logo search
Kurs_lektsy_po_Ek-ke_PP

2. Использование принципа «загрязнитель платит» в экономическом механизме природопользования

Это один из фундаментальных экономических и правовых принципов. Официально введен ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) в свои документы в 1972 г.

«Загрязнитель платит» — принцип, согласно которому загрязнитель обязан возместить обществу затраты, связанные с ликвидацией ущерба от загрязнения.

В области охраны окружающей среды необходимо заставить оплачивать экологические издержки самого загрязнителя, включать эти издержки в цену его продукции, что сделает ее менее конкурентоспособной.

В России этот принцип положен в основу механизма платежей за загрязнение.

В ряде случаев принцип «загрязнитель платит» трансформируется в принцип «платит жертва» – величина платежей оплачивается потребителем: платежи за предельно допустимые выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов, за загрязнение окружающей среды в пределах установленных нормативов относятся в России на издержки (себестоимость) производства.

В данном случае это справедливо, т.к. за загрязнение, неустранимое при данном уровне техники и технологии, должно расплачиваться все общество, если хочет потреблять тот или иной продукт. Таким образом, платежи в этой части возмещаются потребителями, так как за негативное воздействие расплачивается все общество.

Понятие экстерналий и Парето-оптимальность (оптимальность по Парето)

В ходе экономической деятельности происходит постоянное воздействие на природу, людей, различные объекты и т.д. С этим воздействием и связано возникновение экстерналий.

Экстерналии — внешние эффекты (или последствия) экономической деятельности, которые положительно или отрицательно воздействуют на другую сторону (некомпенсируемые воздействия (положительные или отрицательные) одной стороны на другую). Экстерналии могут возникать как в результате производства, так и потребления товаров и услуг. Имеют важное значение для учета экологического фактора в экономическом развитии.

Экстерналии могут быть

Предположим, что ваш дачный участок расположен на болоте, где невозможно ничего построить и вырастить. Но у вас есть трудолюбивый и состоятельный сосед, который осушает своей участок, создает дренаж, подводит дорогу и т.д. В этом случае с большой долей вероятности ваш участок также станет суше и вы сможете построить надежный дом, вырастить любимые цветы, вос­пользоваться соседской дорогой и пр., т.е. вы получаете значительные выгоды от деятельности соседа. Это пример положительных экстерналии. Классическим примером положительных внешних эффектов является образование. Оно приносит выгоды индивидуальным потребителям: образованные люди обычно получают более высокие доходы, чем менее образованные. Но образование обеспечи­вает большие выгоды и всему обществу, в котором каждый его член выигрывает от того, что другие граждане получают хорошее образование. Экономика в целом также выигрывает от наличия более универсальной и более производительной рабочей силы.

К широко распространенным в жизни примерам отрицательных внешних эффектов можно отнести поездки на автомобиле или курение, когда жители районов с интенсивным транспортным движением или некурящие — жертвы данных видов загрязнения среды — могут нести дополнительные издержки, в частности, на охрану своего здоровья.

В сфере ПП и ООС экстерналии можно охарактеризовать как негативные эколого-экономические последствия экономической деятельности, которые не принимаются во внимание субъектами этой деятельности.

В реальных условиях более 60% экономического ущерба, вызванного нарушением устойчивости окружающей среды, воспринимается за пределами экономических интересов субъекта хозяйствования, инициирующего эмиссию загрязняющих веществ, и выступает в качестве экстернальных издержек.

Эколого-экономический ущерб от загрязнения природной среды формально можно рассматривать как совокупность внутренних и внешних издержек экономических субъектов, обусловленных экодеструктивными результатами хозяйственной деятельности.

Отрицательные внешние эффекты обычно незначительно сказываются на экономическом положении самих загрязнителей. Производители загрязнений заинтересованы прежде всего в минимизации своих внутренних издержек, а внешние, экстернальные, издержки обычно игнорируется как проблема, требующая для своего решения дополнительных затрат. Производители загрязнений заинтересованы прежде всего в минимизации своих внутренних издержек, а внешние, экстернальные издержки они обычно стремятся переложить на других.

В результате издержки по борьбе с экстерналиями вынуждены нести другие. И здесь возникает вполне резонный для экономики вопрос: почему люди, предприятия и пр., подвергшиеся внешнему воздействию, должны сами компенсировать возникшие у них отрицательные экстерналии, различные виды ущерба?

Частный предприниматель, стремясь минимизировать издержки, становится на путь экономии на природоохранных затратах. Если, например, химический комбинат загрязняет реку, а ниже по течению расположен завод, которому нужна чистая вода, и поселок, то дополнительные затраты налагаются на завод и население. Существование внешних эффектов ставит вопрос о реальной цене продукции для общества предприятий - загрязнителей.

Проблему экстерналий, связанные с ними издержки первым исследовал А. Пигу в работе «Экономика благосостояния» (1920). Он выделял частные, индивидуальные издержки и общественные издержки, затраты всего общества. Экстернальные издержки отражают разницу между общественными и частными издержками.

Оценка экстерналий, их отражение в цене является одной из сложнейших экономических проблем. Существование внешних эффектов ставит вопрос о реальной цене продукции предприятий для общества. Очевидно, что недоучет в цене экстернальных издержек, неэффективность рынка в их адекватном отражении искажает цену и делает ее заниженной с точки зрения действи­тельных общественных издержек. В случае отрицательных экстерналий имеет место перепроизводство «вредных» товаров и услуг, в случае положительных внешних эффектов — недопроизводство товаров и услуг.

Для трансформации внешних издержек во внутренние государство на основе прямого или косвенного регулирования должно добиваться сдвига рыночно-оптимального уровня производства (без учета экстерналий) к общественно оптимальному уровню выпуска продукции, реализуя интересы общества.

Существование экстерналий приводит к расхождению между частными и социальными издержками (по формуле: социальные издержки равны сумме частных и экстернальных, т. е. возлагаемых на третьих лиц).

Такого рода расхождения впервые исследовал Артур Пигу в книге «Теория благосостояния». Он характеризовал их как «провалы рынка», так как ориентация лишь на частные выгоды и издержки приводит:

Указания на «провалы рынка» служили для Пигу теоретическим обоснованием государственного вмешательства в экономику: он предлагал налагать на деятельность, являющуюся источником отрицательных внешних эффектов, штрафы (равные по величине экстернальным издержкам) и возмещать в форме субсидий эквивалент экстернальных выгод производителям благ с положительными внешними эффектами.

Парето-оптимальность

Если при возникновении внешних издержек, автоматическое (рыночное) их включение в цену товара невозможно, предприятия перекладывают эти издержки на общество. В природопользовании с этим связаны так называемые «провалы рынка» (деформация рыночных регуляторов).

Для исправления «провалов рынка» и повышения эффективности требуется дополнительное регулирование со стороны государства, его вмешательство с помощью экономических и правовых инструментов.

Во многих странах государственное регулирование охватывает внешние эффекты, связанные с загрязнением окружающей среды и использованием земли (например, не разрешается строительство электростанций в жилых районах).

Это позволяет скорректировать рыночный механизм (до некоторой степени) и тем самым достигать оптимальности по Парето, когда общество получает выгоду от какой-либо деятельности, если по крайней мере один человек получает выгоду и никто не несет потерь.

Парето-оптимальность (эффективность) — ситуация, при которой общество извлекает максимальную полезность из ресурсов и невозможно увеличить чью-то долю в получаемом результате, не сократив долю другого.

Для трансформации внешних издержек во внутренние государство на основе прямого или косвенного регулирования должно добиваться сдвига рыночно-оптимального уровня производства (без учета экстерналий) к общественно оптимальному уровню выпуска продукции, реализуя интересы общества.