9.2.Экологический менеджмент
В последнее время возрастает интерес к использованию менеджмента для решения природоохранных проблем. Реализация такой концепции зависит от заинтересованности предприятия. Деятельность фирмы с учетом задач рационального природопользования выгодна только в определенных условиях. Кроме того требуется, чтобы процесс формирования экологического менеджмента сопровождался экологической культурой (эколого-экономическим мышлением).
Экологическая деятельность предпринимателей зависит от их способности и возможности добиться интегрированных целей — экологических и хозяйственных. Это возможно на основе выработки долгосрочной стратегии развития фирмы. Но здесь встают проблемы — каковы издержки, как проникнется коллектив к интересам экологии и т.п. Если предприятие не имеет своей целью экологическую ориентацию, то внедрение в него системы экоменеджмента теряет смысл.
В зависимости от побудительного мотива (цели) определяется вид экоменеджмента. Экологические цели могут выражать собственные интересы определенной группы сотрудников фирмы с целью обеспечения зеленого имиджа, снижения издержек, рисков и т. д. Внутренние стимулы проведения активной политики в области охраны окружающей среды могут быть как экономическими, так и неэкономическими. В зависимости от целей экологический менеджмент подразделяется на активный и пассивный (оборонительный). Активный (наступательный) экоменеджмент строится на ясной цели, охватывает различные функции и ориентирован на рынок. Напротив, пассивный (реактивный) экоменеджмент старается реагировать на требования законодательства, то есть охраной окружающей среды приходится заниматься по принуждению.
Существует несколько определений экологического менеджмента:
это система, искусство управления в целях улучшения природоохранной деятельности предприятий и организаций в конкретных рыночных ситуациях;
анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль за проведением природоохранных мероприятий с целью получения прибыли и обеспечения экологически безопасного развития;
система управленческих рычагов, обеспечивающая совокупный эффект скоординированной деятельности многих людей в области защиты окружающей среды.
Экоменеджмент является элементом системы менеджмента, ориентированным на вполне определенный объект (подобно кадровому, производственному или финансовому менеджменту). Целевым объектом здесь являются эффекты, оказываемые хозяйственной деятельностью предприятия на окружающую среду: предотвращение ущерба окружающей среде, энергосбережение и т.д. Причем экостратегия направлена на достижение конкурентных преимуществ, необходимых для обеспечения долгосрочного функционирования предприятия.
Менеджмент в условиях рыночной экономики строится на конкуренции и направлен на выигрыш. Поэтому главной его задачей становится знание основных «золотых» правил менеджмента:
Уметь определять возможность, очередность, последовательность выполняемых задач;
Не поручать другим самые существенные, «судьбоносные» вопросы, от решения которых зависит будущее фирмы;
Быть требовательным по отношению к подчиненным и к себе. Не допускать безответственности.
Действовать быстро и решительно в случаях, если промедление смерти подобно;
Быть хорошо информированным в своей области;
Не заниматься второстепенным;
Действовать только в рамках возможного и реального;
Уметь проигрывать, когда это неизбежно;
Быть справедливым, последовательным и твердым в своих управленческих действиях;
Находить удовлетворение в работе, заниматься теми видами и формами управленческой деятельности, которые приносят удовлетворение.
Главная задача менеджмента: знать эти правила, их понимать и уметь применять.
Но в основе принятия любого решения лежит информация;
мониторинг, нормативы, сведения о технологиях, маркетинговая информация и др. Необходима не просто любая информация, а именно нужная. Особенностью информации как ресурса является то, что она быстро устаревает. Кроме того возрастает и ценность опыта. Экоменеджмент формируется не мгновенно. Требуется определенное время для подготовки условий к внедрению инноваций,
В современном менеджменте выделяют 4 функции: планирование, организацию, мотивацию и контроль.
В задачу высшего менеджмента входит включение экологических целей в стратегическое планирование. При планировании обосновываются необходимые инвестиции, предусматриваются специальные маркетинговые стратегии. Основным элементом планирования служит бизнес-план. В структуре бизнес-плана природоохранной и ресурсосберегающей деятельности содержатся следующие разделы:
Возможности эколого-экономических систем;
Виды ресурсов (первичных и вторичных), экологический потенциал, наличие базовых экологических ограничений;
Рынок сбыта продукции, полученный из отходов производства и услуг;
Конкуренция на рынке сбыта продукции и услуг по осуществлению природоохранной и ресурсосберегающей деятельности;
План маркетинга;
План природоохранной и ресурсосберегающей деятельности;
Организационный план по кооперации производств и объектов инфраструктуры для увеличения эколого-экономического эффекта природоохраны и ресурсосбережения;
Правовое обеспечение природоохранной и ресурсосберегающей деятельности;
Социально-экономическая оценка риска для страхования субъектов и объектов от возможных экологических катастроф;
Финансовый план;
План капитального строительства природоохранных объектов, их реконструкции и стратегия финансирования.
Одним из основных элементов экоменеджмента является экологический маркетинг. В центре маркетинга находится потребитель, к потребностям которого необходимо приспосабливаться. Ядром экомаркетинга является то, что экологичность продукта во всех его фазах (от производства до конечной утилизации) становится значимой при его продаже. Экологический маркетинг, опираясь на концепцию рециклирования, показывает, что меньший оборот материалов и энергии приносит больше выгоды потребителю. Имея информацию о рынке и определив маркетинговую стратегию, фирма для предпринимательского успеха должна использовать набор маркетинговых инструментов, модифицированных и дополненных с учетом экологических целей.
Реализация стратегических экологических целей высшего менеджмента предполагает вовлечение в процесс охраны окружающей среды также среднего и оперативного менеджмента. Появляется необходимость создания собственного подразделения, отвечающего за экологические вопросы и имеющего определенные полномочия и ресурсы. В задачи среднего менеджмента входит распределение экологических целей по отдельным операционным программам. Именно здесь возможно появление новых идей по обновлению, дополнению и модификации системы экологического менеджмента. Интегрированная система менеджмента охватывает весь операционный менеджмент, все системы функционирования предприятия с четким разграничением ответственности на всех уровнях.
Экологический менеджмент на основе создания экологического имиджа обеспечивает не только конкурентные преимущества, но положительно сказывается на микроклимате фирмы: повышается мотивация к труду работников, и они получают удовлетворение от работы. На основе экологического имиджа фирма получает неосязаемый капитал («гудвилл»), что облегчает установление важных деловых контактов с администрациями государственной власти, научными кругами, а также дает возможность завоевать доверие со стороны экоорганизаций, клиентов и жителей. Такое предприятие является также привлекательным работодателем.
Отмечая положительные моменты экоменеджмента следует иметь в виду, что он имеет и недостатки. Эколого-экономический эффект связан с высокими инвестиционными и производственными издержками, возникают рыночные и инновационные риски (преувеличение оценки спроса на экопродукты, недоработанные природосберегающие технологии и т.п.).
- Александр Кириллович Рябчиков
- Глава 1. Введение в курс «экономика природопользования»
- 1.1. Современные представления о приропользовании
- 1.2. Предмет и задачи экономики природопользования
- 1.3. Основные понятия экономики природопользования
- 1.4. Концепция «устойчивое развитие»
- Глава 2. Общетеоретические основы экономики природопользования
- 2.1. Эколого-экономические потребности и интересы
- 2.2. Собственность на ресурсы природы. Проблемы прав собственности в природопользовании
- 2.3. Экологизация экономических законов и эколого – экономические закономерности (принципы)
- Глава 3. Государство и рынок в охране окружающей среды
- 3.1. Современное представление о рынке в экологической сфере
- 3.2. Фиаско рынка. Внешние эффеткы и общественные блага
- 3.3. Интернализация внешних эффектов
- 3.4. Механизм экологического регулирования
- Глава 4. Оценка ресурсов природы
- 4.1. Необходимость и значимость экономической оценки ресурсов природы
- 4.2. Подходы к экономической оценке природных благ и услуг
- 4.2.1. Традиционные методы оценки природных ресурсов
- 4.2.2. Косвенные методы оценки природных благ и услуг
- Глава 5. Эколого-экономический анализ, долгосрочное прогнозирование и планирование природопользования
- 5.1. Система эколого–экономических показателей и нормативов
- 5.2. Эколого–экономический анализ: содержание, цели и задачи
- 5.3. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза
- 5.4. Экологический аудит
- 5.5. Прогнозирование и планирование природопользования
- Глава 6. Экономическая эффективность природопользования
- 6.1. Эффективность природоохранных мероприятий и их оценка
- 6.2.Расчет экономического ущерба от загрязнения окружающей среды
- 6.3. Экологические издержки
- 6.4.Сметная стоимость проекта
- Глава 7. Экономические инструменты рационального природопользования. Платежи в природопользовании
- 7.1.Инструменты экономического стимулирования рационального природопользования
- 7.2. Эколого-экономическое содержание и формы платежей за природопользование
- 7.3.Плата за загрязнение окружающей среды
- Глава 8. Финансирование мероприятий по рациональному природопользованию
- 8.1.Финансирование мероприятий по природопользованию.Система экологических фондов
- 8.2.Экологическое страхование
- 8.3. Экологический лизинг
- Глава 9. Экологическое предпринимательство
- 9.1.Сущность и основные принципы и формы экологического предпринимательства. Эффективность экобизнеса
- 9.2.Экологический менеджмент
- Глава 10. Управление природопользованием
- 10.1.Государственное управление природопользованием, его задачи и структура
- 10.2.Лицензирование природопользования в структуре комплексного управления экологической сферой
- 10.3.Сертификация в экологической сфере
- Глава 11. Международный опыт и сотрудничество в решении экологических проблем