logo
Ekonomika_prp

9.1.Сущность и основные принципы и формы экологического предпринимательства. Эффективность экобизнеса

Ведущую позицию в рыночной экономике играет предприни­мательство. Оно должно сыграть существенную роль не только в обновлении общества, но и в решении экологических проблем. Предпринимательство — это потенциал человеческой активности, основывающийся на стремлении, заинтересованности людей.

Для предпринимательства самым важным является свобода в принятии решений и их реализация, сопряженная с полной эконо­мической ответственностью за результаты. Для предприниматель­ства характерна организация производства и оказание услуг ак­тивно и на свой страх и риск; владение искусством организовы­вать и управлять (менеджмент).

Успех в предпринимательстве сопутствует тому, кто быстрее реагирует на запросы общества. Такую задачу более оперативно могут решать предприятия малого и среднего бизнеса. Но выбор масштаба деятельности и размера предприятия в каждом конкрет­ном случае предприниматель должен осуществить после сравни­тельной эколого-социально-экономической оценки результатов с учетом приоритетов, ограничений и критериев эффективности. При этом следует иметь в виду, что общество не воспринимает бизнес не удовлетворяющий потребности людей без прибыли.

В нашей стране экобизнес, формируясь и развиваясь, должен учитывать опыт других стран. Основные принципы экобизнеса изложены в «Хартии предпринимательской деятельности» в инте­ресах устойчивого развития, подготовленной Международной тор­говой палатой в 1990 году.

Сегодня все шире осознается, что защита окружающей среды должна быть одним из высших приоритетов любой деятельности в сфере бизнеса. В Хартии выдвинуты 16 принципов, их целью яв­ляется содействие тому, чтобы как можно больше предприятий приняли на себя в качестве обязательной линии совершенствова­ние своих природоохранных действий. Наиболее важные из них:

Но Хартия — это пожелания. Более конкретные принципы были разработаны в 1989 г. некоммерческой организацией CERES (Коа­лиция за ответственное к природе экономику). К 1996 г. принципы коалиции обязались выполнять 81 компания. Основная задача со­трудничества в рамках CERES — приспособление меняющихся тех­нологий к особенностям окружающей среды. Реализация задач от­ветственного отношения экономики к природе предполагается осу­ществить с помощью следующих принципов:

  1. Защита биосферы;

  2. Поддержка сохранности природных ресурсов;

  3. Сохранение и использование отходов;

  4. Сбережение энергии;

  5. Уменьшение риска;

  6. Безопасная продукция и услуги;

  7. Восстановление окружающей среды;

  8. Информирование общественности;

  9. Обязательства руководства;

  10. Аудиты и доклады.

формы экологического предпринимательства могут быть раз­нообразными. Его виды: основное и дополняющее предпринима­тельство, по форме собственности и сфере деятельности и т.д.

Основное предпринимательство, связанное с экологическими требованиями и ограничениями включает в себя:

Дополняющее предпринимательство — когда существующее неэкологичное производство увязано с:

Кроме вышеназванных форм отдельно следует выделить пред­принимательство в сфере производства экочистой продукции. Эко­логическое предпринимательство можно рассматривать и с точки зрения имущественной принадлежности, то есть собственности. По сфере деятельности экологическое предпринимательство мож­но классифицировать как производственное, коммерческое (дея­тельность в сфере обращения), финансовое (кредиты, акции и т.п.), посредническое (экомаркетинг, экоинформация, консультативные услуги), а также выделить особо экологическое страхование, ли­зинг и т.п. Формы предпринимательства по сфере деятельности могут быть и в сочетании,

Экологическое предпринимательство в нашей стране начина­ется с 1989 г. Толчок дает начавшееся движение «зеленых». В 1991 г. было зарегистрировано более 17 тыс. субъектов экологического предпринимательства, В 1992 г. их количество заметно уменьши­лось, но оставшиеся основной упор сделали на оказание услуг, связанных с реализацией природных ресурсов.

Экологическое предпринимательство должно занять свою нишу в бизнесе. Оно должно быть представлено как крупным, так и средним и малым бизнесом. В целом, экологическое предпринима­тельство должно способствовать изменению поля производствен­ных возможностей общества и использованию наличных ее ресур­сов в полной мере.

Эффективность экологического предпринимательства можно определить на разных уровнях:

Эффективность экологического предпринимательства — это сопоставление эффектов (экологического, социального и экономи­ческого) и необходимых для их достижения затрат. Эффект пред­принимательства может быть и в виде услуг.

Новые идеи по экологизации производства, как правило, при­носят хорошие результаты. Особенно наглядно это проявляется при использовании отходов. Увеличивается производство товаров народного потребления из отходов и тем самым уменьшаются пла­тежи за загрязнение и размещение отходов, предотвращается ущерб окружающей среде, а также фирмы получают дополнительную прибыль, так как используется дешевое вторичное сырье. Кроме того уменьшаются затраты на добычу первичного сырья. В целом, общий эффект использования отходов складывается из эффектов предприятия и потребления населения, а также эффектов в сопря­женных производствах и отраслях и социально-экологического эффекта.

Критерием эффективности использования отходов вместо тра­диционного сырья является достигаемый народнохозяйственный результат:

С  СМ + СН + Э , где

С — полные издержки получения продукции из отходов;

СМ — затраты на освоение компенсирующего (замыкающего) месторождения, обеспечивающего получение дополнитель­ного сырья;

СН — затраты на добычу и переработку сырья нового место­рождения;

Э — затраты в природоохранной сфере.

Э = У + СЭ , где

У — затраты на предотвращение экономического ущерба;

СЭ — затраты на природоохранные мероприятия при освоении

и эксплуатации нового месторождения.

Опыт работы зеленого бизнеса за рубежом показывает, что многие фирмы получают солидную прибыль за счет снижения заг­рязнения окружающей среды. Компании разрабатывают различ­ные проекты по уменьшению загрязнения окружающей среды, утилизации отходов. Защита окружающей среды становится на­дежным вложением капитала. Положительный опыт экобизнеса широко освещается в печати. Это обеспечивает экоимидж фирмы, а также способствует распространению знаний и формированию экологического мышления.