«Командуй и контролируй»
В регулировании социально-экономических процессов выделяют так называемые институциональные механизмы – это совокупность институтов, т.е. элементов социальной структуры общества, форм организации и регулирования его жизни посредством закрепления правовых норм и правил, использования системы учреждений, организаций, управленческих структур, разрабатывающих и контролирующих выполнение этих норм и правил.
Реализуется посредством административно-контрольных инструментов, которые предназначены для прямого воздействия на экологические результаты деятельности как юридических (предприятий, организаций), так и физических лиц.
Он стал складываться на рубеже 1960—70-х годов и находится в настоящее время в стадии реформирования.
Административные инструменты применялись практически во всех странах на начальном этапе формирования системы управления в области природопользования и охраны окружающей среды. Затем появились более совершенные механизмы — экономические, гражданско-правовые, общественные и др. Однако и сегодня административные меры являются доминирующими во многих странах.
Являются доминирующими среди всех мер управления, применяются тогда, когда иные меры регулирования отсутствуют или не действуют. Однако – их использование считается менее эффективным, чем применение экономических инструментов.
Использование административных механизмов тесно связано с предоставлением преимущественного права управления природопользованием специализированным структурам и вневедомственным органам управления.
В сфере природопользования к числу административных механизмов относят следующие: использование прямых запретов или разрешений; лицензирование; введение нормативов и стандартов качественного и/или количественного использования ресурсов; сертификация, мониторинг, контроль, экспертиза проектов и др.
Данные инструменты подразделяются на рычаги жесткого и мягкого регулирования.
Основные административно-контрольные инструменты:
1) Экологические стандарты и нормативы: (рычаг жесткого регулирования)
Для оптимизации регулирования воздействия хозяйственной деятельности на природную среду и использование ресурсов необходимо определить оптимально приемлемые пределы такого воздействия. Для этого применяются специально разрабатываемые и утверждаемые нормативы на уровне допустимых величин. Современный уровень развития науки и техники не позволяет полностью устранить отрицательное воздействие различных видов человеческой деятельности и систем жизнеобеспечения на природную среду.
Экологические нормативы и стандарты – это комплекс взаимоувязанных ограничений и требований к качеству окружающей природной среды, к качеству и количеству воздействия на природные ресурсы и окружающую среду, а также требований к производственно-технологическим и организационно-управленческим процессам, производимой продукции и услугам.
Цели применения нормативов:
минимизировать степень отрицательного воздействия различных видов человеческой деятельности и систем жизнеобеспечения на природную среду с учетом современного опыта, научно-технических достижений и с учетом международных правил и стандартов,
обеспечить экологическую безопасность населения и сохранение благоприятной окружающей среды, генетического фонда
обеспечить рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в условиях устойчивого развития экономики.
Состояние таких институтов, как экологическая экспертиза, эколого-правовая ответственность, экологические права человека, экологический риск и пр., во многом зависит от показателей качества окружающей среды.
В России:
санитарно-гигиенические (дают только экологическую и санитарно-гигиеническую оценку состояния окружающей среды)
нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) химических, биологических вредных веществ и микроорганизмов
Рассчитываются по их содержанию в атмосферном воздухе, водах, почве. Для каждого загрязняющего вещества устанавливаются два вида ПДК: максимально-разовая и среднесуточная. Они разрабатываются таким образом, чтобы исключить причинение вреда людям, животным и растениям, обитающим в условиях относительно загрязненной среды. Для отдельных случаев могут быть установлены более строгие нормативы ПДК, в частности, для особо охраняемых природных территорий или природных объектов (например, для озера Байкал)
нормативы предельно допустимых уровней (ПДУ) вредных физических воздействий (шума, вибрации, магнитных полей) и радиационного воздействия,
Определяются исходя из уровня, безопасного для жизни человека и окружающей среды. Нормативы ПДУ безопасного содержания радиоактивных веществ в окружающей природной среде и продуктах питания, а также радиационного облучения населения называют также нормами радиационной безопасности (НРБ). Они рассчитываются в соответствии с принципами определения основного дозового предела в целях исключения всякого необоснованного облучения и снижения его до возможно более низкого уровня.
нормативы санитарных защитных зон
В градостроительстве (Градостроительный кодекс РФ) применяется норматив отвода территории под так называемые санитарно-защитные зоны между предприятиями-загрязнителями среды (в том числе животноводческими комплексами) и реципиентами — селитебной зоной, пашней, рекреационной зоной и др. Ширина санитарно-защитной зоны варьирует в зависимости от класса вредности (опасности) предприятия и может составлять от 50 м до 3 км. На территории таких зон не допускается размещение жилых домов, дошкольных и общеобразовательных учреждений, учреждений отдыха, физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, садоводческих, дачных и огороднических кооперативов, а также производство сельскохозяйственной продукции.
нормативы предельно допустимых остаточных количеств вредных веществ в продуктах питания.
- Курс лекций по дисциплине «экономика природопользования» Тема: теоретические основы экономики природопользования
- 1. Экономика природопользования как наука
- Человек
- 2. Основные понятия экономики природопользования
- Составные части природной (естественной) среды как объекта ее использования человеком:
- 1. «Все связано со всем» (закон всеобщей связи вещей и явлений в природе);
- 2. «Все должно куда-то деваться» (закон сохранения массы вещества);
- 1. Формы природопользования
- 1) Природноресурсный подход
- 2) Хозяйственный подход
- 3) Экологический подход
- 4) Подход «от реципиента»
- 2. Механизм, основные показатели и формы природопользования
- (Α, β) → optim
- 3. Закономерности и принципы рационального природопользования и охраны окружающей среды
- Тема: Экономическое развитие и экологический фактор
- 1. Факторы экономического развития
- 2. Типы эколого-экономического развития
- Т ема: Взаимодействие общества и природной среды (роль природных ресурсов и условий в общественном развитии на разных исторических этапах)
- 1. Основные понятия
- 2. Эволюция типов природопользования:
- Экологические кризисы и технологические революции как результат преобразования обществом среды своего обитания (по н.Ф. Реймерсу)
- 4. Формула антропогенного воздействия на окружающую среду
- 5. Экологическая кривая Кузнеца
- Тема: экономическая оценка природопользования
- 1. Значение экономической оценки природы
- 1) Рентный подход
- 2) Рыночная оценка
- 3) Затратный подход
- 4) Альтернативная стоимость или «упущенная выгода»
- 3. Основные методы денежной оценки природных ресурсов и условий:
- 2) Нерыночные прямые методы
- 3) Методы нерыночной косвенной оценки
- 4. Концепция общей экономической ценности природы
- Тема: Экономический ущерб от антропогенного воздействия на природную среду
- Структура общего экономического ущерба от загрязнения природной среды
- 1. Анализ природоохранных затрат
- Структура экологических издержек общества
- 2. Экономическая эффективность природопользования и природоохранной деятельности
- Т ема: хозяйственный механизм пп и оос
- «Командуй и контролируй»
- 3) Кадастры природных ресурсов
- 6) Экологический контроль
- 9) Экологический менеджмент
- Система нормативных актов в сфере природопользования и охраны среды России
- Тема: Экономический механизм природопользования
- 2. Использование принципа «загрязнитель платит» в экономическом механизме природопользования
- 3. Налог Пигу
- График образование и величина оптимального налога (налога Пигу) на загрязнение
- 4. Характеристика основных экономических инструментов
- 4.1. Природно-ресурсные и эмиссионные платежи (платежи за загрязнение ос)
- 4.2. Эмиссионные платежи (система платежей за загрязнение окружающей среды в России)
- Глава IV. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды
- 4.3. Экологические и ресурсные налоги
- 4.4. Система целевого резервирования средств на утилизацию отходов (залоговая система / «залог – возврат»)
- 4.5. Система обязательной ответственности (система страхования экологических рисков)
- 4.6. Купля-продажа прав на загрязнение окружающей среды
- Тема: экономика лесопользования
- 1. Эколого-экономические основы лесопользования
- 2. Экономическая стоимость лесных ресурсов
- 3. Структура лесных запасов и особенности лесопользования в мире и рф
- 4. Нормативно-правовая база в области лесопользования
- 5. Основные понятия в области использования лесов.
- 6. Право собственности
- Право пользования лесными участками
- 8. Плата за пользование лесным фондом
- 9. Управление лесопользованием и охрана лесов
- 1. Основные понятия экономики землепользования
- 2. Назначение и категории земель рф
- Глава 1 Статья 7. Состав земель в Российской Федерации
- Структура сельскохозяйственных угодий Российской Федерации
- 3. Структура мирового земельного фонда
- Земельные ресурсы мира
- 4. Структура земельного фонда Забайкальского края
- Глава 1
- Глава 1
- 7. Собственность на землю
- 9. Управление состоянием использования земельных ресурсов
- 3) Административное регулирование:
- 4) Экономические меры
- 10. Охрана земель (глава II)
- 11. Экологические проблемы сельского хозяйства
- Тема: экономика недропользования
- 1. Общие понятия
- 2. Минеральные ресурсы и сырье
- 3. Классификации минеральных ресурсов и месторождений
- 4. Право собственности на недра
- 5. Объект и субъекты недропользования
- 6. Сроки пользования недрами
- 7. Право недропользования
- 8. Платность недропользования
- Раздел V. Платежи при пользовании недрами
- Раздел 3, статья 34. Вознаграждения за выявление месторождения полезного ископаемого
- 9. Управление рациональным недропользованием
- Раздел III. Рациональное использование и охрана недр
- 10. Основные положения в области охраны недр
- 11. Топливно-энергетические ресурсы и топливно-энергетический комплекс. Формула общей потребности в топливно-энергетических ресурсах в стране.
- Тема: экономика водопользования
- 1. Общие сведения
- 2. Использование водных ресурсов и объектов
- 3. Право собственности и право пользования водой
- 4. Экономическое регулирование водопользования
- 5. Управление использования и охраны водных объектов
- 6. Охрана водных ресурсов
- 7. Водные правонарушения:
- 1. Экономические проблемы сохранения биоразнообразия.
- 2. Особо охраняемые природные территории
- Тема: природопользование в Третичном секторе
- Признаки понятия и классификация видов рекреации.
- Т ема: Региональные проблемы, содержание и методы управления природопользованием в регионах и странах различных социально-экономических типов
- 3. Источники и объекты загрязнения окружающей среды. Структуризация загрязнений.
- Тема: Международные аспекты устойчивого развития
- 1. Проблема глобализации природопользования. Глобальные общественные блага. Понятие глобального достояния человечества.
- 2. Международное сотрудничество в сохранении глобальных общественных благ: основные сферы и направления. Формирование системы международного экологического сотрудничества.
- Т ема: Участие и роль России в международном природоохранном сотрудничестве в контексте перехода к устойчивому развитию
- Тема: ресурсы животного мира
- 1. Основные понятия
- 2. Право собственности
- 3. Право пользования
- 4. Экономическое регулирование охраны и использования объектов животного мира
- 5. Государственное управление в области охраны и использования животного мира