§2. Особенности правового режима отдельных видов особо охраняемых природных территорий
Государственные природные заповедники
Экологическим законодательством выделяется множество ви- дов и категорий особо охраняемых природных территорий, поэто- му в рамках данного параграфа необходимо проанализировать осо- бо охраняемые природные территории по ряду критериев: поря- док создания; ограничения использования; органы управления.
Государственные природные заповедники являются природо- охранными, научно-исследовательскими и эколого-просветитель- скими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда" растительного и животного мира, отдельных видов и сооб- ществ растений и животных, типичных и уникальных экологиче- ских систем.
На территории государственных природных заповедников пол- ностью изымаются из хозяйственного использования особо охраня- емые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, расти- тельный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной при- родной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира. Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территори- ях государственных природных заповедников, предоставляются в пользование (владение) государственным природным заповедни- кам на правах, предусмотренных федеральными законами.
Законом запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включа- ются в государственные природные заповедники. Природные ре- сурсы и недвижимое имущество государственных природных заповедников полностью изымаются из оборота (не могут отчуж- даться и переходить от одного лица к другому иными способами). Правовой режим конкретного государственного природного запо- ведника определяется положением о нем, утвержденном МПР России.
На государственные природные заповедники возлагаются сле- дующие задачи:
а) осуществление охраны природных территорий в целях сохра- нения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов;
Правовое регулирование особо охраняемых территорий • 207
б ) организация и проведение научных исследований, включая ведение Летописи природы;
в) осуществление экологического мониторинга в рамках обще- государственной системы мониторинга окружающей природной среды;
г) экологическое просвещение;
д) участие в государственной экологической экспертизе проек- тов и схем размещения хозяйственных и иных объектов;
е) содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей природной среды.
Государственный природный заповедник учреждается поста- новлением Правительства РФ, принимаемым по представлению МПР России. Расширение территории государственного природ- ного заповедника производится в том же порядке. На прилегаю- щих к территориям государственных природных заповедников участках земли и водного пространства создаются охранные зоны с ограниченным режимом природопользования. Решение об обра- зовании охранной зоны государственного природного заповедника принимается и утверждается Правительством РФ.
На территориях государственных природных заповедников до- пускаются мероприятия и деятельность, направленные на:
сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплек- сов и их компонентов в результате антропогенного воздействия;
поддержание условий, обеспечивающих санитарную и про- тивопожарную безопасность;
предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам;
осуществление экологического мониторинга;
выполнение научно-исследовательских задач;
ведение эколого-просветительской работы;
осуществление контрольно-надзорных функций.
Пребывание на территории государственных природных запо- ведников граждан, не являющихся работниками данных заповед- ников, или должностных лиц, не являющихся сотрудниками орга- нов, в ведении которых находятся данные заповедники, допускает- ся только при наличии разрешений этих .органов или дирекций государственных природных заповедников.
Особыми функциями обладают государственные природные биосферные заповедники, которые входят в международную сис- тему биосферных резерватов, осуществляющих глобальный эко- логический мониторинг. К территориям государственных природ- ных биосферных заповедников в целях проведения научных ис-
208
- Глава 1
- §1. Предмет экологического права
- §2. Соотношение экологического и иных отраслей права
- §3. Методы экологического права
- Глава 2
- §1. Формирование экологического права
- §2. Значение закона
- §3. Акты Президента и Правительства
- §4. Иные подзаконные акты
- Глава 3
- §1. Здоровье человека, экология, экономика
- §2. Принцип устойчивого развития
- §3. Международное экологическое сотрудничество
- §4. Объекты правовой охраны
- Глава 3
- Глава 4
- §1. Экологические права
- §2. Экологические обязанности
- Глава 4
- §3. Гарантии реализации экологических прав и обязанностей
- Глава 5
- §1. Экономический механизм охраны окружающей среды
- Глава 5
- §2. Экологическое нормирование
- Глава 5
- §3. Экологическое лицензирование и сертификация
- Глава 6
- §1. Понятие и виды управления
- §2. Государственное управление
- Глава 6
- §3. Муниципальное управление
- Глава 6
- §4. Экологическое управление на предприятии
- Глава 6
- Глава 7
- §1. Оценка воздействия на окружающую среду
- Глава 7
- §2. Понятие и принципы экологической экспертизы
- §3. Государственная экологическая экспертиза
- Глава 7
- §4. Общественная экологическая экспертиза
- §5. Экологический аудит
- Глава 8
- §1. Экологический мониторинг
- Глава 8
- §2. Понятие и виды экологического контроля
- §3. Государственный экологический контроль
- Глава 8
- §4. Муниципальный, общественный
- Глава 8
- Глава 8
- Глава 9
- §1. Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения
- §2. Гражданско-правовая ответственность
- Глава 9
- §3. Административная ответственность за экологические правонарушения
- Глава 9
- §4. Ответственность
- Глава 10
- §1. Понятие и общая характеристика правовой охраны земель
- Глава 10
- Глава 10
- §2. Правовые способы охраны земель
- §3. Охрана земель от загрязнения
- Глава 10
- Глава 11
- §1. Правовые основы недропользования
- §2. Права и обязанности пользователей недр
- §3. Природоохранные предписания в области недропользования
- Глава 11
- Глава 12
- §1. Объекты и субъекты водных отношений
- §2. Права на водные объекты
- §3. Целевое использование
- Глава 13
- §1. Правовой режим использования и охраны лесов
- Глава 13
- Глава 13
- §2. Особенности управления охраной лесного фонда
- §3. Совершенствование правовой охраны лесов
- Глава 13
- Глава 14
- §1. Национальное и международное право о защите животного мира
- §2. Правоотношения в области животного мира
- Глава 14
- §3. Правовые меры охраны животного мира
- Глава 15
- §1. Правовые меры защиты атмосферного воздуха
- Глава 15
- §2. Наблюдение за атмосферным воздухом
- §3. Предупреждение шумовых и радиационных загрязнений
- Глава 15
- §4. Правовая защита озонового слоя Земли
- Глава 16
- §1. Понятие обращения
- 194 • Глава 16
- §2. Административный механизм регулирования обращения с отходами
- §3. Экономический механизм регулирования обращения с отходами
- Глава 17
- §1. Понятие особо охраняемых природных территорий
- Глава 17
- §2. Особенности правового режима отдельных видов особо охраняемых природных территорий
- Глава 17
- Глава 17
- §3. Иные особо охраняемые территории
- Глава 17
- Глава 17
- Общая часть
- Особенная часть