6.4.Сметная стоимость проекта
Смета представляет собой комплекс расчетов для определения размера затрат на проект. Кроме того она является инструментом для контроля и анализа расходов денежных средств на проект.
На основе сметы определяется объем капитальных вложений, включающих затраты на: строительные работы; приобретение технологического, энергетического, подъемно-транспортного и др. оборудования, приспособлений, инструмента и производственного инвентаря, необходимого для функционирования предприятия; работы по монтажу этого оборудования (монтажные работы); освоение строительной площадки; осуществление технического и авторского надзора; разработку проектной документации и др. От того, насколько точно смета отражает уровень необходимых затрат, зависит оценка экономичности проекта, планирование капитальных вложений и финансирование. Точность сметы зависит от тщательности определения комплексов работ и правильности выдвинутых предложений.
Показатели сметной стоимости используются при оценке вариантов проектных решений и выборе из них наиболее целесообразного. На основе сметы и календарного плана составляется бюджет проекта. Но смета дает только прогноз конечной стоимости проекта и предварительный расчет осуществляется по укрупненным нормативам при разработке ТЭО.
Основным документом, определяющим стоимость строительства объекта является сводный сметный расчет (составляется в текущем уровне цен). Он включает:
Подготовку территории строительства;
Основные объекты строительства;
Объекты подсобного производственного и обслуживающего значения;
Объекты энергетического хозяйства;
Объекты транспортного хозяйства и связи;
Наружные сети и сооружения водоснабжения, канализации, тепло- и газоснабжения;
Благоустройство и озеленение территории;
Временные здания и сооружения;
Прочие работы и затраты;
Содержание дирекции (технический надзор) строящегося предприятия и авторский надзор;
Подготовка эксплуатационных кадров;
Проектные и изыскательские работы.
Составление сводного сметного расчета опирается на локальные и объектные сметы. Здесь же предусматриваются дополнительные затраты, а так же резерв средств на непредвиденные работы.
Локальные сметы являются первичным сметным документом. Они составляются на отдельные конструктивные элементы, виды работ (строительные, санитарно-технические, монтажные и др.) и затрат по зданиям и сооружениям или по общеплощадочным работам на основе объемов, определяемых при разработке рабочей документации (РД), рабочих чертежей. Объектные сметы объединяют в своем составе данные из локальных смет и являются сметным документом, на основе которых формируются договорные цены на объект. Объектные сметы разрабатываются на строительство каждого отдельного здания и сооружения, В тех случаях, когда стоимость объекта определена по одной локальной смете, то объектная смета не составляется. В этом случае роль объектной сметы выполняет локальная смета. В объектном сметном расчете (смете) построчно и в итоге приводятся показатели единичной стоимости на 1 м3 объема, 1 м2 площади зданий и сооружений, 1 м протяженности сетей и т.п.
В объектных и локальных сметах выделяются нормативная трудоемкость и сметная заработная плата. Локальные сметы составляются с выделением ресурсных показателей:
трудоемкость работ (в чел.-часах) для определения основной заработной платы рабочих;
время использования строительных машин (в маш.-часах);
расход материалов, изделий и конструкций с учетом транспортных расходов.
Сметные расчеты на отдельные виды затрат составляются в случаях, когда требуется определить, как правило, в целом по стройке размер (лимит) средств, необходимых для возмещения тех затрат, которые не учтены сметными нормативами (компенсации в связи с изъятием земель под застройку; расходы, связанные с применением льгот и доплат и т.п.).
Стоимость работ в локальных сметах (расчетах) в составе сметной документации может проводится в двух уровнях цен:
в базисном уровне, определяемом на основе действующих сметных норм и цен (1991 или 1984 г.);
в текущем (прогнозном) уровне, определяемом на основе цен, сложившихся ко времени составления смет или прогнозируемых к периоду осуществления строительства.
Основой определения сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий и сооружений, расширения и технического перевооружения предприятий всех отраслей экономики служат сметные нормативы (сборники сметных норм, расценок и цен), а также правила и положения. Главной функцией сметных норм является определение нормативного количества ресурсов, необходимых для выполнения соответствующего вида работ, как основы для последующего перехода к стоимостным показателям. Сметные нормативы подразделяются на: государственные федеральные; производственно-отраслевые; территориальные; фирменные. Кроме того они подразделяются на элементные и укрупненные. К элементным сметным нормативам относятся: элементные сметные нормы и цены базисного уровня на виды ресурсов; элементные сметные нормы и расценки на виды работ. К укрупненным сметным нормативам относятся: сметные нормативы, выраженные в процентах (накладные расходы, сметная прибыль, дополнительные затраты); укрупненные сметные нормативы и показатели.
Сметная стоимость строительства — это общая сумма капитальных вложений. Сметная стоимость строительных и монтажных работ состоит из прямых затрат, накладных расходов и сметной прибыли. К прямым затратам относят: основную заработную плату рабочих; стоимость материалов, конструкций, деталей и полуфабрикатов; расходы по эксплуатации машин и механизмов. Накладные расходы предназначены для организации, управления и обслуживания строительства и они не связаны непосредственно с выполнением СМР. В основном накладные расходы связаны с функционированием административно-хозяйственных служб, обеспечивающих необходимые условия для нормального хода строительства. Сметная прибыль — это сумма средств, необходимых для покрытия отдельных (общих) расходов строительной организации, не относимых на себестоимость работ. Она включает расходы на уплату налога на прибыль, затраты на развитие производства и социальной сферы, а также на материальное стимулирование.
Для определения сметной стоимости могут применяться следующие методы: базисно-компенсационный, ресурсный и ресурсно-индексный. Кроме того смету можно определить «на основе банка данных о стоимости ранее построенных или запроектированных объектов-аналогов». Базисно-компенсационный метод основан на использовании сметных норм. В этом случае стоимость определяется в два этапа:
На стадии проектирования при ожидаемой инфляции учитывается ориентировочный прогноз удорожания базисной стоимости;
В процессе строительства учитываются реальные изменения цен и тарифов.
Ресурсный метод основан на калькулировании себестоимости (предстоящих издержек) в текущих (прогнозных) ценах и тарифах ресурсов. Издержки определяются, исходя из данных потребностей в материалах, изделиях и конструкциях, а также расстояниях и способах их доставки. Кроме того учитываются расход электро (энерго)-носителей на технологические цели, время эксплуатации машин, затраты труда рабочих. Для расчета итоговых показателей расхода ресурсов желательно предварительно составлять локальную ресурсную ведомость, в которой определяется объем ресурсов по каждому виду работ, выполняемых на объекте. Стоимость ресурсов целесообразно определять как в базисном (на основе средней сметной стоимости, учтенной в нормативах), так и в текущем (прогнозируемом) уровне цен.
Ресурсно-индексный метод — это сочетание ресурсного метода с системой индексов на ресурсы (материальные, технические, энергетические, трудовые, оборудование, услуги и пр.). Индекс представляет собой отношение стоимости продукции, работ или ресурсов в текущем (прогнозном) уровне цен к базисному уровню цен (сметные цены, введенные в действие с определенного времени).
Успех в реализации проекта во многом зависит от плана затрат. Планирование затрат на проект должно осуществляться с целью удовлетворения потребности в финансовых ресурсах в течении всего времени реализации проекта. Это требует составления бюджета проекта с учетом календарного плана и стратегии осуществления проекта. Бюджет проекта, как и смета, является планом действий и инструментом для руководства и контроля. Задачей бюджета проекта является реализация проекта в соответствии с временными и финансовыми ограничениями.
- Александр Кириллович Рябчиков
- Глава 1. Введение в курс «экономика природопользования»
- 1.1. Современные представления о приропользовании
- 1.2. Предмет и задачи экономики природопользования
- 1.3. Основные понятия экономики природопользования
- 1.4. Концепция «устойчивое развитие»
- Глава 2. Общетеоретические основы экономики природопользования
- 2.1. Эколого-экономические потребности и интересы
- 2.2. Собственность на ресурсы природы. Проблемы прав собственности в природопользовании
- 2.3. Экологизация экономических законов и эколого – экономические закономерности (принципы)
- Глава 3. Государство и рынок в охране окружающей среды
- 3.1. Современное представление о рынке в экологической сфере
- 3.2. Фиаско рынка. Внешние эффеткы и общественные блага
- 3.3. Интернализация внешних эффектов
- 3.4. Механизм экологического регулирования
- Глава 4. Оценка ресурсов природы
- 4.1. Необходимость и значимость экономической оценки ресурсов природы
- 4.2. Подходы к экономической оценке природных благ и услуг
- 4.2.1. Традиционные методы оценки природных ресурсов
- 4.2.2. Косвенные методы оценки природных благ и услуг
- Глава 5. Эколого-экономический анализ, долгосрочное прогнозирование и планирование природопользования
- 5.1. Система эколого–экономических показателей и нормативов
- 5.2. Эколого–экономический анализ: содержание, цели и задачи
- 5.3. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза
- 5.4. Экологический аудит
- 5.5. Прогнозирование и планирование природопользования
- Глава 6. Экономическая эффективность природопользования
- 6.1. Эффективность природоохранных мероприятий и их оценка
- 6.2.Расчет экономического ущерба от загрязнения окружающей среды
- 6.3. Экологические издержки
- 6.4.Сметная стоимость проекта
- Глава 7. Экономические инструменты рационального природопользования. Платежи в природопользовании
- 7.1.Инструменты экономического стимулирования рационального природопользования
- 7.2. Эколого-экономическое содержание и формы платежей за природопользование
- 7.3.Плата за загрязнение окружающей среды
- Глава 8. Финансирование мероприятий по рациональному природопользованию
- 8.1.Финансирование мероприятий по природопользованию.Система экологических фондов
- 8.2.Экологическое страхование
- 8.3. Экологический лизинг
- Глава 9. Экологическое предпринимательство
- 9.1.Сущность и основные принципы и формы экологического предпринимательства. Эффективность экобизнеса
- 9.2.Экологический менеджмент
- Глава 10. Управление природопользованием
- 10.1.Государственное управление природопользованием, его задачи и структура
- 10.2.Лицензирование природопользования в структуре комплексного управления экологической сферой
- 10.3.Сертификация в экологической сфере
- Глава 11. Международный опыт и сотрудничество в решении экологических проблем