logo
Ekonomika_prp

10.1.Государственное управление природопользованием, его задачи и структура

Управление — целенаправленная деятельность по организа­ции взаимосвязей между элементами системы, приводящая к на­меченным результатам, целям. Управление может быть стихийным и сознательным в соответствии с поставленными целями и задача­ми. Управление природопользованием — это совокупность мероп­риятий, практических действий, способных изменить течение про­цессов, происходящих в окружающей природной среде в жела­тельном для общества направлении.

Управление природопользованием может осуществляться че­рез деятельность природопользователей и непосредственное уп­равление объектами окружающей природной среды. Управление природопользованием направлено на удовлетворение потребнос­тей общества в природных ресурсах и свойствах окружающей при­родной среды. Причем это должно быть сделано на основе позна­ния и использования эколого-экономических закономерностей с тем, чтобы в будущем обеспечить устойчивое развитие.

Государственное управление природопользованием означает организующую деятельность компетентных государственных ор­ганов по практическому осуществлению рационального природо­пользования и охране природы. Субъектами управления природо­пользованием являются государственные органы, учреждения или организации, наделенные соответствующими функциями. Они фи­нансируются за счет бюджета и имеют необходимый объем власт­ных полномочий. Объект управления природопользованием — де­ятельность людей в сфере природопользования, которая управля­ется на основе правого регулирования. Формами государственно­го управления являются акты управления (нормативные, дирек­тивные, индивидуальные), административные соглашения и мате­риально-технические действия.

Государственное управление в сфере природопользования вклю­чает в себя три вида управления деятельностью: социально-эконо­мический, административно-политический и социально-культурный. Управление природопользованием осуществляется с помощью ад­министративных (принудительных), экономических и идеологичес­ких (воспитательных) методов решения тех или иных вопросов.

Методы управления позволяют постоянно, непосредственно и оперативно решать вопросы и достигать целей управления. В управлении природопользованием используются методы: запреще­ния; приостановления; изъятия (прекращения права пользования); согласования и разрешения (выдача лицензий, договор на комп­лексное природопользование и т.п.).

Государственное управление в сфере природопользования осу­ществляется на основе закрепленных в законодательстве общих принципов управления. К ним относятся: законность, сочетание территориального и отраслевого управления. Законодательством устанавливаются специфические принципы охраны природы: ком­плексность, всеобщность, планомерность, использование возмож­ностей НТП и международного сотрудничества.

Конечная цель государственного управления природопользо­ванием — достижение оптимального состояния качества окружа­ющей среды, рациональное использование природных ресурсов. Но она не достижима сразу, поэтому определяются промежуточ­ные цели на каждом конкретном этапе (промежутке времени) — конкретные показатели качества окружающей природной среды.

Система органов государственного управления природополь­зования — это единый организм, состоящий из взаимосвязанных, субординированных элементов. Функции органов государственно­го управления в сфере экологии подразделяются на три составля­ющие:

  1. управленческая — организация, общее руководство, опера­тивное распорядительство, издание нормативных актов и их изменение;

  2. планирования, прогнозирования и координации;

  3. учета, контроля и надзора.

В Российской Федерации многие министерства и ведомства (департаменты) являются непосредственными природопользователями, но специальных функций по государственному контролю и надзору не выполняют. Функции органов государственного управ­ления определяются исходя из содержания, задач и компетенции того или иного органа управления. Органы государственного уп­равления могут быть классифицированы по объектам их компе­тенции. Различаются органы общей и специальной компетенции. Общей компетенцией наделены: Президент РФ, представительные и исполнительные органы власти субъектов Федерации, муници­пальные органы. Специальной компетенцией наделены те органы государства, которые в соответствии с положением о них, утверж­денным правительственным актом, специально уполномочены вы­полнять соответствующие природоохранительные, экологические функции. По характеру своей специальной компетенции такие орга­ны подразделяются на два вида: координационные, решающие ком­плексные задачи в сфере охраны окружающей среды и природо­пользования, и отраслевые.

Координационные органы выполняют все задачи или блок при­родоохранных задач, одну или несколько функций в отношении всех природных ресурсов. Отраслевые органы сосредотачивают внимание на охране и использовании отдельных природных объек­тов. Координационную деятельность в области охраны окружаю­щей среды ранее осуществлял Государственный комитет РФ по охране окружающей среды (Госкомэкологии РФ) и выполнял сле­дующие функции: координационную, регулирующую, контрольно-инспекционную, разрешительную, информационную, эколого-просветительскую, природно-заповедную и международную.

К отраслевым специально уполномоченным органам относи­лись: Комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству (Госкомзем); Комитет РФ по водному хозяйству (Росводхоз); Комитет по геологии и использованию недр (Роскомнедра); Роскомлес.

С 2000 года в системе государственного управления природо­пользованием произошли изменения. В настоящее время функции Росводхоза, Роскомлеса, Роскомнедра и Госкомэкологии выполня­ют соответствующие структурные подразделения (департаменты) Министерства природных ресурсов РФ (МПР России).

Все координационные и отраслевые органы управления при­родопользованием имеют вертикальную структуру (территориаль­ные органы) — министерства, комитеты, департаменты субъектов Федерации.