Глава 11. Международный опыт и сотрудничество в решении экологических проблем
Объективная необходимость международного сотрудничества в природоохранной деятельности диктуется тем, что природа не признает государственных границ: она едина. Охрана природы может быть успешной, если национальные программы сочетаются с международным сотрудничеством. Некоторые природные ресурсы имеют особый международный статус, что тоже ставит проблему координации усилий по их рациональному использованию.
Международные аспекты охраны окружающей среды включают в себя обмен опытом реализации национальных экологических программ, разработку и функционирование межгосударственных программ и соглашений, учреждение международных органов и организаций по контролю за состоянием природной среды и выполнению принятых решений и т.п.
Начало международному сотрудничеству в области охраны природы было положено в XX веке неправительственными организациями. Но в связи с экологическим кризисом 60—70-х гг. проблема начинает рассматриваться в общепланетарном масштабе на правительственном уровне. ООН в 1968 г. на Межправительственной конференции по проблемам биосферы в рамках ЮНЕСКО была принята научная программа экологических исследований «Человек и биосфера». Межправительственная программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) с 1972 г. осуществляет разработку основ и методов комплексного научного планирования и управления ресурсами биосферы. Особое внимание уделяется здоровью людей, охране земель, вод, диких животных, образованию, а также торговле, экономике. Особо следует отметить Конференцию 1992 г. в Рио-де-Жанейро. «Повестка дня на XXI век» стала программой действий для всех стран-участниц. Кроме того, были поставлены вопросы о международном экологическом суде и трибунале, а также о формировании «зеленых беретов», как сил быстрого реагирования на чрезвычайные события экологического характера.
Современное международное сотрудничество в области охраны окружающей среды осуществляется в трех основных формах:
Расширение обмена информацией и опытом, что уменьшает затраты на НИОКР, ускоряет внедрение передовых технологий (передача ноу-хау, чистых технологий) и в целом способствует повышению эффективности природоохраны;
Разработка и осуществление программ охраны природы на основе двухсторонних, субрегиональных и региональных уровней;
Нарастание усилий всех стран мира по осуществлению общечеловеческих природоохранных мероприятий на основе деклараций Рио. Эти усилия направлены прежде всего на поддержание планетарного экологического равновесия и обеспечение экологической ответственности.
В настоящее время практически во всех развитых странах мира разрабатываются, приняты и претворяются в жизнь национальные программы по охране окружающей среды. Первоначально они были направлены на ликвидацию последствий уже нанесенного ущерба. В последние годы акцент делается на комплексные программы природопользования с упором на превентивные меры и государственное вмешательство. Созданы иерархические системы управления природопользованием. Государство устанавливает цели природоохранной политики, определяет ее приоритеты и разрабатывает «правила игры» — хозяйственный механизм природопользования.
В международном экологическом сотрудничестве все более выделяется экономический аспект. Важную роль в решении глобальных экологических проблем начинает играть Глобальный Экологический Фонд (ГЭФ), созданный в начале 90-х гг. Он предназначен помочь, в основном, развивающимся странам в решении общепланетарных экологических проблем. В деятельности ГЭФа участвуют: Программа ООН по развитию, ЮНЕП и Всемирный банк. В качестве первоочередных направлений для финансирования выделены: глобальное потепление климата, загрязнение международных вод, уменьшение биоразнообразия и истощение озонового слоя. В рамках глобального потепления климата выделяется так называемый «углеродный кредит», связанный с инвестированием лесовосстановления.
Важным аспектом международного сотрудничества является возможность оказания финансовой помощи со стороны ряда международных организаций в виде займов или кредитов (Всемирный банк, МВФ, ЮНЕП и др.). Некоторые страны могут реально облегчить бремя внешней задолженности и сберечь свой «природный капитал» за счет выкупа их долгов в интересах охраны природы. Формирование такого механизма началось в 1987 г. При этом возникает вторичный рынок долгов государств «третьего мира». Держатели долга в иностранной валюте заключают сделку, согласно которой дебитор в обмен на компенсацию долга берет обязательство вложения средств в местной валюте в проекты охраны при
роды и управления природными ресурсами. В 1987 г. американская неправительственная экологическая организация «Conservation International» приняла решение выкупить один из внешних долгов Боливии в обмен на согласие правительства объявить массив тропических лесов «биосферным заповедником».
Особенно важным является международное сотрудничество для стран с переходной экономикой, где испытываются серьезные финансовые затруднения и соответственно ухудшается экологическая обстановка, хотя и сокращается объем вредных выбросов из-за спада в экономике.
В последние годы Россия принимает активное участие в международном экологическом сотрудничестве на основе принципов Всемирной хартии природы, принятой ГА ООН. В 1996 г. нашей стране был предоставлен грант по сохранению биоразнообразия на сумму 20,1 млн. долларов. С середины 1995 г. МБРР предоставил заем на сумму 110 млн. долл. для финансирования проекта по управлению состоянием окружающей среды. Россия участвует в многообразных проектах на основе двухстороннего и регионального сотрудничества со Скандинавскими и Прибалтийскими странами. Россия, к сожалению, очень часто не использует в полной мере возможности международного сотрудничества для решения экологических проблем.
Вместе с тем нельзя забывать и о том, что в мире идет жесткая конкуренция. Участвуя в международном сотрудничестве, Россия не должна вовлекаться в те программы, которые изначально ориентированы на превращение страны в объект «экологического колониализма» и тем самым не стать сырьевым придатком и отстойником отходов высокоразвитых стран. Об этом говорит тот факт, что внутренние инвестиции они стараются направлять в «чистые» отрасли, а зарубежные — в «грязные». Например, только Япония направляла до 80% своих зарубежных инвестиций в наиболее «грязные» с экологической точки зрения отрасли стран Юго-Восточной Азии и Латинской Америки.
Однако, решение собственных экологических проблем высокоразвитых стран за счет выноса грязных производств за пределы страны вызывает недовольство. В частности, большинство стран, принявших грязное производство, потребовало от Японии компенсации за нанесенный ею экологический ущерб. Такой компенсацией стала экономическая помощь развивающимся странам на создание собственных очистных сооружений и осуществление других мер по охране окружающей среды. Причем субсидии осуществлялись как на безвозмездной, так и компенсационной основе.
В настоящее время большинство стран и экологическое движение пришли к пониманию того факта, что национальные экологические проблемы прямо зависят от состояния глобальных экологических проблем. В современных условиях нельзя быть «безбилетным пассажиром», то есть сторонним наблюдателем и бесплатно пользоваться плодами природоохранных мер других государств. Поэтому помощь другим странам в решении проблем окружающей среды вполне может рассматриваться как важная дополнительная мера охраны окружающей среды в собственной стране.
Синицын А.В. @ СМИРНОВ Р.В. ИЭ1-00 2003-04-08
1 В нашей стране не только не признавали назревание экологического кризиса, но даже и его возможность, хотя исследования экономистами экологических проблем велись. Причем много спорили о том, как назвать эту науку. Большинство считают, названия «Экономика природопользования» и «Экономика природопользования и охраны окружающей среды» идентичными.
1 Pearce D., Turner R. Economics of Natural Resources and the Environment. Harvester Whaetsheat. 1999. P. 13.
2 В литературе имеются и другие определения экономики природопользования. Экономика природопользования (в расширенной редакции – экономика природопользования и охраны окружающей среды) является экономической наукой, занимающейся изучением социально – экономических вопросов взаимодействия общества и окружающей природной среды на глобальном, региональном, национальном и локальном уровнях такого взаимодействия. (Пахомова Н.В., Рихтер К,К,, Экономика природопользования и экологический менеджмент. СПб, 1999. С. 52). Экономика природопользования – это наука, которая отражает формы производственных отношений в процессе рационального использования, воспроизводства природных ресурсов и охраны окружающей среды. (Нестеров П.М., Нестеров А,П, Экономика природопользования и рынок. М,, 1997. С. 6).
- Александр Кириллович Рябчиков
- Глава 1. Введение в курс «экономика природопользования»
- 1.1. Современные представления о приропользовании
- 1.2. Предмет и задачи экономики природопользования
- 1.3. Основные понятия экономики природопользования
- 1.4. Концепция «устойчивое развитие»
- Глава 2. Общетеоретические основы экономики природопользования
- 2.1. Эколого-экономические потребности и интересы
- 2.2. Собственность на ресурсы природы. Проблемы прав собственности в природопользовании
- 2.3. Экологизация экономических законов и эколого – экономические закономерности (принципы)
- Глава 3. Государство и рынок в охране окружающей среды
- 3.1. Современное представление о рынке в экологической сфере
- 3.2. Фиаско рынка. Внешние эффеткы и общественные блага
- 3.3. Интернализация внешних эффектов
- 3.4. Механизм экологического регулирования
- Глава 4. Оценка ресурсов природы
- 4.1. Необходимость и значимость экономической оценки ресурсов природы
- 4.2. Подходы к экономической оценке природных благ и услуг
- 4.2.1. Традиционные методы оценки природных ресурсов
- 4.2.2. Косвенные методы оценки природных благ и услуг
- Глава 5. Эколого-экономический анализ, долгосрочное прогнозирование и планирование природопользования
- 5.1. Система эколого–экономических показателей и нормативов
- 5.2. Эколого–экономический анализ: содержание, цели и задачи
- 5.3. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза
- 5.4. Экологический аудит
- 5.5. Прогнозирование и планирование природопользования
- Глава 6. Экономическая эффективность природопользования
- 6.1. Эффективность природоохранных мероприятий и их оценка
- 6.2.Расчет экономического ущерба от загрязнения окружающей среды
- 6.3. Экологические издержки
- 6.4.Сметная стоимость проекта
- Глава 7. Экономические инструменты рационального природопользования. Платежи в природопользовании
- 7.1.Инструменты экономического стимулирования рационального природопользования
- 7.2. Эколого-экономическое содержание и формы платежей за природопользование
- 7.3.Плата за загрязнение окружающей среды
- Глава 8. Финансирование мероприятий по рациональному природопользованию
- 8.1.Финансирование мероприятий по природопользованию.Система экологических фондов
- 8.2.Экологическое страхование
- 8.3. Экологический лизинг
- Глава 9. Экологическое предпринимательство
- 9.1.Сущность и основные принципы и формы экологического предпринимательства. Эффективность экобизнеса
- 9.2.Экологический менеджмент
- Глава 10. Управление природопользованием
- 10.1.Государственное управление природопользованием, его задачи и структура
- 10.2.Лицензирование природопользования в структуре комплексного управления экологической сферой
- 10.3.Сертификация в экологической сфере
- Глава 11. Международный опыт и сотрудничество в решении экологических проблем