logo search
Ekol_pravo_Bogolyubov_2008

§2. Наблюдение за атмосферным воздухом

Мониторинг атмосферного воздуха — часть мониторинга окружающей среды

В ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» 1999 г. даются общие цели мониторинга атмосферного воздуха и определение монито- ринга атмосферного воздуха: это система наблюдений за состояни- ем атмосферного воздуха, его загрязнением и за происходящими в нем природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния атмосферного воздуха, его загрязнения.

Задачи мониторинга природных ресурсов с той или иной степе- нью детализации формулируются в ряде федеральных законов. В ст. 67 ЗК РФ предусматриваются задачи государственного мони- торинга, например прогноз и выработка рекомендаций о преду- преждении и об устранении последствий негативных процессов; информационное обеспечение ведения государственного земель- ного кадастра и контроля, обеспечение граждан информацией о со- стоянии окружающей среды.

Сходные цели в отношении атмосферного воздуха имеет и мо- ниторинг атмосферного воздуха. Подробнее они предусматрива- ются в Положении о государственной службе наблюдения за состо-

1 Российская газета 1999. 6 апр.

Правовая охрана атмосферного воздуха

183

янием окружающей природной среды, утвержденном постановле- нием Правительства РФ в 2000 г.

Наряду с мониторингом атмосферного воздуха предусматрива- ется и ведется мониторинг лесов в соответствии со ст. 69 ЛК РФ, государственный мониторинг водных объектов в соответствии со ст. 78 ВК РФ, государственный мониторинг объектов животного мира в соответствии со ст. 15 Федерального закона «О животном мире», мониторинг плодородия земель сельскохозяйственного на- значения в соответствии со ст. 16 Федерального закона «О государ- ственном регулировании обеспечения плодородия земель сельско- хозяйственного назначения», мониторинг мелиорированных зе- мель в соответствии со ст. 21 Федерального закона «О мелиорации земель».

Мониторинг атмосферного воздуха является составной частью мониторинга за состоянием окружающей природной среды и вхо- дит в Единую государственную систему экологического монито- ринга, созданную в соответствии с постановлением Совета Мини- стров — Правительства РФ 1993 г.

Направления мониторинга атмосферного воздуха

Функции осуществления государственного мониторинга атмо- сферного воздуха возлагаются на специально уполномоченные го- сударственные органы исполнительной власти и их территориаль- ные органы:

— в области гидрометеорологии и смежных с ней областях —• согласно Федеральному закону от 19 июля 1998 г. № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе»;

В соответствии с Положением о государственной службе на- блюдения за состоянием окружающей природной среды, утверж- денным постановлением Правительства РФ в 2000 г., перечень объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха, устанавливают и пересматривают терри- ториальные органы МПР России совместно с территориальными органами Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

Владельцы объектов (источников вредных химических, биоло- гических и физических воздействий) — юридические лица долж- ны осуществлять мониторинг и охрану атмосферного воздуха по-

184 • Глава 15

с редством производственного контроля в соответствии с законода- тельством РФ об охране атмосферного воздуха.

Мониторинг в субъектах РФ

Органы государственной власти ряда субъектов РФ активно; участвовали в выполнении Плана подготовки правовых актов, не- , обходимых для реализации Федерального закона «Об охране ат- мосферного воздуха», путем принятия, изменения и дополнения своих актов, которыми устанавливался мониторинг атмосферного воздуха. Так, были приняты:

Общегосударственный характер мониторинга

Единство системы и государственный характер наблюдений за атмосферным воздухом предполагают приведение в соответствие с федеральным законодательством актов субъектов РФ по вопро- сам охраны, использования и мониторинга атмосферного воздуха, иным аспектам совместного ведения в области охраны окружаю- щей среды.

Правовой характер основных мер по защите атмосферного воз- духа от загрязнения, разграничение полномочий по осуществле- нию мониторинга атмосферного воздуха, неотъемлемая связь ат- мосферного воздуха с другими компонентами природной среды предполагают объединение и разнообразие усилий сообщества по совершенствованию правового, организационного, экономического механизма охраны атмосферного воздуха.

Правовая охрана атмосферного воздуха • • 185

К правовому регулированию охраны атмосферного воздуха имеют отношение ряд нормативных правовых актов, регулирую- щих смежные и сходные природоохранные отношения. Органы го- сударственной власти субъектов РФ, например, не только ведут Красную книгу субъекта РФ, но и вносят предложения о дополне- ниях Красной книги РФ.

Постановлением Кабинета Министров Республики Башкорто- стан «О республиканской комплексной программе "Экологическая безопасность Республики Башкортостан"» предусматривались меры по охране атмосферного воздуха.

Принимаются нередко акты об упорядочении транспортного движения в крупных городах в целях уменьшения выбросов вред- ных загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В городе Моск- ве разработан и осуществляется план приостановления деятель- ности предприятий, наиболее загрязняющих атмосферу, на слу- чай повышения температуры и усиления юго-восточного ветра в целях предупреждения угрозы для жизни и здоровья людей в ре- зультате загрязнения атмосферного воздуха.

Договорные формы приобретают все большее значение: догово- ры заключаются между различными государствами, между орга- нами исполнительной власти РФ и органами исполнительной влас- ти ее субъектов, между субъектами РФ.

Подписан, например, Договор между Республикой Башкортос- тан и Республикой Татарстан о сотрудничестве в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспе- чения экологической безопасности на сопредельных территориях, которым ставились и частично решались задачи охраны атмо- сферного воздуха.