logo
Ekonomika_prp

5.3. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза

Эколого-экономический анализ является базой при ОВОС и экологической экспертизе. ОВОС является процедурой комплекс­ной и в его осуществлении участвуют специалисты разных отрас­лей, в том числе и экономисты. Она определяет характер и сте­пень потенциального воздействия планируемой деятельности на состояние окружающей природной среды, а также ожидаемые эко­логические и связанные с ними социальные и экономические по­следствия. Главное назначение ОВОС в том, чтобы заказчик пла­нируемой деятельности обеспечил охрану природы. Если государ­ственная экологическая экспертиза представляет собой правовой инструмент обеспечения учета и выполнения экологических тре­бований на стадии принятия хозяйственных, управленческих и других решений, то ОВОС есть главный правовой инструмент обес­печения учета и выполнения этих требований на стадии подготов­ки соответствующего хозяйственного решения.

Основная цель ОВОС сводится к выявлению и принятию необ­ходимых мер по предотвращению неприемлемых последствий для окружающей среды и обществу. ОВОС проводится при подготовке следующих видов документации:

Естественно, что процедуре ОВОС подвергаются не все хозяй­ственные проекты. Существуют специально утвержденные списки и перечни потенциально экологически опасных видов деятельности. Они утверждаются на федеральном и региональном уровнях. В частности, процедуру ОВОС должны пройти строительство нефтеперегонных заводов, крупные ТЭЦ, АЭС, химические комбинаты, строительство автомагистралей, скоростных дорог, нефте- и газопроводов и т.д.

Масштабы ОВОС и предъявляемые требования к ней могут быть различными, но все они охватывают определенный общий круг вопросов:

ОВОС, обычно проводимая проектировщиком, тесно связана с экологической экспертизой проектов и базируется на сходной сис­теме социально-эколого-экономических показателей. Экологичес­кая экспертиза осуществляется государственными органами эко­логического контроля и управления совместно с ведущими специ­алистами и учеными в соответствующей области. Наряду с госу­дарственной (федеральным и региональным), в России может про­водиться и общественная экологическая экспертиза.

Согласование предпроектной и проектной документации и пре­доставление ее на экологическую экспертизу проходит ряд этапов. Первоначально инвестор (заказчик) составляет декларацию (уве­домление) о намерениях с соответствующим обоснованием. Затем федеральные (региональные) органы власти дают предваритель­ное согласие на ведение хозяйственной деятельности. После полу­чения согласия проектировщик разрабатывает и представляет ма­териалы, обосновывающие место размещения объекта в составе ТЭО (технико-экономического обоснования) инвестиций.

В рамках ТЭО разрабатывается проект оценки воздействия проектируемой деятельности на окружающую среду (проект ОВОС). ОВОС начинается с определения этого воздействия в натуральных показателях (объем вовлечения природных ресурсов, воздействие на водохозяйственный баланс территории, особо охраняемые зоны, площадь занимаемой и преобразовываемой территории, величина выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, объем образующихся отходов, в том числе токсичных, другие формы физического воз­действия проекта на окружающую среду и здоровье населения — шумовое, электромагнитное и т.п.). Затем на основе натуральных показателей осуществляется денежная оценка воздействия проек­тируемого объекта на окружающую среду и здоровье населения, рекомендации системы компенсирующих природоохранных мероп­риятий, оценка экологического риска и т.д.

На четвертом этапе ТЭО инвестиций проект ОВОС согласовы­вается в регионе с основными органами экологического контроля и управления (при необходимости и с федеральными органами). В результате этого согласования уточняются место размещения объек­та и условия природопользования. Затем проектировщик, исполь­зуя уточненную и детализированную информацию, разрабатывает ТЭО строительства применительно к конкретному месту размеще­ния объекта. Уточняются рассмотренные показатели эффективно­сти реализуемого проекта и дается оценка экологического риска. Только после этого проводится государственная экологическая эк­спертиза проекта. Итогом экологической экспертизы является зак­лючение экспертной комиссии, содержащее одобрение или нео­добрение проекта. После экспертного одобрения проекта может открываться финансирование на строительство.

Кроме экологической экспертизы инвестиционные проекты могут подвергаться аудиторскому обоснованию. Итоговой проце­дурой аудиторского обоснования инвестиционной деятельности является подготовка Декларации об инвестиционных намерениях и Экологическое заявление. Оба документа предназначены для широких слоев специалистов и населения.

Согласно требованиям системы экоменджмента и экоаудита в ЕС Экологическое заявление содержит:

Только после утверждения Экологического заявления компе­тентным органом и внесения взноса происходит регистрация уча­стков (мест размещения) объекта.