9.1.Сущность и основные принципы и формы экологического предпринимательства. Эффективность экобизнеса
Ведущую позицию в рыночной экономике играет предпринимательство. Оно должно сыграть существенную роль не только в обновлении общества, но и в решении экологических проблем. Предпринимательство — это потенциал человеческой активности, основывающийся на стремлении, заинтересованности людей.
Для предпринимательства самым важным является свобода в принятии решений и их реализация, сопряженная с полной экономической ответственностью за результаты. Для предпринимательства характерна организация производства и оказание услуг активно и на свой страх и риск; владение искусством организовывать и управлять (менеджмент).
Успех в предпринимательстве сопутствует тому, кто быстрее реагирует на запросы общества. Такую задачу более оперативно могут решать предприятия малого и среднего бизнеса. Но выбор масштаба деятельности и размера предприятия в каждом конкретном случае предприниматель должен осуществить после сравнительной эколого-социально-экономической оценки результатов с учетом приоритетов, ограничений и критериев эффективности. При этом следует иметь в виду, что общество не воспринимает бизнес не удовлетворяющий потребности людей без прибыли.
В нашей стране экобизнес, формируясь и развиваясь, должен учитывать опыт других стран. Основные принципы экобизнеса изложены в «Хартии предпринимательской деятельности» в интересах устойчивого развития, подготовленной Международной торговой палатой в 1990 году.
Сегодня все шире осознается, что защита окружающей среды должна быть одним из высших приоритетов любой деятельности в сфере бизнеса. В Хартии выдвинуты 16 принципов, их целью является содействие тому, чтобы как можно больше предприятий приняли на себя в качестве обязательной линии совершенствование своих природоохранных действий. Наиболее важные из них:
приоритетная для предприятий экологическая безопасность;
интегрированный менеджмент;
процесс совершенствования;
обучение персонала и партисипативность (массовость участия в мероприятиях по охране природы);
предварительные оценки;
продукты и обслуживание;
советы потребителям и др.
Но Хартия — это пожелания. Более конкретные принципы были разработаны в 1989 г. некоммерческой организацией CERES (Коалиция за ответственное к природе экономику). К 1996 г. принципы коалиции обязались выполнять 81 компания. Основная задача сотрудничества в рамках CERES — приспособление меняющихся технологий к особенностям окружающей среды. Реализация задач ответственного отношения экономики к природе предполагается осуществить с помощью следующих принципов:
Защита биосферы;
Поддержка сохранности природных ресурсов;
Сохранение и использование отходов;
Сбережение энергии;
Уменьшение риска;
Безопасная продукция и услуги;
Восстановление окружающей среды;
Информирование общественности;
Обязательства руководства;
Аудиты и доклады.
формы экологического предпринимательства могут быть разнообразными. Его виды: основное и дополняющее предпринимательство, по форме собственности и сфере деятельности и т.д.
Основное предпринимательство, связанное с экологическими требованиями и ограничениями включает в себя:
производство экотехники, оборудования, приборов и устройств;
разработка новых и малоотходных технологий, новых веществ.
Дополняющее предпринимательство — когда существующее неэкологичное производство увязано с:
повторно-последовательным использованием свойств и качеств ресурсов;
утилизацией отходов (рециклирование);
мерами, способствующими увеличению извлечения полезных ископаемых.
Кроме вышеназванных форм отдельно следует выделить предпринимательство в сфере производства экочистой продукции. Экологическое предпринимательство можно рассматривать и с точки зрения имущественной принадлежности, то есть собственности. По сфере деятельности экологическое предпринимательство можно классифицировать как производственное, коммерческое (деятельность в сфере обращения), финансовое (кредиты, акции и т.п.), посредническое (экомаркетинг, экоинформация, консультативные услуги), а также выделить особо экологическое страхование, лизинг и т.п. Формы предпринимательства по сфере деятельности могут быть и в сочетании,
Экологическое предпринимательство в нашей стране начинается с 1989 г. Толчок дает начавшееся движение «зеленых». В 1991 г. было зарегистрировано более 17 тыс. субъектов экологического предпринимательства, В 1992 г. их количество заметно уменьшилось, но оставшиеся основной упор сделали на оказание услуг, связанных с реализацией природных ресурсов.
Экологическое предпринимательство должно занять свою нишу в бизнесе. Оно должно быть представлено как крупным, так и средним и малым бизнесом. В целом, экологическое предпринимательство должно способствовать изменению поля производственных возможностей общества и использованию наличных ее ресурсов в полной мере.
Эффективность экологического предпринимательства можно определить на разных уровнях:
на уровне общества — занятость (возможно как увеличение, так и снижение), дополнительная продукция;
на уровне региона — использование вторичных ресурсов и т.п.
на уровне фирмы — получение дополнительной прибыли.
Эффективность экологического предпринимательства — это сопоставление эффектов (экологического, социального и экономического) и необходимых для их достижения затрат. Эффект предпринимательства может быть и в виде услуг.
Новые идеи по экологизации производства, как правило, приносят хорошие результаты. Особенно наглядно это проявляется при использовании отходов. Увеличивается производство товаров народного потребления из отходов и тем самым уменьшаются платежи за загрязнение и размещение отходов, предотвращается ущерб окружающей среде, а также фирмы получают дополнительную прибыль, так как используется дешевое вторичное сырье. Кроме того уменьшаются затраты на добычу первичного сырья. В целом, общий эффект использования отходов складывается из эффектов предприятия и потребления населения, а также эффектов в сопряженных производствах и отраслях и социально-экологического эффекта.
Критерием эффективности использования отходов вместо традиционного сырья является достигаемый народнохозяйственный результат:
С СМ + СН + Э , где
С — полные издержки получения продукции из отходов;
СМ — затраты на освоение компенсирующего (замыкающего) месторождения, обеспечивающего получение дополнительного сырья;
СН — затраты на добычу и переработку сырья нового месторождения;
Э — затраты в природоохранной сфере.
Э = У + СЭ , где
У — затраты на предотвращение экономического ущерба;
СЭ — затраты на природоохранные мероприятия при освоении
и эксплуатации нового месторождения.
Опыт работы зеленого бизнеса за рубежом показывает, что многие фирмы получают солидную прибыль за счет снижения загрязнения окружающей среды. Компании разрабатывают различные проекты по уменьшению загрязнения окружающей среды, утилизации отходов. Защита окружающей среды становится надежным вложением капитала. Положительный опыт экобизнеса широко освещается в печати. Это обеспечивает экоимидж фирмы, а также способствует распространению знаний и формированию экологического мышления.
- Александр Кириллович Рябчиков
- Глава 1. Введение в курс «экономика природопользования»
- 1.1. Современные представления о приропользовании
- 1.2. Предмет и задачи экономики природопользования
- 1.3. Основные понятия экономики природопользования
- 1.4. Концепция «устойчивое развитие»
- Глава 2. Общетеоретические основы экономики природопользования
- 2.1. Эколого-экономические потребности и интересы
- 2.2. Собственность на ресурсы природы. Проблемы прав собственности в природопользовании
- 2.3. Экологизация экономических законов и эколого – экономические закономерности (принципы)
- Глава 3. Государство и рынок в охране окружающей среды
- 3.1. Современное представление о рынке в экологической сфере
- 3.2. Фиаско рынка. Внешние эффеткы и общественные блага
- 3.3. Интернализация внешних эффектов
- 3.4. Механизм экологического регулирования
- Глава 4. Оценка ресурсов природы
- 4.1. Необходимость и значимость экономической оценки ресурсов природы
- 4.2. Подходы к экономической оценке природных благ и услуг
- 4.2.1. Традиционные методы оценки природных ресурсов
- 4.2.2. Косвенные методы оценки природных благ и услуг
- Глава 5. Эколого-экономический анализ, долгосрочное прогнозирование и планирование природопользования
- 5.1. Система эколого–экономических показателей и нормативов
- 5.2. Эколого–экономический анализ: содержание, цели и задачи
- 5.3. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза
- 5.4. Экологический аудит
- 5.5. Прогнозирование и планирование природопользования
- Глава 6. Экономическая эффективность природопользования
- 6.1. Эффективность природоохранных мероприятий и их оценка
- 6.2.Расчет экономического ущерба от загрязнения окружающей среды
- 6.3. Экологические издержки
- 6.4.Сметная стоимость проекта
- Глава 7. Экономические инструменты рационального природопользования. Платежи в природопользовании
- 7.1.Инструменты экономического стимулирования рационального природопользования
- 7.2. Эколого-экономическое содержание и формы платежей за природопользование
- 7.3.Плата за загрязнение окружающей среды
- Глава 8. Финансирование мероприятий по рациональному природопользованию
- 8.1.Финансирование мероприятий по природопользованию.Система экологических фондов
- 8.2.Экологическое страхование
- 8.3. Экологический лизинг
- Глава 9. Экологическое предпринимательство
- 9.1.Сущность и основные принципы и формы экологического предпринимательства. Эффективность экобизнеса
- 9.2.Экологический менеджмент
- Глава 10. Управление природопользованием
- 10.1.Государственное управление природопользованием, его задачи и структура
- 10.2.Лицензирование природопользования в структуре комплексного управления экологической сферой
- 10.3.Сертификация в экологической сфере
- Глава 11. Международный опыт и сотрудничество в решении экологических проблем