5. История дореволюционного становления и развития школьной географии и методики ее преподавания.
Досоветский (дореволюционный) период – 16 в – начало 20 в.
В РБ школьной системы образования не существовало до 16 в. География в школах появилась в 16 в. Включена в курсы космографии, математической географии. Повышению престижа географии способствовало протестантское движение (Скорина). Географические сведения включали буквари, азбуковники. Некоторые темы изучались в геометрии, астрономии. Преподавание географии было в школах католических орденов.
Создатель дидактики, основоположник МПГ – Ян Каменский. Он первый обратил внимание на обязательность наблюдений, важность изучения и понимание причинно-следственных связей. К началу 18 в география преподавалась во всех типах школ Беларуси (согласно указу 1592 года).
1773 г. – образована адукационная комиссия, выступавшая за широкое преподавание географии.
Предмет надо было изучать с помощью атласов, карт, иллюстраций, натуральных предметов, учебников. В школах работали географические минералогические кабинеты и площадки.
В эпоху Екатерины II созданы малые и главные народные училища. География изучалась в главных три года. Программ в школах не существовало, содержание определяли учебники, где материал не отличался от университетского и был перегружен номенклатурой. Существовала зубрёжка. В учебниках вклеены атласы.
В 19 в – самый массовый школьный учебник (Арсеньев). Претерпел 20 изданий. Начиная с 1816г. география теряет позиции. Вклад в развитие внесли Гоголь, Добролюбов.
Первая половина 19 в. Разработаны научные основы МПГ (Ушинский). Определены требования к содержанию, роль предмета, заложены основы краеведческого принципа. 19 в Семёнов, РБ, разработал подурочные методики, рекомендации и опорные конспекты уроков, методику экскурсий, учебники по всем школьным курсам географии.
Анучен открыл кафедру географии в Московском университете (1884). 1896 г. – стал издаваться журнал «Естествознание и география». Методически удачные учебники принадлежат Лесгафту, Смирнову, Пуцикевичу, Янчину, Иванову. Конец 19 – начало 20 в. появление оригинальных методики преподавания географии (Петри, Буданов, Руднев, Нечаев), цикл лекций, ввели предметный метод обучения (Вахтиров). Кайгородов – синтез знаний о живой и неживой природе, основатель фенологии, ввел понятие биоценоза, применил радио на уроках, ввел дневники наблюдений, принципы сезонности и комплексности (1897).
1915 г. – министр образования Игнатьев начинает реформу школы. География приобретает статус важнейшего предмета.
- 1. Методика обучения географии как наука и учебная дисциплина.
- 2. Предмет и задачи мог. Задачи мог в совр период.
- 3. Связь методики обучения с географической наукой, дидактикой, педагогикой, психологией, логикой, философией и школьной практикой.
- 4. Периодизация развития школьной географии и методики ее преподавания.
- 5. История дореволюционного становления и развития школьной географии и методики ее преподавания.
- 6. Развитие школьной географии и методики ее преподавания в советский период.
- 7. Преподавание географических дисциплин на современном этапе.
- 8. Цели и задачи школьного географического образования:
- 9. Построение и содержание школьной географии.
- 10. Внутрипредметные и межпредметные связи школьной географии.
- 11. Значение учебной географии в проф. Ориентации школьников.
- 12. Программы по географии, их методическое построение.
- 14. Развитие познавательных способностей учащихся….
- 16. Методы обучения географии. Классификации методов обучения географии.
- 17. Методы обучения по источникам знаний и способам передачи.
- 18. Вербальные (словесные) методы обучения. Их достоинства и недостатки.
- 19. Классификация методов по характеру познавательной деятельности учащихся.
- 20. Приемы обучения.
- 21. Сущность и принципы обучения.
- 22. Структура процесса обучения. Этапы процесса обучения.
- 23. Подходы в обучении географии.
- 24. Проблемный подход, его различные виды.
- 25. Эвристический подход.
- 26. Деятельностный подход. Самостоятельная деятельность учащихся.
- 27. Компетентностный подход.
- 28. Формы учебной работы по географии.
- 29. Урок географии как основная форма организации учебной работы. Обучающие, воспитывающие и развивающие функции урока.
- 33. Особенности структуры урока изучения нового материала (1), урока формирования умений и навыков (2).
- 34. Особенности структуры урока проверки и учета знаний, урока обобщения знаний.
- 35. Особенности структуры урока-диспута, урока-конференции, кино- теле- уроков.
- 36. Лекционно-семинарская форма обучения географии.
- 37. Формы организации учебной деятельности школьников на уроках географии: фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная.
- 38. Система средств обучения географии, их дидактические особенности и функции.
- 39. Учебник как комплексное средство обучения географии.
- 40. Наглядные пособия в преподавании географии и методика работы с ними.
- 41. Виды натуральных пособий (коллекции, гербарии и др.) и приемы работы с ними.
- 42. Объемные наглядные пособия (модели, макеты), использование их в учебном процессе.
- 43. Условно-графические пособия. Классификация их по способу изображения и подачи учебной информации (таблицы, схематические рисунки, диаграммы).
- 44. Цифровой материал в обучении географии. Роль и назначение цифрового материала.
- 45. Картографические пособия и методика работы с ними.
- 46. Классификация карт по месту в учебном процессе: стенные, настольные, атласы, текстовые, контурные, рельефные...
- 47. Технические средства обучения. Использование мультимедийных презентаций на уроках и внеклассных мероприятиях.
- 48. Роль учебных экскурсий. Методика и этапы организации.
- 49. Особенности проведения практических работ на местности.
- 50. Роль и функции учителя на совр. Уроке, логика построения..
- 51. Наблюдения и опыты в обучении географии. Роль и значение наблюдений и опытов.
- 52. Изучение гео номенклатуры. Глобус, приемы работы с ним.