logo search
Ekol_pravo_Bogolyubov_2008

§2. Правоотношения в области животного мира

Допустимые формы собственности

Законодательство предусматривает господство государствен- ной формы собственности на объекты животного мира. В соответ-

170 • Глава 14

с твии с Федеральным законом «О животном мире» право собствен- ности на животный мир в пределах территории Российской Феде- рации принадлежит Российской Федерации и субъектам РФ, а разграничение на федеральную собственность и собственность субъектов РФ осуществляется в порядке, установленном феде- ральным законом.

К объектам федеральной собственности относятся животные, редкие и находящиеся под угрозой исчезновения, а также занесен- ные в Красную книгу РФ; обитающие на особо охраняемых при- родных территориях федерального значения; населяющие терри- ториальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону Российской Федерации; подпадающие под действие международных договоров Российской Федерации; отне- сенные к особо охраняемым, ценным в хозяйственном отношении; естественно мигрирующие по территориям двух и более субъектов РФ В то же время перечень объектов животного мира, относящих- ся к федеральной собственности, является открытым.

Специфическая особенность животного мира — миграция. Ди- кие животные постоянно перемещаются, преодолевая подчас ог- ромные расстояния, пересекая не только границы субъектов РФ, , но и Государственную границу РФ. Проделывают большой водный путь в ходе своего жизненного цикла проходные и полупроходные виды рыб, в том числе ценные по своим природным качествам ло- сосевые и осетровые.

Это делает практически невозможным установление правового режима частной собственности на животный мир. Исключение со- ставляют лишь водные биоресурсы, обитающие в замкнутых водо- емах (прудах и карьерах), которые могут находиться соответ- ственно в федеральной, региональной, муниципальной и частной собственности сообразно формам собственности на сами водные объекты (ст. 10 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»).

Специфика пользования животным миром

Использование объектов животного мира понимается законом как изучение, добывание объектов животного мира или получение иными способами пользы от указанных объектов для удовлетворе- ния материальных или духовных потребностей человека с изъяти- ем их из среды обитания или без такового. К субъектам права пользования животным миром относятся российские и иностран- ные юридические лица, граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

Обычным условием пользования животным миром является выдача лицензии (или разрешения). Это одно из главных требова-

Правовая охрана животного мира • 171

н ий федеральных законов «О животном мире» и «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». Поскольку объекты животного мира можно предоставлять в долгосрочное и кратко- срочное пользование, то соответственно различают долгосрочные и именные разовые (краткосрочные) лицензии. Долгосрочное поль- зование осуществляют юридические лица, краткосрочное — граж- дане.

Федеральный закон «О животном мире» устанавливает приори- теты в праве пользования животным миром для некоторых катего- рий субъектов. Первой из таких категорий являются коренные ма- лочисленные народы и этнические общности, которым предостав- лены право первоочередного выбора промысловых угодий, а также исключительное право на добывание определенных объектов жи- вотного мира и продуктов их жизнедеятельности. Названные субъекты имеют льготы по срокам и районам добывания объектов животного мира, количеству добываемых объектов животного мира.

Вторая приоритетная категория — граждане, чье существова- ние и доходы полностью или частично основаны на традиционных системах жизнеобеспечения их предков (охота, рыболовство, соби- рательство). Причем это право может быть реализовано как инди- видуально, так и коллективно — в рамках объединений (семейные, родовые, территориально-хозяйственные общины, союзы охотни- ков, собирателей, рыболовов).

В-третьих, приоритет предоставляется российским юридиче- ским лицам и гражданам, которые ранее осуществляли в установ- ленном порядке отдельные виды пользования животным миром на данной территории или акватории; собственникам земель, земле- владельцам и владельцам лесного фонда.

Пользование животным миром прекращается посредством ан- нулирования лицензии в случаях отказа от пользования; истече- ния установленного срока пользования; возникновения необходи- мости в изъятии из пользования объектов животного мира в целях их охраны; использования территории, акватории для государ- ственных нужд, исключающих пользование животным миром, ликвидации предприятия, учреждения, организации; нарушения законодательства об охране окружающей природной среды и ус- ловий пользования животным миром.

Охота

Под охотой понимается изъятие диких животных для целей по- требления, изучения, создания коллекций, содержания в неволе или в полувольных условиях. Наряду со зверями и птицами, со-

172 • Глава 14

ставляющими охотничий фонд, в охотничье хозяйство входят еще и охотничьи угодья — все земельные, лесные, водные площади, служащие местом обитания диких зверей и птиц

Право на охоту приобретается исключительно в разрешитель- ном порядке (т. е. необходимо получение лицензии). Следует раз- личать активную охоту, т. е охоту с использованием оружия или ловчих животных (собак, птиц) методом выслеживания и добычи, и пассивную — с использованием капканов, садков, сетей, других стационарно установленных орудий добычи. Исходя из целей охо- ты, ее можно классифицировать на промысловую и любительскую (спортивную) Правом охоты с охотничьим огнестрельным оружи- ем, другими разрешенными орудиями охоты, а также с охотничьи- ми собаками и ловчими птицами пользуются все граждане России, достигшие 18 лет, являющиеся членами обществ охотников, сдав- шие испытания по охотничьему минимуму и уплатившие государ- ственную пошлину в установленном размере.

Рыболовство

Под рыболовством понимается деятельность по добыче (выло- ву) водных биологических ресурсов. Федеральный закон 2004 г. «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» со- здает единую основу правового регулирования отношений в облас- ти водных биоресурсов. В Федеральном законе «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» решаются вопросы права собственности на водные биоресурсы и пользования ими, регламентируются предоставление квот и разрешений на вылов водных биоресурсов, заключение договоров пользованиярыбопро- мысловыми участками. В частности, предусматривается продажа промышленных квот на аукционах и конкурсах на право заключе- ния названных договоров. Это обеспечивает определенную состя- зательность при получении права пользования водными биоре- сурсами.

Право пользования водными биоресурсами возникает на осно- вании разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, догово- ра пользования рыбопромысловым участком и по иным основани- ям, предусмотренным настоящим Законом. Разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов обязательно содержат в себе инфор- мацию о квотах, орудиях, способах и сроках вылова биоресурсов, о рыбопромысловых участках, районах промысла. В Федеральном законе «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресур- сов» предусмотрены предмет и другие основные условия договора пользования рыбопромысловым участком Предмет договора —• рыбопромысловый участок, состоящий из акватории водного объек-

Правовая охрана животного мира • 173

та или его части и прибрежной полосы суши. Основными условия- ми являются виды рыбохозяйственной деятельности, сроки поль- зования, порядок внесения платежей, требования к сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.

От рыболовства отличается рыбоводство — выращивание ры- бы, других водных животных и растений. При этом промышленное рыбоводство (аквакультура) рассматривается как предпринима- тельская деятельность по выращиванию рыбы, других водных жи- вотных и растений. Именно рыбоводство позволяет повышать ко- личество и качество запасов водных биоресурсов, пострадавших от массового загрязнения вод и гидротехнического строительства. В то же время рыбоводство — важнейший механизм обеспечения продовольственной безопасности.

Иные виды пользования животным миром

Фаунистическое законодательство предусматривает иные виды пользования животным миром, не принадлежащие к охоте, рыбо- ловству или к рыбоводству:

Особенности государственного управления

В области охотничьего хозяйства государственное управление осуществляет Минсельхоз России, в его системе функционирует Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному над- зору (Россельхознадзор). В свою очередь, в области рыбного хозяй- ства оказание государственных услуг и управление государствен- ным имуществом доверены Федеральному агентству по рыбо- ловству (Росрыболовство), находящемуся в системе Минсельхоза России. Контроль же доверен тому же Россельхознадзору. Таким образом, реализованы положения Федерального закона «О рыбо- ловстве и сохранении водных биологических ресурсов» о разделе-

174