logo
теееек

1.2. Рельеф.

В формировании рельефа основную роль сыграли трансгрессии Каспийского моря. Проектируемый участок автодороги расположен в зоне Прикаспийской низменности, Западного Чинк Устюрта. Прикаспийская низменность относится к типу погруженных озерно-морских и аллювиальных низменностей, в которых отрицательные тектонические движения превосходят по интенсивности процессы аккумуляции осадков. Поэтому гипсометрические отметки здесь почти повсеместно имеют отрицательные величины. В северной части низменности абсолютные отметки местности изменяются минус 28.0-28.5метров у берега моря. Прикаспийская низменность представляет собой слабо расчлененную неоднородную, почти идеальную плоскую равнину.

Неоднородность её выражается в наличии бугров, гряд, лиманных западин и озерных котловин-соров. К северу Прикаспийской низменности равнинный характер рельефа нарушается буграми и гривами песчаных массивов. Они достигают 10-12м относительной высоты и имеют разнообразную форму, вплоть до полулунных барханов.

Гряды сложены обычно слоистыми послехвалынскими отложениями от до глинистых. Лишь одинокие возвышенности, именуемые здесь “горами”, возвышаются до 52м.

К положительным формам рельефа помимо гряд, бугров и грив, относятся холмики землемеров и постройки термитов, широко распространенные на равнинах, сложенных песками и супесями. Не менее разнообразны и отрицательные формы рельефа. Это, прежде всего, впадины эрозионного или суффозионного происхождения, представляющие соры и соленые озера. Довольно часто встречаются неглубокие (1.5 - 2.0м) понижения рельефа - лиманы, периодически затапливаемые паводковыми или талами водами.

Высотные отметки меняются от минус 25м на Прикаспийской низменности до плюс 150 - 230м на плато Устюрт. В пределах горного Мангышлака они колеблются от –25м во впадинах, до +280м на участках пересечения хребтов Актау.