23. Подходы в обучении географии.
Подход – ориентация учителя на осуществление действия, побуждающих к использованию определенной совокупности взаимосвязанных идей и способов педагогической деятельности.
Виды:
– Проблемный (направленный на решение проблемной ситуации).
А) уровень обычной активности
Б) уровень полусамостоятельной активности (применение усвоенных знаний в новой ситуации)
В) уровень самостоятельной активности (ученик работает самостоятельно; помощь учителя минимальна)
Г) уровень творческой активности.
Этапы проблемного обучения:
-
постановка проблемной ситуации;
-
перевод проблемной ситуации в психологическую;
-
поиск решения проблемы;
-
появление идей для решения;
-
реализация найденного решения;
-
контроль результатов обучения.
– Эвристический (такая организация учебного процесса, в которой ученики постоянно открывают новое):
А) метод вживания;
Б) метод экспертных оценок.
Отличительные особенности: больше внимания уделяется вопросам, которые стимулируют творческое мышление. Также больше внимания уделяется развитию способностей прогнозирования явлений, принятию оригинальных решений, развитию критического мышления. Важны творческое воображение, генерация идей, творческая рефлексия.
Эвристические формы занятий: деловая игра, проекты, эвристические уроки.
– Деятельностный (главное – умения).
Цель подхода: формирование умения действовать средством обучения действия. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов деятельности, в котором знания могут функционировать.
Виды самостоятельной деятельности: репродуктивные, воспроизводящие, тренировочные, обзорные, проверочные, творческие, экспериментальные, научно-творческие.
– Компетентностный (компетентность – интегральная характеристика общих способностей учащихся, которые помогают им решать комплекс задач и проблем, возникающих в окружающем их мире).
Географические компетенции могут быть использованы в других областях знаний и жизни человека (например, карта); ключевые компоненты выходят за рамки географических, но наиболее эффективно раскрываются в географии; компетенции связаны с переносом понятий, способов действий и приемов из других учебных дисциплин в географию.
- 1. Методика обучения географии как наука и учебная дисциплина.
- 2. Предмет и задачи мог. Задачи мог в совр период.
- 3. Связь методики обучения с географической наукой, дидактикой, педагогикой, психологией, логикой, философией и школьной практикой.
- 4. Периодизация развития школьной географии и методики ее преподавания.
- 5. История дореволюционного становления и развития школьной географии и методики ее преподавания.
- 6. Развитие школьной географии и методики ее преподавания в советский период.
- 7. Преподавание географических дисциплин на современном этапе.
- 8. Цели и задачи школьного географического образования:
- 9. Построение и содержание школьной географии.
- 10. Внутрипредметные и межпредметные связи школьной географии.
- 11. Значение учебной географии в проф. Ориентации школьников.
- 12. Программы по географии, их методическое построение.
- 14. Развитие познавательных способностей учащихся….
- 16. Методы обучения географии. Классификации методов обучения географии.
- 17. Методы обучения по источникам знаний и способам передачи.
- 18. Вербальные (словесные) методы обучения. Их достоинства и недостатки.
- 19. Классификация методов по характеру познавательной деятельности учащихся.
- 20. Приемы обучения.
- 21. Сущность и принципы обучения.
- 22. Структура процесса обучения. Этапы процесса обучения.
- 23. Подходы в обучении географии.
- 24. Проблемный подход, его различные виды.
- 25. Эвристический подход.
- 26. Деятельностный подход. Самостоятельная деятельность учащихся.
- 27. Компетентностный подход.
- 28. Формы учебной работы по географии.
- 29. Урок географии как основная форма организации учебной работы. Обучающие, воспитывающие и развивающие функции урока.
- 33. Особенности структуры урока изучения нового материала (1), урока формирования умений и навыков (2).
- 34. Особенности структуры урока проверки и учета знаний, урока обобщения знаний.
- 35. Особенности структуры урока-диспута, урока-конференции, кино- теле- уроков.
- 36. Лекционно-семинарская форма обучения географии.
- 37. Формы организации учебной деятельности школьников на уроках географии: фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная.
- 38. Система средств обучения географии, их дидактические особенности и функции.
- 39. Учебник как комплексное средство обучения географии.
- 40. Наглядные пособия в преподавании географии и методика работы с ними.
- 41. Виды натуральных пособий (коллекции, гербарии и др.) и приемы работы с ними.
- 42. Объемные наглядные пособия (модели, макеты), использование их в учебном процессе.
- 43. Условно-графические пособия. Классификация их по способу изображения и подачи учебной информации (таблицы, схематические рисунки, диаграммы).
- 44. Цифровой материал в обучении географии. Роль и назначение цифрового материала.
- 45. Картографические пособия и методика работы с ними.
- 46. Классификация карт по месту в учебном процессе: стенные, настольные, атласы, текстовые, контурные, рельефные...
- 47. Технические средства обучения. Использование мультимедийных презентаций на уроках и внеклассных мероприятиях.
- 48. Роль учебных экскурсий. Методика и этапы организации.
- 49. Особенности проведения практических работ на местности.
- 50. Роль и функции учителя на совр. Уроке, логика построения..
- 51. Наблюдения и опыты в обучении географии. Роль и значение наблюдений и опытов.
- 52. Изучение гео номенклатуры. Глобус, приемы работы с ним.