§3. Методы экологического права
Экологизация иных отраслей права
Комплекс методов экологического права и законодательства включает специфические приемы, присущие только данной отрас- ли права и законодательства. В этот комплекс методов входят и иные, более общие методы, свойственные другим отраслям права, представляющие, однако, такое сочетание и своеобразие, которые не свойственны другим отраслям права.
Экологическое право как учебная дисциплина • 15
На первое место можно поставить такой метод, с помощью кото- рого экологическое право неминуемо воздействует на другие отрас- ли права. В настоящее время происходит экологизация, т. е. усиле- ние природоохранной составляющей всех отраслей российского права, направленной на гармонизацию отношений общества и окру- жающей среды вне отраслевой принадлежности правовых норм
Метод экологизации можно рассматривать как проявление об- щеэкологического, природоохранного подхода ко всем без исклю- чения событиям и явлениям общественного бытия, как проникно- вение всемирной глобальной задачи охраны окружающей среды во все сферы общественных отношений, как регулируемые, так и не регулируемые правом.
Метод экологизации типичен для других отраслей права, почти в каждой из которых присутствуют предписания, направленные на охрану окружающей среды. Двойственное назначение и место- нахождение этих норм не должны смущать: принадлежность уго- ловных, административных и иных норм права соответственно к уголовному, административному и иным отраслям права не вы- зывает сомнений.
Обслуживание нормами УК РФ, КоАП РФ, ГК РФ задач охраны окружающей среды не означает перетаскивания их в эту экологи- ческую природоохранную отрасль права, а лишь подчеркивает ме- тод экологизации отраслей права как универсальный и действен- ный способ природоохранного регулирования всех без исключения общественных отношений, как имеющих причастность к окружаю- щей человека природной среде.
Административно-правовой способ
В действующей системе права преобладают два основных сро- соба воздействия на поведение граждан — административно-пра- вовой и гражданско-правовой. Их сочетание и взаимодействие в области использования и охраны окружающей среды имеют свои особенности и могут рассматриваться как специфические методы экологического права.
Административно-правовой метод используется для обеспече- ния порядка управления и поэтому исходит из неравного положе- ния субъектов права — из отношений власти и подчинения. Более полувека господствовала исключительная государственная (обще- народная) собственность на природные ресурсы, что, естественно, обусловливало преимущественно административный способ управ- ления ими. На него работали представления о естественном, «дар- мовом» происхождении природных благ, отсутствии, как правило, вклада человеческого труда в их появление и существование.
16 • Глава 1
Современникам могут быть видны как положительные, так и от- рицательные стороны такого подхода: можно было легче планиро- вать ресурсопотребление, координировать природоохранную дея- тельность, преодолевать эгоистические, частнособственнические, сепаратистские инстинкты природопользователей; однако эти фак- торы не принесли ожидаемого положительного эффекта, но поро- дили бесхозяйственность, пренебрежение в ряде случаев экономи- ческой оценкой природных ресурсов, распространение безответ- ственности природопользователей
Гражданско-правовой способ
Гражданско-правовой способ регулирования общественных отношений базируется на основных началах гражданского законо- дательства и основывается на признании равенства участников регулируемых отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, беспрепятственного осуществления граж- данских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (ст. 1 ГК РФ).
В области природоохранных и природоресурсных отношений имущественный подход, предусматривающий равный, «горизон- тальный», в отличие от административного — «вертикального» подхода, приобретает принципиальное значение, поскольку наря- ду и вместе с земельными участками в гражданском обороте могут находиться древесно-кустарниковая растительность, объекты животного мира, древесина, добытые, т. е. извлеченные из недр, полезные ископаемые, небольшие обособленные водные объекты искусственного происхождения
В 1980-х гг. в нашей стране был провозглашен принцип перехо- да от преимущественно административных, властных методов регулирования экологических отношений к методам преимуще- ственно экономическим, равноправным. Можно констатировать взвешенность этой формулы, означающей постоянное и неиз- менное функционирование и того, и другого методов, но с преоб- ладанием в различные периоды и с разным успехом одного над другим.
На этом пути за прошедшие два десятка лет сделано немало: установлена плата за пользование природными ресурсами, за по- требление и загрязнение природной среды; признаются, защища- ются равным образом и гарантируются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности на землю, т. е посте- пенно складываются экономический механизм использования и охраны окружающей среды, введение материального интереса
Экологическое право как учебная дисциплина • 17
в использование природных ресурсов для настоящего и будущих поколений и их сбережение.
Стабильность природопользования и гражданско-правовая за- щита природоресурсных и иных прав десятков миллионов граж- дан, как и имущественное обеспечение заинтересованного выпол- нения ими своих природоресурсных и природоохранных обязанно- стей, причем не вопреки, а в интересах всего общества, являются задачами современного российского права и государства.
Сочетание административного и гражданского методов
В то же время российское государство не отказывается от ад- министративных средств организации природопользования, а в ря- де случаев усиливает их применение в направлении охраны при- родных ресурсов и всей окружающей среды Увеличиваются административные штрафы на нарушителей экологического зако- нодательства, на загрязнителей (в отличие от предыдущих трид- цати лет они стали налагаться не только на граждан, но и на юри- дических лиц), формируется государственная система природо- охранных органов, принимаются меры к нормированию качества окружающей среды, ужесточению государственного экологиче- ского контроля.
Подобное сочетание и взаимодействие административно-пра- вового и гражданско-правового методов — специфическая черта экологического права. Какой из названных методов должен занять преимущественное положение? Экологический фактор природо- пользования объявляется приоритетным по отношению к правам собственника природных объектов
Законы о природных ресурсах, как и нормативные акты других отраслей права, содержат большое количество норм администра- тивно-правового характера, направленных на охрану окружаю- щей среды. Это обусловлено публичным, социальным характером назначения и использования большинства природных ресурсов, представляющих интерес для всего населения
Поскольку состояние природных ресурсов вызывает все боль- шую озабоченность населения, а предписания по их охране приоб- ретают все большую социальную значимость, постольку государ- ственно-властный и имущественно-правовой методы будут пере- плетаться, взаимно дополняя друг друга, уступая друг другу место в зависимости от состояния и деградации окружающей среды и фор- мирования гражданского общества, эколого-правового сознания.
Административные методы охраны окружающей среды не чужды и другим странам, давно идущим по пути рыночных отно- шений, признания условной незыблемости частной собственности
18 • Глава 1
на землю и некоторые другие природные ресурсы: все чаще и на- стойчивее окружающая среда признается в них общенациональ- ным благом, необходимым для выживания общества.
В случаях коллизий между государством и собственником зем- ли приоритет и предпочтение судами за рубежом все чаще отдают- ся первому; участки земли и некоторые другие природные объекты выкупаются государством для общественных нужд и общечелове- ческих надобностей; в области экологии авторитет государства и его органов становится непререкаемым и незыблемым, обеспечи- вается жесткими административными процедурами.
Историко-правовой метод
Методологический арсенал экологического права достаточно разнообразен и сложен, включая общераспространенные методы и методологию различных отраслей права, других областей челове- ческого знания. Это и всеобщий философский метод, анализ и син- тез, системно-структурный подход, восхождение от абстрактного к конкретному, обобщение эмпирики, статистический, конкретно- социологический, психологический, сравнительно-правовой мето- ды — они используются в различных науках и учебно-правовых дисциплинах в разной степени для познания и изучения правовых и иных общественных явлений.
Для получения истинных знаний о сущности и закономерностях экологического права значение имеет историко-правовой метод. Анализ развития явления, исторических источников, официаль- ных документов позволяет оценить происхождение и динамику решения экологических проблем, понять современное место эколо- гического права в общей системе права, уяснить причины, след- ствия, масштаб деятельности человека в области загрязнения и охраны окружающей среды.
Законом 1960 г. «Об охране природы в РСФСР» предусматрива- лось, что подлежат охране все земли, особенно пахотные, закреп- ленные за землепользователями, как основные средства производ- ства в сельском хозяйстве.
Этот Закон был первым законом комплексного характера, по- священным регулированию использования и охраны конкретных природных ресурсов, их охране и рациональному использованию в целом, в совокупности, составляющей всю природу, называемой в настоящее время с определенными поправками и уточнениями окружающей природной средой. >
Этим Законом вводились оценка проектов крупных строек Все- российским обществом охраны природы, обязательное изучение основ охраны природы во всех без исключения учебных заведени-
Экологическое право как учебная дисциплина • 19
ях, ответственность за нарушения законов об охране природы, провозглашались почетными обязанности общественных инспек- торов по охране природы, а охрана природы объявлялась всена- родным делом1.
Последующие десятилетия подтвердили наивность, необосно- ванность и идеализм некоторых расчетов, опровергли ставку на всеобщую сознательность и быстрое перевоспитание людей в но- вую историческую общность, что и привело к радикальным рефор- мам и принятию Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» в 1991 г.: в значительной мере ими устранены, а отчасти и повторены недостатки законов и иных правовых актов предыду- щего периода.
Прогностический метод
В области общественных отношений, связанных с охраной и ис- пользованием окружающей природной среды, не менее полезным методом является прогностический метод, включающий предска- зание, суждение о состоянии экологических отношений в будущем. Прогнозирование природоохранных процессов предполагает их планирование, программирование, проектирование, управление, использует экстраполяцию, моделирование, опрос экспертов.
Потребность в таких знаниях остро ощущается в экологическом праве, ибо знание будущих состояний, процессов и явлений пред- ставляет собой необходимое условие компетентного и целенаправ- ленного управления природоохранными процессами, предупрежде- ния деградации природных ресурсов от ветровой и водной эрозии, загрязнения, захламления, опустынивания, засоления, подтоп- ления.
Здесь подвижность и динамика состояния окружающей среды (постоянно ранимой, все более вызывающей озабоченность) во многом зависят от антропогенной, человеческой деятельности, подвергаемой законодательному и иному правовому регулирова- нию и поэтому требующей особого внимания и осторожности.
Эффективное и постоянное использование прогностического метода в сфере экологического права открывает действенный ка- нал взаимодействия общества и природы, науки и практики, по- зволяет не отставать от природных явлений и катаклизмов, пы- таться опередить и предупредить их, быстрее ликвидировать их отрицательные последствия.
Прогнозирование позволяет принимать своевременные меры по совершенствованию государственного и общественного механиз- мов, экологического права, укреплению соответственно экологи- ческого правопорядка, обосновывать надежность принимаемых
20 • Глава 1
организационных, воспитательных, правовых и экономических мер с учетом социальных и иных возможных изменений.
Вопросы для повторения
Что понимается под экологическими отношениями; под эко- логическим правом? Зачем изучается экологическое право и в чем его социальное предназначение?
Какие общественные отношения регулирует природоресур- сное, экологическое право, в каких отношениях они состоят между собой и с другими отраслями российского права?
Почему и каким образом осуществляется экологизация рос- сийского права и законодательства?
4 Сочетание каких методов дает наибольший эффект в области сохранения окружающей среды?
5. В чем значение историко-правового и прогностического ме- тодов при изучении экологического права?
Литература
Бринчук М. М. Экологическое право: учеб. М.: Высшее образо- вание, 2005.
Дубовик О. Л. Экологическое право: учеб. М.: Проспект, 2004.
Боголюбов С. А. Экологическое право: учеб. для вузов. М.: Юристъ, 2004.
- Глава 1
- §1. Предмет экологического права
- §2. Соотношение экологического и иных отраслей права
- §3. Методы экологического права
- Глава 2
- §1. Формирование экологического права
- §2. Значение закона
- §3. Акты Президента и Правительства
- §4. Иные подзаконные акты
- Глава 3
- §1. Здоровье человека, экология, экономика
- §2. Принцип устойчивого развития
- §3. Международное экологическое сотрудничество
- §4. Объекты правовой охраны
- Глава 3
- Глава 4
- §1. Экологические права
- §2. Экологические обязанности
- Глава 4
- §3. Гарантии реализации экологических прав и обязанностей
- Глава 5
- §1. Экономический механизм охраны окружающей среды
- Глава 5
- §2. Экологическое нормирование
- Глава 5
- §3. Экологическое лицензирование и сертификация
- Глава 6
- §1. Понятие и виды управления
- §2. Государственное управление
- Глава 6
- §3. Муниципальное управление
- Глава 6
- §4. Экологическое управление на предприятии
- Глава 6
- Глава 7
- §1. Оценка воздействия на окружающую среду
- Глава 7
- §2. Понятие и принципы экологической экспертизы
- §3. Государственная экологическая экспертиза
- Глава 7
- §4. Общественная экологическая экспертиза
- §5. Экологический аудит
- Глава 8
- §1. Экологический мониторинг
- Глава 8
- §2. Понятие и виды экологического контроля
- §3. Государственный экологический контроль
- Глава 8
- §4. Муниципальный, общественный
- Глава 8
- Глава 8
- Глава 9
- §1. Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения
- §2. Гражданско-правовая ответственность
- Глава 9
- §3. Административная ответственность за экологические правонарушения
- Глава 9
- §4. Ответственность
- Глава 10
- §1. Понятие и общая характеристика правовой охраны земель
- Глава 10
- Глава 10
- §2. Правовые способы охраны земель
- §3. Охрана земель от загрязнения
- Глава 10
- Глава 11
- §1. Правовые основы недропользования
- §2. Права и обязанности пользователей недр
- §3. Природоохранные предписания в области недропользования
- Глава 11
- Глава 12
- §1. Объекты и субъекты водных отношений
- §2. Права на водные объекты
- §3. Целевое использование
- Глава 13
- §1. Правовой режим использования и охраны лесов
- Глава 13
- Глава 13
- §2. Особенности управления охраной лесного фонда
- §3. Совершенствование правовой охраны лесов
- Глава 13
- Глава 14
- §1. Национальное и международное право о защите животного мира
- §2. Правоотношения в области животного мира
- Глава 14
- §3. Правовые меры охраны животного мира
- Глава 15
- §1. Правовые меры защиты атмосферного воздуха
- Глава 15
- §2. Наблюдение за атмосферным воздухом
- §3. Предупреждение шумовых и радиационных загрязнений
- Глава 15
- §4. Правовая защита озонового слоя Земли
- Глава 16
- §1. Понятие обращения
- 194 • Глава 16
- §2. Административный механизм регулирования обращения с отходами
- §3. Экономический механизм регулирования обращения с отходами
- Глава 17
- §1. Понятие особо охраняемых природных территорий
- Глава 17
- §2. Особенности правового режима отдельных видов особо охраняемых природных территорий
- Глава 17
- Глава 17
- §3. Иные особо охраняемые территории
- Глава 17
- Глава 17
- Общая часть
- Особенная часть