3.4. Механизм экологического регулирования
Механизм экологического регулирования должен представлять целостную совокупность методов и инструментов управления природопользованием. В свою очередь, механизм управления природопользованием представляет собой составное звено механизма управления экономикой в целом; поэтому необходимо еще согласование методов социально-экономического и экологического управления. Но конкретные методы экологического регулирования определяются особенностями сферы природопользования и охраны окружающей среды:
инфраструктурным характером продукции и услуг экологической сферы;
длительностью основных воспроизводственных процессов в природопользовании и переплетением экономических и естественных процессов;
спецификой отношений собственности на ресурсы природы;
спецификой рыночных отношений в экологической сфере и существенной ролью государства в управлении природопользованием.
В целом, эффективный хозяйственный механизм природопользования должен учитывать вышеперечисленные особенности и опираться как на административно-контрольные, экономические (включая и рыночные, финансово-налоговые), так и на социально-политические, психологические, морально-нравственные и другие инструменты.
Первоначально (60—70 гг.) защита окружающей среды в основном опиралась на административные механизмы. Они были основаны на неокейнсианской концепции. Использовались запреты, лицензии, ограничения (лимиты), административные и уголовные меры. Экономические методы управления природопользованием широко использовались в 80 — 90-ые гг. Они уже базировались на неоклассической концепции (на принципах рыночного регулирования). Практика показывает, что административно-правовые и экономические механизмы охраны природы необходимо использовать в комплексе.
Административно-контрольные инструменты экологического регулирования включают:
природоохранное законодательство;
совокупность экологических стандартов и нормативов;
систему лицензирования хозяйственной деятельности;
методы и инструменты прогнозирования, планирования и программирования природоохранной деятельности.
К административно-контрольному блоку относятся также так называемые «мягкие» инструменты:
экологический мониторинг;
оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и экологическая экспертиза проектов;
экологический аудит;
экологическая сертификация (маркировка);
добровольные согласования между органами экологического контроля и природопользователями.
Экономическими рычагами могут быть:
плата (арендная плата) за пользование природными ресурсами;
компенсационные платежи за выбытие природных ресурсов из целевого использования или за ухудшение качества этих ресурсов;
плата за загрязнение окружающей среды и размещение отходов;
налог за выпуск экологически опасной продукции и применение экологически опасных технологий;
льготы по налогообложению;
политика компенсации;
метод ускоренной амортизации природоохранного оборудования;
залоговая система;
«кредитные отношения»;
создание страховых фондов охраны окружающей среды;
экологический лизинг;
продажа квот на выброс вредных веществ (в том числе межрегиональная система торговли) и т.п.
Хозяйственный механизм природопользования нуждается в определенных обеспечивающих подсистемах: кадровых, научно-технических и информационных. Институциональная основа экологического регулирования представлена системой имущественных прав в экологической сфере и совокупностью органов экологического контроля и управления (государственных, федеральных и региональных, а также на уровне предприятий и фирм).
Анализ инструментов экологического регулирования показывает, что и административные, и экономические методы имеют как сильные, так и слабые стороны. Например, административно-контрольные инструменты обеспечивают точность и определенность задаваемых целей; но они недостаточно гибки и требуют чрезмерных административных затрат, не стимулируют инновации. В свою очередь, экономические инструменты, с одной стороны, имеют высокую эффективность с точки зрения экономии экологических затрат, дают возможность самостоятельного определения предприятиями стратегии природоохранных мероприятий. Но с другой стороны, имеют высокую чувствительность к инфляционным процессам, возникает риск снижения конкурентоспособности и т.п. Следует отметить, что ни один из инструментов экологического регулирования не обладают какими-то бесспорными достоинствами.
В реальной действительности применять все рычаги одновременно нельзя, так как некоторые из них могут дублировать друг друга или же выполнять противоположные функции. Поэтому при формировании хозяйственного механизма природопользования необходимо найти оптимальную структуру сочетания административных и экономических рычагов и методов, а также инструментов текущего и перспективного экологического регулирования. Практика формирования экономических механизмов в большинстве стран показывает, что в них используются в среднем 6—7
элементов (см.таб.1, составленную Н.В.Пахомовой). Причем применяемые конкретные инструменты экологического регулирования сочетают в себе свойства административного, экономического и рыночного рычагов. В принципе все экономические инструменты, включая и рыночно ориентированные, базируются на экологических стандартах, нормативах и лимитах, устанавливаемых органами государственного управления природопользованием. Это не значит, что государство всегда прямо и непосредственно вмешивается в процесс природопользования. Оно может осуществить государственный контроль управляя на расстоянии и тем самым усиливая демократические тенденции, повышая качество и гибкость экологического регулирования.
- Александр Кириллович Рябчиков
- Глава 1. Введение в курс «экономика природопользования»
- 1.1. Современные представления о приропользовании
- 1.2. Предмет и задачи экономики природопользования
- 1.3. Основные понятия экономики природопользования
- 1.4. Концепция «устойчивое развитие»
- Глава 2. Общетеоретические основы экономики природопользования
- 2.1. Эколого-экономические потребности и интересы
- 2.2. Собственность на ресурсы природы. Проблемы прав собственности в природопользовании
- 2.3. Экологизация экономических законов и эколого – экономические закономерности (принципы)
- Глава 3. Государство и рынок в охране окружающей среды
- 3.1. Современное представление о рынке в экологической сфере
- 3.2. Фиаско рынка. Внешние эффеткы и общественные блага
- 3.3. Интернализация внешних эффектов
- 3.4. Механизм экологического регулирования
- Глава 4. Оценка ресурсов природы
- 4.1. Необходимость и значимость экономической оценки ресурсов природы
- 4.2. Подходы к экономической оценке природных благ и услуг
- 4.2.1. Традиционные методы оценки природных ресурсов
- 4.2.2. Косвенные методы оценки природных благ и услуг
- Глава 5. Эколого-экономический анализ, долгосрочное прогнозирование и планирование природопользования
- 5.1. Система эколого–экономических показателей и нормативов
- 5.2. Эколого–экономический анализ: содержание, цели и задачи
- 5.3. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза
- 5.4. Экологический аудит
- 5.5. Прогнозирование и планирование природопользования
- Глава 6. Экономическая эффективность природопользования
- 6.1. Эффективность природоохранных мероприятий и их оценка
- 6.2.Расчет экономического ущерба от загрязнения окружающей среды
- 6.3. Экологические издержки
- 6.4.Сметная стоимость проекта
- Глава 7. Экономические инструменты рационального природопользования. Платежи в природопользовании
- 7.1.Инструменты экономического стимулирования рационального природопользования
- 7.2. Эколого-экономическое содержание и формы платежей за природопользование
- 7.3.Плата за загрязнение окружающей среды
- Глава 8. Финансирование мероприятий по рациональному природопользованию
- 8.1.Финансирование мероприятий по природопользованию.Система экологических фондов
- 8.2.Экологическое страхование
- 8.3. Экологический лизинг
- Глава 9. Экологическое предпринимательство
- 9.1.Сущность и основные принципы и формы экологического предпринимательства. Эффективность экобизнеса
- 9.2.Экологический менеджмент
- Глава 10. Управление природопользованием
- 10.1.Государственное управление природопользованием, его задачи и структура
- 10.2.Лицензирование природопользования в структуре комплексного управления экологической сферой
- 10.3.Сертификация в экологической сфере
- Глава 11. Международный опыт и сотрудничество в решении экологических проблем