5.1. Подготовительные работы
В состав подготовительных работ входит: восстановление трассы, отвод и закрепление земель на постоянное и временное пользование, расчистка полосы отвода, разбивка работ, устройство водоотводных канав и дренажей.
Восстановление трассы: до начала сооружения земляного полотна выполняют следующие работы по восстановлению трассы:
выносят все углы поворота и все пикеты на границу полосы отвода. Пикеты закрепляют кольями по оси дороги.
закрепляют вершины углов поворотов и створных точек на длинных прямых. Вершины углов закрепляют столбиками h= 0,5м, на которых несмываемой краской пишут все элементы кривой.
разбивают круговые и переходные кривые, закрепляют начало и конец кривых, промежуточные точки.
разбивают и закрепляют оси искусственных сооружений, выносят столбы по оси искусственных сооружений, закрепляют пикеты и плюсовые точки.
проверяют отметки существующих реперов, а также устанавливают дополнительные реперы, необходимые для выполнения строительных работ.
дорожную полосу отмечают бороздой, вехами, просеками, отметками на отдельных деревьях.
проверяют продольное нивелирование всех точек и в необходимых случаях на отдельных участках снимают поперечные профили для более точного подсчета объёма земляных работ.
При восстановлении трассы закрепляют на местности земельные угодья, отводимые для резервов и карьеров. Отвод земель для временного и постоянного использования производят с учетом охраны природы. Закреплённую дорожную полосу оформляют в виде плана отводимых земель с приложением журнала закрепления.
Для производства дорожно-строительных работ стремятся к сокращению полосы отвода, которую устанавливают в зависимости от размеров земляного полотна на каждом конкретном участке местности.
После выноски пикетажа непосредственно перед началом земляных работ производят разбивку, которая состоит в нанесении и закреплении на местности основных точек, определяющих поперечные размеры будущих насыпей и выемок с учетом уклона местности, толщины снимаемого растительного слоя и расположения боковых канав и резервов. Особенно сложно проведение разбивки на кривых участках.
При разбивке выемок также учитывают толщину дорожной одежды, вычитая её из отметок бровок. При корытном и полукорытном профилях земляного полотна производят расчёт ширины подлежащей отсыпке насыпи и отметок её по бровкам. На всех необходимых точках восстанавливают и закрепляют разбивочные знаки.
Схема разбивки работ
|
1- выносной столб с отметкой; 2- выносные колья; 3- граница полосы отвода; 4- ось дороги; 5- четные пикеты.
При большом объёме разбивочных работ при управлении строящейся дороги создают специальную геодезическую службу для проведения всех разбивочных работ, которая гарантирует высокое качество переноса проектов в натуру и обеспечивает непрерывный контроль за их исполнением.
Разбивку земляного полотна делают после очистки временной полосы отвода и снятия растительного слоя. При разбивке закрепляют: высотные отметки, ширину насыпи и выемок, границу откосов, положения резервов и канав, искусственных сооружений.
Схема разбивки земляного полотна
Расчистка дорожной полосы.
Полосу земли, отведённую для размещения дороги, расчищают от леса, кустарника, пней и крупных камней. Если в пределах этой полосы находятся строения, линии электропередачи и связи, подземные инженерные сооружения, то их перестраивают или переносят в другое место. Расчистка полосы от леса является наиболее трудоемкой работой по подготовке дорожной полосы. Лесная растительность является ценным природным продуктом, который используют в строительстве и промышленности, поэтому работы по расчистке дорожной полосы от леса и кустарника выполняют таким образом, чтобы получать древесину лучшего качества и без потерь. Лес можно убирать в любое время года, однако, качество древесины лучше, если деревья спиливают в зимнее время.
В это же время облегчается проезд по грунтовым дорогам, меньше загружен транспорт и уменьшается потребность в рабочих для выполнения работ по непосредственному строительству дороги. В связи с этим расчистку дорожной полосы от леса целесообразно вести в зимнее время.
С другой стороны кустарник удаляет бульдозерами, кусторезами, корчевателями - собирателями. Мелкие камни удаляют бульдозерами, а крупные взрывают и потом перемещают бульдозерами. При удалении пней используют корчеватели и бульдозеры. Ямы после корчевки засыпают, уплотняют и планируют.
Работы по расчистке дорожной полосы обычно производят на двух участках, которые называют “ пасеками”. На этих пасеках последовательно выполняют все необходимые технологические процессы: удаление кустарника, валку леса, корчевку пней, засыпку ям и планировку подготовительной полосы.
Рекультивация земель.
Плодородный почвенный слой снимают со всей площади, отведённой для строительства дороги и укладывают в отвалы для последующего использования. Толщину снимаемого плодородного почвенного слоя устанавливают проектом на основании предварительного согласования с землепользователями (в средних условиях 20-25 см.). Растительный грунт используют для укрепления откосов земляного полотна, для распределения на разделительной полосе, для рекультивации малопродуктивных земель. Работу выполняют с помощью бульдозеров или скреперов.
Рекультивацию производят там, где был повреждён или полностью уничтожен растительный грунт. Работы выполняют в две стадии: техническую - приведение в порядок нарушенных территорий, выравнивание, планировка и отсыпка плодородно-почвенного слоя; биологическую – восстановление структуры и плодородия земель.
Устройство водоотводных канав и дренажей.
Степень прочности и устойчивости земляного полотна на каждом участке и в различных климатических зонах при различных природных условиях может характеризовать водно-тепловой режим. Водно-тепловым режимом называют закономерные изменения температуры и влажности в различных точках земляного полотна во времени. Если эти изменения выходят за пределы, необходимо строительство сооружений, предохраняющих земляное полотно от переувлажнения и резких изменений температуры.
При интенсивных осадках стекающая вода может размывать обочины и откосы, переполнять боковые канавы, размывать их и проникать в земляное полотно, преувлажняя его. Поэтому для сохранения земляного полотна укрепляют его поверхность, строят водоотводные канавы, лотки и другие сооружения.
Для предохранения земляного полотна также с помощью дренажей понижают уровень грунтовых вод, для предотвращения пучения применяют морозоустойчивые грунты, для предотвращения подъёма капиллярной воды в земляное полотно применяют капиляропрерывающие слои, в горных районах устраивают селеводы, лавинорезы, противооползневые и противоналедные сооружения.
- 1.Характеристика района строительства.
- 1.1 Климат
- 1.2. Рельеф.
- 1.3. Почвы и почвообразующие породы.
- 1.4 Поверхностные и грунтовые воды.
- 1.5 Геология.
- 2. Существующее состояние дороги.
- 2.1 Существующее состояние дороги по визуальному обследованию
- 2.2 Инженерно-геологические условия
- 2.3. Технические параметры дороги.
- 2.4. План и продольные профиль дороги.
- 2.5. Дорожная одежда.
- 3.Рекогносцировка ходов геодезического обоснования , закладка реперов и точек съемочного обоснования.
- 3.1. Понятие рекогносцировки.
- 3.2. Опорное геодезическое обоснование.
- 3.4. Плановое геодезическое обоснование
- 3.6. Электронно - тахеометрическая съемка.
- 3.7. Камеральная обработка.
- 4. Искусственные сооружения.
- 4.1. Ведомость искусственных сооружений.
- 4.2. Технология устройства железобетонной трубы и техника безопасности при его установки.
- 4.3. Ведомость потребности в машинах и механизмах.
- 5. Земляное полотно.
- 5.1. Подготовительные работы
- 5.2. Технология возведения земляного полотна
- 5.3. Определение объемов земляных работ на участке линейных работ
- 6. Организационно-экономическая часть.
- 6.1. Расчетная стоимость работ
- 7. Геодезические приборы, применяемы при реконструкции автодорог.
- 7.1. Тахеометр sokkia set 530 r.
- 7.2. Нивелир.
- 8. Охрана труда и экология.
- 8.1 Охрана труда при проектировании автомобильных дорог.
- 8.2. Влияние автомобильного транспорта на окружающую среду