logo
Ekonomika_prp

Глава 11. Международный опыт и сотрудничество в решении экологических проблем

Объективная необходимость международного сотрудничества в природоохранной деятельности диктуется тем, что природа не признает государственных границ: она едина. Охрана природы может быть успешной, если национальные программы сочетаются с международным сотрудничеством. Некоторые природные ресур­сы имеют особый международный статус, что тоже ставит пробле­му координации усилий по их рациональному использованию.

Международные аспекты охраны окружающей среды включа­ют в себя обмен опытом реализации национальных экологических программ, разработку и функционирование межгосударственных программ и соглашений, учреждение международных органов и организаций по контролю за состоянием природной среды и вы­полнению принятых решений и т.п.

Начало международному сотрудничеству в области охраны при­роды было положено в XX веке неправительственными организа­циями. Но в связи с экологическим кризисом 60—70-х гг. пробле­ма начинает рассматриваться в общепланетарном масштабе на пра­вительственном уровне. ООН в 1968 г. на Межправительственной конференции по проблемам биосферы в рамках ЮНЕСКО была принята научная программа экологических исследований «Чело­век и биосфера». Межправительственная программа ООН по ок­ружающей среде (ЮНЕП) с 1972 г. осуществляет разработку основ и методов комплексного научного планирования и управления ре­сурсами биосферы. Особое внимание уделяется здоровью людей, охране земель, вод, диких животных, образованию, а также торгов­ле, экономике. Особо следует отметить Конференцию 1992 г. в Рио-де-Жанейро. «Повестка дня на XXI век» стала программой действий для всех стран-участниц. Кроме того, были поставлены вопросы о международном экологическом суде и трибунале, а так­же о формировании «зеленых беретов», как сил быстрого реагиро­вания на чрезвычайные события экологического характера.

Современное международное сотрудничество в области охра­ны окружающей среды осуществляется в трех основных формах:

  1. Расширение обмена информацией и опытом, что уменьшает затраты на НИОКР, ускоряет внедрение передовых техно­логий (передача ноу-хау, чистых технологий) и в целом спо­собствует повышению эффективности природоохраны;

  2. Разработка и осуществление программ охраны природы на основе двухсторонних, субрегиональных и региональных уровней;

  3. Нарастание усилий всех стран мира по осуществлению об­щечеловеческих природоохранных мероприятий на основе деклараций Рио. Эти усилия направлены прежде всего на поддержание планетарного экологического равновесия и обеспечение экологической ответственности.

В настоящее время практически во всех развитых странах мира разрабатываются, приняты и претворяются в жизнь национальные программы по охране окружающей среды. Первоначально они были направлены на ликвидацию последствий уже нанесенного ущерба. В последние годы акцент делается на комплексные программы при­родопользования с упором на превентивные меры и государствен­ное вмешательство. Созданы иерархические системы управления природопользованием. Государство устанавливает цели природоох­ранной политики, определяет ее приоритеты и разрабатывает «пра­вила игры» — хозяйственный механизм природопользования.

В международном экологическом сотрудничестве все более выделяется экономический аспект. Важную роль в решении гло­бальных экологических проблем начинает играть Глобальный Эко­логический Фонд (ГЭФ), созданный в начале 90-х гг. Он предназ­начен помочь, в основном, развивающимся странам в решении общепланетарных экологических проблем. В деятельности ГЭФа участвуют: Программа ООН по развитию, ЮНЕП и Всемирный банк. В качестве первоочередных направлений для финансирова­ния выделены: глобальное потепление климата, загрязнение меж­дународных вод, уменьшение биоразнообразия и истощение озо­нового слоя. В рамках глобального потепления климата выделяется так называемый «углеродный кредит», связанный с инвестирова­нием лесовосстановления.

Важным аспектом международного сотрудничества является возможность оказания финансовой помощи со стороны ряда меж­дународных организаций в виде займов или кредитов (Всемирный банк, МВФ, ЮНЕП и др.). Некоторые страны могут реально облег­чить бремя внешней задолженности и сберечь свой «природный ка­питал» за счет выкупа их долгов в интересах охраны природы. Формирование такого механизма началось в 1987 г. При этом воз­никает вторичный рынок долгов государств «третьего мира». Дер­жатели долга в иностранной валюте заключают сделку, согласно которой дебитор в обмен на компенсацию долга берет обязатель­ство вложения средств в местной валюте в проекты охраны при­

роды и управления природными ресурсами. В 1987 г. американс­кая неправительственная экологическая организация «Conservation International» приняла решение выкупить один из внешних долгов Боливии в обмен на согласие правительства объявить массив тро­пических лесов «биосферным заповедником».

Особенно важным является международное сотрудничество для стран с переходной экономикой, где испытываются серьезные финансовые затруднения и соответственно ухудшается экологи­ческая обстановка, хотя и сокращается объем вредных выбросов из-за спада в экономике.

В последние годы Россия принимает активное участие в меж­дународном экологическом сотрудничестве на основе принципов Всемирной хартии природы, принятой ГА ООН. В 1996 г. нашей стране был предоставлен грант по сохранению биоразнообразия на сумму 20,1 млн. долларов. С середины 1995 г. МБРР предоста­вил заем на сумму 110 млн. долл. для финансирования проекта по управлению состоянием окружающей среды. Россия участвует в многообразных проектах на основе двухстороннего и региональ­ного сотрудничества со Скандинавскими и Прибалтийскими стра­нами. Россия, к сожалению, очень часто не использует в полной мере возможности международного сотрудничества для решения экологических проблем.

Вместе с тем нельзя забывать и о том, что в мире идет жесткая конкуренция. Участвуя в международном сотрудничестве, Россия не должна вовлекаться в те программы, которые изначально ори­ентированы на превращение страны в объект «экологического ко­лониализма» и тем самым не стать сырьевым придатком и отстой­ником отходов высокоразвитых стран. Об этом говорит тот факт, что внутренние инвестиции они стараются направлять в «чистые» отрасли, а зарубежные — в «грязные». Например, только Япония направляла до 80% своих зарубежных инвестиций в наиболее «гряз­ные» с экологической точки зрения отрасли стран Юго-Восточной Азии и Латинской Америки.

Однако, решение собственных экологических проблем высоко­развитых стран за счет выноса грязных производств за пределы страны вызывает недовольство. В частности, большинство стран, принявших грязное производство, потребовало от Японии компен­сации за нанесенный ею экологический ущерб. Такой компенса­цией стала экономическая помощь развивающимся странам на создание собственных очистных сооружений и осуществление дру­гих мер по охране окружающей среды. Причем субсидии осуще­ствлялись как на безвозмездной, так и компенсационной основе.

В настоящее время большинство стран и экологическое движе­ние пришли к пониманию того факта, что национальные экологи­ческие проблемы прямо зависят от состояния глобальных экологи­ческих проблем. В современных условиях нельзя быть «безбилет­ным пассажиром», то есть сторонним наблюдателем и бесплатно пользоваться плодами природоохранных мер других государств. Поэтому помощь другим странам в решении проблем окружаю­щей среды вполне может рассматриваться как важная дополни­тельная мера охраны окружающей среды в собственной стране.

Синицын А.В. @ СМИРНОВ Р.В. ИЭ1-00 2003-04-08

1 В нашей стране не только не признавали назревание экологического кризиса, но даже и его возможность, хотя исследования экономистами экологических проблем велись. Причем много спорили о том, как назвать эту науку. Большинство считают, названия «Экономика природопользования» и «Экономика природопользования и охраны окружающей среды» идентичными.

1 Pearce D., Turner R. Economics of Natural Resources and the Environment. Harvester Whaetsheat. 1999. P. 13.

2 В литературе имеются и другие определения экономики природопользования. Экономика природопользования (в расширенной редакции – экономика природопользования и охраны окружающей среды) является экономической наукой, занимающейся изучением социально – экономических вопросов взаимодействия общества и окружающей природной среды на глобальном, региональном, национальном и локальном уровнях такого взаимодействия. (Пахомова Н.В., Рихтер К,К,, Экономика природопользования и экологический менеджмент. СПб, 1999. С. 52). Экономика природопользования – это наука, которая отражает формы производственных отношений в процессе рационального использования, воспроизводства природных ресурсов и охраны окружающей среды. (Нестеров П.М., Нестеров А,П, Экономика природопользования и рынок. М,, 1997. С. 6).