logo
Ekonomika_prp

9.2.Экологический менеджмент

В последнее время возрастает интерес к использованию ме­неджмента для решения природоохранных проблем. Реализация такой концепции зависит от заинтересованности предприятия. Де­ятельность фирмы с учетом задач рационального природопользо­вания выгодна только в определенных условиях. Кроме того требу­ется, чтобы процесс формирования экологического менеджмента сопровождался экологической культурой (эколого-экономическим мышлением).

Экологическая деятельность предпринимателей зависит от их способности и возможности добиться интегрированных целей — экологических и хозяйственных. Это возможно на основе выработ­ки долгосрочной стратегии развития фирмы. Но здесь встают про­блемы — каковы издержки, как проникнется коллектив к интере­сам экологии и т.п. Если предприятие не имеет своей целью эко­логическую ориентацию, то внедрение в него системы экоменеджмента теряет смысл.

В зависимости от побудительного мотива (цели) определяется вид экоменеджмента. Экологические цели могут выражать соб­ственные интересы определенной группы сотрудников фирмы с целью обеспечения зеленого имиджа, снижения издержек, рис­ков и т. д. Внутренние стимулы проведения активной политики в области охраны окружающей среды могут быть как экономичес­кими, так и неэкономическими. В зависимости от целей экологи­ческий менеджмент подразделяется на активный и пассивный (оборонительный). Активный (наступательный) экоменеджмент строится на ясной цели, охватывает различные функции и ориен­тирован на рынок. Напротив, пассивный (реактивный) экоменед­жмент старается реагировать на требования законодательства, то есть охраной окружающей среды приходится заниматься по при­нуждению.

Существует несколько определений экологического менеджмента:

Экоменеджмент является элементом системы менеджмента, ориентированным на вполне определенный объект (подобно кад­ровому, производственному или финансовому менеджменту). Це­левым объектом здесь являются эффекты, оказываемые хозяйственной деятельностью предприятия на окружающую среду: предотв­ращение ущерба окружающей среде, энергосбережение и т.д. При­чем экостратегия направлена на достижение конкурентных пре­имуществ, необходимых для обеспечения долгосрочного функционирования предприятия.

Менеджмент в условиях рыночной экономики строится на кон­куренции и направлен на выигрыш. Поэтому главной его задачей становится знание основных «золотых» правил менеджмента:

  1. Уметь определять возможность, очередность, последователь­ность выполняемых задач;

  2. Не поручать другим самые существенные, «судьбоносные» вопросы, от решения которых зависит будущее фирмы;

  3. Быть требовательным по отношению к подчиненным и к себе. Не допускать безответственности.

  4. Действовать быстро и решительно в случаях, если промед­ление смерти подобно;

  5. Быть хорошо информированным в своей области;

  6. Не заниматься второстепенным;

  7. Действовать только в рамках возможного и реального;

  8. Уметь проигрывать, когда это неизбежно;

  9. Быть справедливым, последовательным и твердым в своих управленческих действиях;

  10. Находить удовлетворение в работе, заниматься теми вида­ми и формами управленческой деятельности, которые при­носят удовлетворение.

Главная задача менеджмента: знать эти правила, их понимать и уметь применять.

Но в основе принятия любого решения лежит информация;

мониторинг, нормативы, сведения о технологиях, маркетинговая информация и др. Необходима не просто любая информация, а именно нужная. Особенностью информации как ресурса является то, что она быстро устаревает. Кроме того возрастает и ценность опыта. Экоменеджмент формируется не мгновенно. Требуется определен­ное время для подготовки условий к внедрению инноваций,

В современном менеджменте выделяют 4 функции: планирова­ние, организацию, мотивацию и контроль.

В задачу высшего менеджмента входит включение экологичес­ких целей в стратегическое планирование. При планировании обо­сновываются необходимые инвестиции, предусматриваются спе­циальные маркетинговые стратегии. Основным элементом плани­рования служит бизнес-план. В структуре бизнес-плана природо­охранной и ресурсосберегающей деятельности содержатся следу­ющие разделы:

  1. Возможности эколого-экономических систем;

  2. Виды ресурсов (первичных и вторичных), экологический по­тенциал, наличие базовых экологических ограничений;

  3. Рынок сбыта продукции, полученный из отходов производ­ства и услуг;

  4. Конкуренция на рынке сбыта продукции и услуг по осуще­ствлению природоохранной и ресурсосберегающей деятель­ности;

  5. План маркетинга;

  6. План природоохранной и ресурсосберегающей деятельнос­ти;

  7. Организационный план по кооперации производств и объек­тов инфраструктуры для увеличения эколого-экономического эффекта природоохраны и ресурсосбережения;

  8. Правовое обеспечение природоохранной и ресурсосберега­ющей деятельности;

  9. Социально-экономическая оценка риска для страхования субъектов и объектов от возможных экологических катаст­роф;

  10. Финансовый план;

  11. План капитального строительства природоохранных объек­тов, их реконструкции и стратегия финансирования.

Одним из основных элементов экоменеджмента является эко­логический маркетинг. В центре маркетинга находится потреби­тель, к потребностям которого необходимо приспосабливаться. Яд­ром экомаркетинга является то, что экологичность продукта во всех его фазах (от производства до конечной утилизации) становится значимой при его продаже. Экологический маркетинг, опираясь на концепцию рециклирования, показывает, что меньший оборот материалов и энергии приносит больше выгоды потребителю. Имея информацию о рынке и определив маркетинговую стратегию, фирма для предпринимательского успеха должна использовать набор мар­кетинговых инструментов, модифицированных и дополненных с учетом экологических целей.

Реализация стратегических экологических целей высшего ме­неджмента предполагает вовлечение в процесс охраны окружа­ющей среды также среднего и оперативного менеджмента. Появ­ляется необходимость создания собственного подразделения, от­вечающего за экологические вопросы и имеющего определенные полномочия и ресурсы. В задачи среднего менеджмента входит распределение экологических целей по отдельным операцион­ным программам. Именно здесь возможно появление новых идей по обновлению, дополнению и модификации системы экологи­ческого менеджмента. Интегрированная система менеджмента охватывает весь операционный менеджмент, все системы функ­ционирования предприятия с четким разграничением ответствен­ности на всех уровнях.

Экологический менеджмент на основе создания экологическо­го имиджа обеспечивает не только конкурентные преимущества, но положительно сказывается на микроклимате фирмы: повыша­ется мотивация к труду работников, и они получают удовлетворе­ние от работы. На основе экологического имиджа фирма получает неосязаемый капитал («гудвилл»), что облегчает установление важ­ных деловых контактов с администрациями государственной влас­ти, научными кругами, а также дает возможность завоевать дове­рие со стороны экоорганизаций, клиентов и жителей. Такое пред­приятие является также привлекательным работодателем.

Отмечая положительные моменты экоменеджмента следует иметь в виду, что он имеет и недостатки. Эколого-экономический эффект связан с высокими инвестиционными и производственны­ми издержками, возникают рыночные и инновационные риски (пре­увеличение оценки спроса на экопродукты, недоработанные природосберегающие технологии и т.п.).