logo search
Ekonomika_prp

3.4. Механизм экологического регулирования

Механизм экологического регулирования должен представлять целостную совокупность методов и инструментов управления при­родопользованием. В свою очередь, механизм управления приро­допользованием представляет собой составное звено механизма управления экономикой в целом; поэтому необходимо еще согласование методов социально-экономического и экологического уп­равления. Но конкретные методы экологического регулирования определяются особенностями сферы природопользования и охра­ны окружающей среды:

В целом, эффективный хозяйственный механизм природополь­зования должен учитывать вышеперечисленные особенности и опираться как на административно-контрольные, экономические (включая и рыночные, финансово-налоговые), так и на социально-политические, психологические, морально-нравственные и другие инструменты.

Первоначально (60—70 гг.) защита окружающей среды в основ­ном опиралась на административные механизмы. Они были осно­ваны на неокейнсианской концепции. Использовались запреты, ли­цензии, ограничения (лимиты), административные и уголовные меры. Экономические методы управления природопользованием широко использовались в 80 — 90-ые гг. Они уже базировались на неоклас­сической концепции (на принципах рыночного регулирования). Прак­тика показывает, что административно-правовые и экономические механизмы охраны природы необходимо использовать в комплексе.

Административно-контрольные инструменты экологического регулирования включают:

К административно-контрольному блоку относятся также так называемые «мягкие» инструменты:

Экономическими рычагами могут быть:

Хозяйственный механизм природопользования нуждается в определенных обеспечивающих подсистемах: кадровых, научно-технических и информационных. Институциональная основа эко­логического регулирования представлена системой имуществен­ных прав в экологической сфере и совокупностью органов эколо­гического контроля и управления (государственных, федеральных и региональных, а также на уровне предприятий и фирм).

Анализ инструментов экологического регулирования показы­вает, что и административные, и экономические методы имеют как сильные, так и слабые стороны. Например, административно-кон­трольные инструменты обеспечивают точность и определенность задаваемых целей; но они недостаточно гибки и требуют чрезмер­ных административных затрат, не стимулируют инновации. В свою очередь, экономические инструменты, с одной стороны, имеют высокую эффективность с точки зрения экономии экологических затрат, дают возможность самостоятельного определения предпри­ятиями стратегии природоохранных мероприятий. Но с другой сто­роны, имеют высокую чувствительность к инфляционным процес­сам, возникает риск снижения конкурентоспособности и т.п. Следует отметить, что ни один из инструментов экологического регу­лирования не обладают какими-то бесспорными достоинствами.

В реальной действительности применять все рычаги одновре­менно нельзя, так как некоторые из них могут дублировать друг друга или же выполнять противоположные функции. Поэтому при формировании хозяйственного механизма природопользования необходимо найти оптимальную структуру сочетания администра­тивных и экономических рычагов и методов, а также инструмен­тов текущего и перспективного экологического регулирования. Практика формирования экономических механизмов в большин­стве стран показывает, что в них используются в среднем 6—7

элементов (см.таб.1, составленную Н.В.Пахомовой). Причем приме­няемые конкретные инструменты экологического регулирования сочетают в себе свойства административного, экономического и рыночного рычагов. В принципе все экономические инструменты, включая и рыночно ориентированные, базируются на экологичес­ких стандартах, нормативах и лимитах, устанавливаемых органами государственного управления природопользованием. Это не значит, что государство всегда прямо и непосредственно вмешивает­ся в процесс природопользования. Оно может осуществить госу­дарственный контроль управляя на расстоянии и тем самым уси­ливая демократические тенденции, повышая качество и гибкость экологического регулирования.