3.1. Понятие рекогносцировки.
Проект геодезической сети, составленный в камеральных условиях нуждается в проверке и уточнении на местности. С этой целью выполняют рекогносцировку пунктов. Основными задачами ее являются: выбор конкретных мест положения геодезических пунктов на местности в соответствии со схемой построения сети; окончательный расчет высот геодезических знаков; выбор типов геодезических знаков и подземных центров, определение глубины закладки последних; уточнение общей сметы расходов с учетом дополнительных данных по организации работ, полученных в процессе рекогносцировки.
При рекогносцировке допускается частичное изменение проекта сети, если это связано со значительным уменьшением высот геодезических знаков и обеспечением лучшего доступа к пунктам. Существенное изменение проекта сети не разрешается, поскольку может привести к ухудшению геометрической схемы и точности построения сети. Уточненный в результате рекогносцировки проект должен представлять собой наилучший вариант построения геодезической сети в техническом, экономическом и организационном отношениях.
Пункты геодезической сети должны находиться на наиболее высоких вершинах местности. При выборе местоположения пункта необходимо соблюдать следующие требования: пункты нельзя располагать вблизи инженерных сооружений и жилых зданий, железных и автомобильных дорог, линий высокого напряжения, телеграфных и телефонных линий, трубопроводов и т. п.; не следует устанавливать пункты на землях, занятых ценными сельскохозяйственными культурами, на болотах, оползнях, в поймах, а также на заливаемых в половодье и других местах, где не может быть гарантирована долговременная сохранность подземных центров и наружных знаков. Одновременно с выбором места установки геодезического пункта намечают места для закладки ориентнрных пунктов, а на пунктах Лапласа — для астрономических столбов.
Выбранное местоположение геодезического пункта (а также ориентирных пунктов, астростолбов) обозначают на местности доступными средствами, например, курганами из камней, вехами, деревянными столбами и т. п.
В зависимости от конкретных обстоятельств (сроки исполнения работ, рельеф местности и т. д.) рекогносцировка пунктов может выполняться либо до постройки геодезических знаков, либо одновременно с ней. Первый вид рекогносцировки (до по стройки знаков) применяется только в открытых (незалесен-ных) районах, в том числе равнинных, всхолмленных и горных, где видимость между смежными пунктами и высоты знаков устанавливаются с земли или невысоких мачт, лестниц и т. п. Второй вид рекогносцировки (одновременно с постройкой) более прогрессивен, так как имеет ряд преимуществ по сравнению с первым. Применяется он в закрытой или полузакрытой местности. Используя построенные знаки, рекогносцировщик может по каждому направлению определить наличие препятствий между пунктами и с помощью теодолита произвести измерения для определения их высот. Практика показала, что ведение рекогносцировки в комплексе с постройкой знаков дает хорошие результаты: практически исключаются случаи недостаточно точного определения высот знаков, приводящие к отсутствию видимости между пунктами.
Различают два метода ведения рекогносцировки: визуальный и инструментальный. При работе в открытой местности (равнинной, холмистой, горной) с достаточным числом ориентиров на местности, когда нетрудно установить местоположение каждого пункта, предусмотренного проектом, высоты геодезических знаков определяют визуально с земли или с невысокой мачты путем непосредственного измерения высоты той точки, с которой открывается видимость по всем направлениям на окружающие пункты. Такой метод рекогносцировки называют визуальным.
При работе в залесенной равнинной и холмистой местности, а также в открытой равнинной местности с недостаточным числом ориентиров, в том числе в пустынях, полупустынях и т. д., определить местоположение пунктов и высоты знаков визуальным методом невозможно или чрезвычайно сложно даже при подъеме на деревья и мачты. Для определения местоположения запроектированных пунктов в таких случаях применяют инструментальные методы. Работу начинают от исходного пункта, положение которого на карте и на местности однозначно определено. По карте определяют длину и азимут стороны, соединяющей определяемый пункт с исходным. Используя эти данные, прокладывают теодолитные, мензульные ходы или вы полняют другого вида геодезические построения, с помощью которых находят на местности участок для установки определяемого пункта. После детального обследования данного участка и прилегающей к нему местности выбирают самое возвышенное место для установки геодезического пункта. В залесенной местности для определения высот нередко применяют барометрическое нивелирование.
При отсутствии прямой видимости между пунктами для вычисления высот знаков, между которыми находится препятствие, нужно знать расстояния и превышения между препятствиями и пунктами. Перед рекогносцировщиком возникает задача определения на местности местонахождения препятствия, а также расстояний и превышений между препятствием и пунктами. Эта задача решается путем изучения профиля местности по створу между пунктами, что при наличии топографических карт масштаба 1 : 25000—1 : 10000 довольно просто. В противном случае эту задачу решают, применяя инструментальные методы: строят простейшие геометрические сети (в открытой местности) с помощью мензулы и кипрегеля; прокладывают вы-сотно-теодолитные ходы; выполняют тригонометрическое или барометрическое нивелирование. Выбор того или иного метода зависит от особенностей района работ. Точность измерений во всех случаях должна обеспечивать определение высот геодезических знаков с ошибкой не более 2—3 м.
Для определения превышений между препятствием и местами установки пунктов методом тригонометрического нивелирования зенитные расстояния следует измерять вечером или утром в периоды наиболее четких и спокойных изображений визирных целей.
Приведенные выше сведения свидетельствуют о том, что инструментальный метод рекогносцировки в организационном отношении несравненно сложнее визуального и требует от рекогносцировщика умения хорошо ориентироваться на местности при весьма ограниченном числе ориентиров (рек, озер, холмов и т. д.).
От качества проведения рекогносцировки во многом зависят качество и точность построения сети, а также объем и стоимость полевых работ. Поэтому рекогносцировку поручают высококвалифицированным инженерам, имеющим опыт проектирования геодезических сетей и производства основных геодезических работ.
При рекогносцировке вместо обычных геодезических приборов целесообразно применять специальные, например, при работе на мачте или дереве — специальную буссоль М. С. Успенского; легкий мензульный планшет, который легко крепится к стволу дерева; вертикальный круг для рекогносцировки и др. Применение специальных приборов облеииет работу рекогнос цировщика, способствует повышению производительности труда и улучшает качество результатов рекогносцировки.
Для выбора наилучшего варианта построения фигур геодезической сети (треугольников, четырехугольников и т. п.), а также для установления видимости между пунктами при рекогносцировке тщательно изучают горизонт, видимый на каждом данном пункте с земли в открытой местности или при подъеме на мачту или дерево в закрытой и полузакрытой местности. Видимый горизонт зарисовывают в рекогносцировочном журнале по секторам, в пределах которых возможно проектировать направления на смежные пункты сети; в каждом секторе указывают дальность видимости до возвышенных участков местности; измеряют и записывают магнитные азимуты, определяющие положение каждого сектора.
Выбор местоположений пунктов и особенно базисных сторон, на конечных пунктах которых будут определяться астрономические азимуты, необходимо осуществлять с учетом ослабления влияния боковой рефракции на результаты угловых измерений и азимутальных определений. С этой целью пункты устанавливают в таких местах, чтобы связывающие их направления не проходили вблизи склонов гор и холмов, вдоль берегов больших рек, озер, водохранилищ и т. п.
Рекогносцировка положения пунктов магистрального хода, производилась одновременно с закладкой реперов, точек съемочного обоснования.
Закладка реперов и точек производилась бетонированием металлических штырей, с составлением описания местоположения (составлением крок); с промерами на местности от существующей ситуации с маркировкой промеров и номеров красной краской.
Наружное оформление - курганообразная окопка непосредственно над центром знака. Репера задавались на местности через 0.5 км – не более, каждая точка оформлялась как репер; металлический штырь 1=1.0 м заливался бетонным раствором по всей длине и оформлялся круглой окопкой d= 1,5 м. Одновременно с этим, производилось отыскивание исходных пунктов нивелирования (реперов) и всех без исключения центров пунктов ГГС с целью совмещения их центров со съемочным обоснованием или задания на них строительных реперов, если они (эти пункты ГГС) попадают в полосу съемки. На замыканиях в полигоны обратными ходами дистанции между точками задавались через 2.5 км.
- 1.Характеристика района строительства.
- 1.1 Климат
- 1.2. Рельеф.
- 1.3. Почвы и почвообразующие породы.
- 1.4 Поверхностные и грунтовые воды.
- 1.5 Геология.
- 2. Существующее состояние дороги.
- 2.1 Существующее состояние дороги по визуальному обследованию
- 2.2 Инженерно-геологические условия
- 2.3. Технические параметры дороги.
- 2.4. План и продольные профиль дороги.
- 2.5. Дорожная одежда.
- 3.Рекогносцировка ходов геодезического обоснования , закладка реперов и точек съемочного обоснования.
- 3.1. Понятие рекогносцировки.
- 3.2. Опорное геодезическое обоснование.
- 3.4. Плановое геодезическое обоснование
- 3.6. Электронно - тахеометрическая съемка.
- 3.7. Камеральная обработка.
- 4. Искусственные сооружения.
- 4.1. Ведомость искусственных сооружений.
- 4.2. Технология устройства железобетонной трубы и техника безопасности при его установки.
- 4.3. Ведомость потребности в машинах и механизмах.
- 5. Земляное полотно.
- 5.1. Подготовительные работы
- 5.2. Технология возведения земляного полотна
- 5.3. Определение объемов земляных работ на участке линейных работ
- 6. Организационно-экономическая часть.
- 6.1. Расчетная стоимость работ
- 7. Геодезические приборы, применяемы при реконструкции автодорог.
- 7.1. Тахеометр sokkia set 530 r.
- 7.2. Нивелир.
- 8. Охрана труда и экология.
- 8.1 Охрана труда при проектировании автомобильных дорог.
- 8.2. Влияние автомобильного транспорта на окружающую среду