§1. Оценка воздействия на окружающую среду
Понятие оценки воздействия на окружающую среду
Оценка воздействия на окружающую среду предназначена для нескольких целей. Во-первых, это исследование экологической си- туации на территории, на которой планируется строительство или иная деятельность. Во-вторых, анализ прогнозируемых эколо- гических последствий реализации планируемой деятельности. В-третьих, информирование общественности об экологических ас- пектах хозяйственной деятельности.
Процедура оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) регулируется Положением об оценке воздействия намечаемой хо- зяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Россий- ской Федерации 2000 г., утвержденным приказом Государственно- го комитета РФ по охране окружающей среды.
Под оценкой воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду понимается процесс, способ- ствующий принятию экологически ориентированного управлен- ческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагопри- ятных воздействий, оценки экологических последствий, учета об- , щественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвра- щению воздействий.
86 • Глава 7
Целью проведения оценки воздействия на окружающую среду является предотвращение или смягчение воздействия этой дея- тельности на окружающую среду и связанных с ней социальных, экономических и иных последствий. Оценка воздействия на окру- жающую среду проводится только для той намечаемой хозяй- ственной и иной деятельности, обосновывающая документация ко- торой проходит экологическую экспертизу.
Участниками процедуры оценки воздействия на окружающую среду является заказчик, который проводит ОВОС, или уполномо- ченное им лицо (исполнитель), органы государственной власти и местного самоуправления, предоставляющие необходимую ин- формацию или содействующие проведению исследований, граж- дане и общественные объединения. При этом степень детализации и полноты проведения оценки воздействия на окружающую среду определяется исходя из особенностей намечаемой хозяйственной и иной деятельности и должна быть достаточной для определения и оценки возможных экологических и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации намечаемой дея- тельности.
Проблемой правового регулирования является то, что процеду- ра ОВОС не дифференцируется для различных видов хозяйствен- ной деятельности и объектов. Кроме того, за непроведение или не- надлежащее проведение ОВОС не установлена юридическая от- ветственность. Единственной санкцией является отрицательное заключение государственной экологической экспертизы, принятое при экспертизе документации, обосновывающей деятельность, для которой проводилась ОВОС.
В случае выявления при проведении оценки воздействия на окружающую среду недостатка информации, необходимой для до- стижения цели оценки воздействия на окружающую среду, или факторов неопределенности в отношении возможных воздействий заказчик (исполнитель) планирует проведение дополнительных исследований, необходимых для принятия решений, а также опре- деляет (разрабатывает) в материалах оценки воздействия на окру- жающую среду программу экологического мониторинга и контро- ля, направленного на устранение данных неопределенностей.
Результатами оценки воздействия на окружающую среду явля- ются:
— информация о характере и масштабах воздействия на окру- жающую среду намечаемой деятельности, альтернативах ее реа- лизации, оценке экологических и связанных с ними социально- экономических и иных последствий этого воздействия и их значи- мости, возможности минимизации воздействий;
Экологическая оценка хозяйственной деятельности • 87
выявление и учет общественных предпочтений при приня- тии заказчиком решений, касающихся намечаемой деятельности;
решения заказчика по определению альтернативных вари- антов реализации намечаемой деятельности (в том числе о месте размещения объекта, о выборе технологий и иные) или отказа от нее с учетом результатов проведенной оценки воздействия на ок- ружающую среду.
Результаты оценки воздействия на окружающую среду доку- ментируются в материалах по оценке воздействия, которые явля- ются составной частью документации, представляемой на экологи- ческую экспертизу, а также используемой в процессе принятия иных управленческих решений, относящихся к данной деятельности.
При проведении оценки воздействия на окружающую среду, как и экологической экспертизы, действует принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяй- ственной или иной деятельности. Проведение оценки воздействия на окружающую среду обязательно на всех этапах подготовки до- кументации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, до ее представления на государственную экологическую эксперти- зу. Материалы по оценке воздействия на окружающую среду на- мечаемой хозяйственной и иной деятельности, являющейся объек- том экологической экспертизы, входят в состав документации, представляемой на экспертизу.
При проведении оценки воздействия на окружающую среду за- казчик (исполнитель) обязан рассмотреть не только планируемый вариант реализации деятельности, но и альтернативные варианты достижения цели намечаемой хозяйственной и иной деятельности. Заказчик (исполнитель) выявляет, анализирует и учитывает эко- логические и иные связанные с ними последствия всех рассмот- ренных альтернативных вариантов достижения цели намечаемой хозяйственной и иной деятельности, а также «нулевого варианта» (отказ от деятельности).
Процедура проведения ОВОС исходит из необходимости обес- печения участия общественности, в том числе информирования общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, и ее привлечения к процессу проведения оценки воздействия на окружающую среду, которое осуществляется заказчиком на всех этапах этого процесса, начиная с подготовки технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду. Однако на практике ознакомление общественности с материалами ОВОС проводится на заключительном этапе их подготовки.
Обсуждение общественностью объекта экспертизы, включая материалы по оценке воздействия на окружающую среду намечае-
88
- Глава 1
- §1. Предмет экологического права
- §2. Соотношение экологического и иных отраслей права
- §3. Методы экологического права
- Глава 2
- §1. Формирование экологического права
- §2. Значение закона
- §3. Акты Президента и Правительства
- §4. Иные подзаконные акты
- Глава 3
- §1. Здоровье человека, экология, экономика
- §2. Принцип устойчивого развития
- §3. Международное экологическое сотрудничество
- §4. Объекты правовой охраны
- Глава 3
- Глава 4
- §1. Экологические права
- §2. Экологические обязанности
- Глава 4
- §3. Гарантии реализации экологических прав и обязанностей
- Глава 5
- §1. Экономический механизм охраны окружающей среды
- Глава 5
- §2. Экологическое нормирование
- Глава 5
- §3. Экологическое лицензирование и сертификация
- Глава 6
- §1. Понятие и виды управления
- §2. Государственное управление
- Глава 6
- §3. Муниципальное управление
- Глава 6
- §4. Экологическое управление на предприятии
- Глава 6
- Глава 7
- §1. Оценка воздействия на окружающую среду
- Глава 7
- §2. Понятие и принципы экологической экспертизы
- §3. Государственная экологическая экспертиза
- Глава 7
- §4. Общественная экологическая экспертиза
- §5. Экологический аудит
- Глава 8
- §1. Экологический мониторинг
- Глава 8
- §2. Понятие и виды экологического контроля
- §3. Государственный экологический контроль
- Глава 8
- §4. Муниципальный, общественный
- Глава 8
- Глава 8
- Глава 9
- §1. Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения
- §2. Гражданско-правовая ответственность
- Глава 9
- §3. Административная ответственность за экологические правонарушения
- Глава 9
- §4. Ответственность
- Глава 10
- §1. Понятие и общая характеристика правовой охраны земель
- Глава 10
- Глава 10
- §2. Правовые способы охраны земель
- §3. Охрана земель от загрязнения
- Глава 10
- Глава 11
- §1. Правовые основы недропользования
- §2. Права и обязанности пользователей недр
- §3. Природоохранные предписания в области недропользования
- Глава 11
- Глава 12
- §1. Объекты и субъекты водных отношений
- §2. Права на водные объекты
- §3. Целевое использование
- Глава 13
- §1. Правовой режим использования и охраны лесов
- Глава 13
- Глава 13
- §2. Особенности управления охраной лесного фонда
- §3. Совершенствование правовой охраны лесов
- Глава 13
- Глава 14
- §1. Национальное и международное право о защите животного мира
- §2. Правоотношения в области животного мира
- Глава 14
- §3. Правовые меры охраны животного мира
- Глава 15
- §1. Правовые меры защиты атмосферного воздуха
- Глава 15
- §2. Наблюдение за атмосферным воздухом
- §3. Предупреждение шумовых и радиационных загрязнений
- Глава 15
- §4. Правовая защита озонового слоя Земли
- Глава 16
- §1. Понятие обращения
- 194 • Глава 16
- §2. Административный механизм регулирования обращения с отходами
- §3. Экономический механизм регулирования обращения с отходами
- Глава 17
- §1. Понятие особо охраняемых природных территорий
- Глава 17
- §2. Особенности правового режима отдельных видов особо охраняемых природных территорий
- Глава 17
- Глава 17
- §3. Иные особо охраняемые территории
- Глава 17
- Глава 17
- Общая часть
- Особенная часть