logo
Ekonomika_prp

8.1.Финансирование мероприятий по природополь­зованию.Система экологических фондов

Система платного природопользования является основным ис­точником финансирования экологических мероприятий. Система платежей за пользование ресурсами, загрязнение среды, разме­щение отходов, а также механизмы их изъятия и использования определяются отношениями собственности на ресурсы природы.

Основными источниками финансирования мероприятий по ра­циональному природопользованию являются:

К сожалению, в сложившейся обстановке надеяться на солид­ную подпитку финансовых средств из бюджетов не приходится. В последние годы расходная часть федерального бюджета на эколо­гические цели составляла 0,4—0,6%. Если сравнить с тем, что на охрану природу необходимо тратить ежегодно 2 — 3% ВВП, то мож­но считать, что на экологические цели государство почти ничего не выделяет. Если за 1994— 1995 гг. на экологические цели выделя­лось 0,15% ВВП России, то в 1996-1997 гг. уже 0,1%, а за первое полугодие 1998 г. только 0, 07% ВВП. По оценкам же специалистов, ресурсные платежи составляют 5% от доходов федерального бюд­жета, что в 25 раз превышает бюджетные расходы на охрану окру­жающей среды. Например, 40% налога за право добычи нефти идет в федеральный бюджет, 30% — в региональный и 30% — в местный. Но использование собранных средств в законодатель­стве не оговаривается. Размер платы за воспроизводство мине­рально-сырьевой базы взимается с предприятий, добывающих по­лезные ископаемые (2—10% от цены реализации сырья) и затем средства аккумулируются для финансирования геологического по­иска и разведки, а также для работ по рекультивации нарушенных земель.

Создана единая система внебюджетных государственных фон­дов, объединяющая федеральный экологический фонд (ФЭФ), ре­гиональные (РЭФ) и местные (МЭФ) фонды. Экологические фон­ды формируются за счет:

Из всех собранных платежей за загрязнение окружающей среды 10% поступает в федеральный бюджет, а оставшиеся 90% средств, поступающие в систему внебюджетных фондов, распределяются так: 60% на мероприятия местного (районного, городского) значе­ния; 30% — на уровне субъекта федерации и 10% — в федераль­ный экологический фонд (ФЭФ). Они являются целевыми фонда­ми и могут расходоваться на строительство природоохранных объек­тов, внедрение экологически чистой технологии, развитие экологи­ческого образования, научные исследования и т.д. (более подробно статьи доходной и расходной частей см. форму № 1 — Экофонд).

В дальнейшем в Налоговом кодексе предполагается «экологи­ческие платежи» заменить на «экологический налог». При этом возможно ФЭФ будет переименован в целевой бюджетный эколо­гический фонд (ЦБЭФ) с перечислением средств в размере 15%. В этом случае в регионах останется 75% налога.

В настоящее время ведущими источниками финансирования оказались экологические фонды. Но они не могут заменить бюд­жетное финансирование. В начале 90-х годов эти фонды смягчили падение инвестиций в природоохрану, но затем их эффект иссяк (причины рассмотрены в предыдущей главе). Очень большие рас­хождения наблюдались в соотношении расчетных размеров плате­жей с фактически поступившими (особенно в 1991, 1992 годы), Собираемость платежей, штрафов и исков составляет 50 — 60% рас­четной суммы. Как уже отмечали, индексация платежей существен­но отстает от инфляции.

Одним из основных инструментов претворения в жизнь экологической политики является разработка и реализация межгосудар­ственных, государственных и региональных экологических про­грамм. Финансирование программ осуществляется также и за счет экологических фондов. В 1992 г. в РФ на различных стадиях разра­ботки и реализации находилось около 150 программ в области ох­раны окружающей среды и природопользования. В основном они должны финансироваться из федерального экологического фонда.

Но не все субъекты федерации перечисляют 10% средств в этот фонд и соответственно он не может в полном объеме финансиро­вать эти программы. К тому же, как показывает анализ, очень много нарушений в использовании средств экологических фондов разных, уровней. Основной недостаток — нецелевое использова­ние средств.

Кроме вышеназванных фондов, исходя из несовершенства тех­ники, технологии, возможных аварий, а также природно-климатических особенностей, появляется необходимость формирования специального фонда экологической безопасности или страхового фонда в размере 5% от поступивших средств в местные экологи­ческие фонды за год.

Фонд экологической санации должен формироваться при уче­те экологического фактора в процессе приватизации. Приватиза­ция предприятия, являющегося источником экологической опасно­сти, должна осуществляться только при условии реализации про­грамм экологической санации. Источниками формирования этого фонда должны быть:

Поиск более эффективных форм использования средств, по­ступающих в экологические фонды, в свое время в ряде регионов привел к процессу создания экологических банков (Экобанков). Такие примеры были в Саратове, Перми и в других городах.

В целом, анализ использования платежей и средств специаль­ных фондов показывает, что объем финансирования природоох­ранных мероприятий является недостаточным чтобы стабилизиро­вать экологическую ситуацию. В большинстве случаев введенные. платежи оказались символическими и не выполняют стимулирую­щую функцию. Из экологических фондов на строительство объек­тов природоохранного назначения направляется примерно 25% расходной части средств.

В России более 90% прибыли в народном хозяйстве создается за счет природно-ресурсных отраслей, а чтобы доходы были и дальше, необходимо часть прибыли направлять на охрану и воспроизводство природных ресурсов, охрану окружающей среды. Сегодня же финансирование природоохранной деятельности со­вершенно недостаточно. Оно составляет менее 1% ВВП, тогда как ущерб от загрязнения природной среды составляет около 8% ВВП. Хотя во всем мире наблюдается тенденция к увеличению природо­охранных затрат крупными компаниями, но доля государства в финансировании остается значительной (35—90%).