойчивого развития
- §3. Международное экологическое сотрудничество
- §4. Объекты правовой охраны
- Глава 3
- Глава 4
- §1. Экологические права
- §2. Экологические обязанности
- Глава 4
- §3. Гарантии реализации экологических прав и обязанностей
- Глава 5
- §1. Экономический механизм охраны окружающей среды
- Глава 5
- §2. Экологическое нормирование
- Глава 5
- §3. Экологическое лицензирование и сертификация
- Глава 6
- §1. Понятие и виды управления
- §2. Государственное управление
- Глава 6
- §3. Муниципальное управление
- Глава 6
- §4. Экологическое управление на предприятии
- Глава 6
- Глава 7
- §1. Оценка воздействия на окружающую среду
- Глава 7
- §2. Понятие и принципы экологической экспертизы
- §3. Государственная экологическая экспертиза
- Глава 7
- §4. Общественная экологическая экспертиза
- §5. Экологический аудит
- Глава 8
- §1. Экологический мониторинг
- Глава 8
- §2. Понятие и виды экологического контроля
- §3. Государственный экологический контроль
- Глава 8
- §4. Муниципальный, общественный
- Глава 8
- Глава 8
- Глава 9
- §1. Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения
- §2. Гражданско-правовая ответственность
- Глава 9
- §3. Административная ответственность за экологические правонарушения
- Глава 9
- §4. Ответственность
- Глава 10
- §1. Понятие и общая характеристика правовой охраны земель
- Глава 10
- Глава 10
- §2. Правовые способы охраны земель
- §3. Охрана земель от загрязнения
- Глава 10
- Глава 11
- §1. Правовые основы недропользования
- §2. Права и обязанности пользователей недр
- §3. Природоохранные предписания в области недропользования
- Глава 11
- Глава 12
- §1. Объекты и субъекты водных отношений
- §2. Права на водные объекты
- §3. Целевое использование
- Глава 13
- §1. Правовой режим использования и охраны лесов
- Глава 13
- Глава 13
- §2. Особенности управления охраной лесного фонда
- §3. Совершенствование правовой охраны лесов
- Глава 13
- Глава 14
- §1. Национальное и международное право о защите животного мира
- §2. Правоотношения в области животного мира
- Глава 14
- §3. Правовые меры охраны животного мира
- Глава 15
- §1. Правовые меры защиты атмосферного воздуха
- Глава 15
- §2. Наблюдение за атмосферным воздухом
- §3. Предупреждение шумовых и радиационных загрязнений
- Глава 15
- §4. Правовая защита озонового слоя Земли
- Глава 16
- §1. Понятие обращения
- 194 • Глава 16
- §2. Административный механизм регулирования обращения с отходами
- §3. Экономический механизм регулирования обращения с отходами
- Глава 17
- §1. Понятие особо охраняемых природных территорий
- Глава 17
- §2. Особенности правового режима отдельных видов особо охраняемых природных территорий
- Глава 17
- Глава 17
- §3. Иные особо охраняемые территории
- Глава 17
- Глава 17
- Общая часть
- Особенная часть