3.3. Интернализация внешних эффектов
В условиях, когда внешние эффекты достаются третьим лицам, фирмы производят товар больше оптимальной величины, и цена товара загрязнителя занижена. В итоге предприятия не заинтересованы в поиске путей к уменьшению загрязнения окружающей среды. Чтобы был стимул к природоохране загрязнителей, необходимо внешние эффекты интернализировать (превратить) в их внутренние издержки, то есть принцип «платит жертва» превратить в принцип «платит загрязнитель». Впервые, как инструмент интернализации внешних эффектов, А.Пигу (1932 г.) предложил ввести корректирующие налоги (пигулианский налог).
Методами интернализации внешних эффектов могут быть всевозможные экологические платежи, налоги и др. рычаги как административного, так и экономического характера. В общем виде процесс интернализации внешних эффектов сводится к сведению частных предельных (дополнительных) издержек, не включающих затраты на возмещение ущерба (МС) в общественные предельные издержки (то во что обходится обществу производство товара) (МС0). Иначе говоря, должно быть смещение кривой предложения (S) с целью оптимизации цены на товар, производство которого загрязняет окружающую среду (рис. 9).
Из рисунка видно, что фирма, стремясь максимизировать свои излишки производителя (прибыль), производит больший объем продукции и тем самым необоснованно увеличивает объем загрязнения. Учет социальных издержек сдвигает кривую предложения влево и тем самым отражает интересы общества. В теории учет внешних эффектов в ценообразовании прост, но на практике его осуществить труднее. Дополнительно усложняющими факторами процессы интернализации внешних эффектов являются проблемы экономической оценки природных ресурсов, ПРП, ущерба от загрязнения окружающей среды и т.д.
Функционирование регулируемого рынка возможно, если внеэкономические и экономические стимулы увязаны воедино на основе взаимоотношений социальных и хозяйствующих субъектов собственности на ресурсы природы. Основное внимание в экологическом регулировании должно быть направлено на определение и установление оптимального соответствия между спросом и предложением «экологического товара».
Модель регулируемого рынка в природопользовании должна учитывать издержки по предотвращению (ликвидации) загрязнения окружающей среды и наносимый ущерб (рис. 10). Ущерб от ухудшения состояния окружающей среды растет в геометрической прогрессии (экспоненциально) с увеличением загрязнения, а затраты же на ликвидацию ущерба также растут в геометрической прогрессии, но с увеличением степени чистоты окружающей среды.
Если загрязнение окружающей среды не контролируется со стороны социальных субъектов, то для предприятий выгодно производить внешние издержки. Кривая предельных выгод для него совпадает с кривой ущерба. При регулировании же природоохранной деятельности предприятий им выгодно сокращать загрязнение до точки А0 — оптимального уровня, где существует равенство затрат и ущерба. Точка А0 является экономическим оптимумом загрязнения. Справа от этой точки лежит область безубыточности природоохранной деятельности.
Спрос со стороны предприятий на выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду зависит от затрат на ликвидацию того или иного объема загрязнения. Предложение же зависит от экологического (самовосстановительного) потенциала природной среды региона. Чем меньше этот потенциал, тем меньше должно быть дано контролирующим органом разрешений на сброс (выброс). В регулировании экологической сферой следует воздействовать как на спрос, так и на предложение сбросов (выбросов) загрязняющих веществ с учетом их эластичности. Экологический потенциал, в силу своей ограниченности, с увеличением загрязнения окружающей среды становится неэластичным, переходя в абсолютно неэластичное состояние. Спрос на загрязнение со стороны предприятий будет зависеть от выбора технологий, исходного сырья и т.д., которые существенно влияют на затраты по охране окружающей среды. Сдвиг же кривой предложения экологической емкости природной среды зависит от установления предельно-допустимых нагрузок на экосистемы, штрафов, платежей и т.п.
На основе сочетания принципов нормативного и платного природопользования возможно функционирование «рынка прав на загрязнение» (рынок лицензий на загрязнение). Графическая интерпретация такого рынка на основе спроса и предложения представлена на рис. 11. Такой рынок существует на основе установленных предельных объемов загрязнения, которая принимает форму абсолютно неэластичного предложения сброса отходов. На графике равновесие спроса и предложения достигается при условии, что предельные затраты на снижение уровня загрязнения окружающей среды одинаковы для всех предприятий. Но на практике предельные издержки на разных предприятиях не одинаковы, что и дает возможность торговли правами на загрязнение. Собственно рынок прав на загрязнение сводится к определению цены прав на
загрязнение в зависимости от соотношения спроса и предложения. Как показали исследования, в краткосрочном аспекте как спрос, так и предложение малоэластичны по цене, а в долгосрочном — наоборот.
Рынок прав на загрязнение на практике опробован только в США по охране атмосферного воздуха. По простейшей схеме «рынок прав на загрязнение» должен функционировать следующим образом: в регионе или в масштабе всей страны принимается решение о допустимой общей нагрузке по выбросам в разрезе ингредиентов. В зависимости от величины такой нагрузки на открытом рынке выпускается и распространяется определенное количество «прав на загрязнение» (акций). Собственно рыночный процесс начинается после начального распределения прав. Предположим, у фирмы А спрос на ее продукцию растет, но при этом значительно увеличиваются выбросы, а прав на загрязнение гораздо меньше. Наращивание производства может оказаться невыгодным из-за высоких штрафных санкций за превышение лимита загрязнения или же больших затрат на строительство природоохранных объектов. Фирма Б наоборот, по каким-то причинам (снижение объема производства, внедрение новой технологии, использование нового вида сырья и т.п.), имеет излишек прав. В этом случае А может приобрести права на загрязнение у Б и тем самым увеличить свой доход. Этот метод охраны окружающей среды еще называют методом «коллективной ответственности», так как Б имеет право продать не 100% излишков, а меньше. В итоге действия рынка суммарный выброс какого-то ингредиента будет меньше, чем было определено при выдаче (распространении) лицензий. Найти продавцов прав каждой фирме, нуждающейся в дополнительных правах на загрязнение, трудно; поэтому возникают посреднические фирмы, которые принимают «вклады» — излишки прав у отдельных фирм и предоставляют (продают) нуждающимся. Образуется своеобразный банк.
- Александр Кириллович Рябчиков
- Глава 1. Введение в курс «экономика природопользования»
- 1.1. Современные представления о приропользовании
- 1.2. Предмет и задачи экономики природопользования
- 1.3. Основные понятия экономики природопользования
- 1.4. Концепция «устойчивое развитие»
- Глава 2. Общетеоретические основы экономики природопользования
- 2.1. Эколого-экономические потребности и интересы
- 2.2. Собственность на ресурсы природы. Проблемы прав собственности в природопользовании
- 2.3. Экологизация экономических законов и эколого – экономические закономерности (принципы)
- Глава 3. Государство и рынок в охране окружающей среды
- 3.1. Современное представление о рынке в экологической сфере
- 3.2. Фиаско рынка. Внешние эффеткы и общественные блага
- 3.3. Интернализация внешних эффектов
- 3.4. Механизм экологического регулирования
- Глава 4. Оценка ресурсов природы
- 4.1. Необходимость и значимость экономической оценки ресурсов природы
- 4.2. Подходы к экономической оценке природных благ и услуг
- 4.2.1. Традиционные методы оценки природных ресурсов
- 4.2.2. Косвенные методы оценки природных благ и услуг
- Глава 5. Эколого-экономический анализ, долгосрочное прогнозирование и планирование природопользования
- 5.1. Система эколого–экономических показателей и нормативов
- 5.2. Эколого–экономический анализ: содержание, цели и задачи
- 5.3. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза
- 5.4. Экологический аудит
- 5.5. Прогнозирование и планирование природопользования
- Глава 6. Экономическая эффективность природопользования
- 6.1. Эффективность природоохранных мероприятий и их оценка
- 6.2.Расчет экономического ущерба от загрязнения окружающей среды
- 6.3. Экологические издержки
- 6.4.Сметная стоимость проекта
- Глава 7. Экономические инструменты рационального природопользования. Платежи в природопользовании
- 7.1.Инструменты экономического стимулирования рационального природопользования
- 7.2. Эколого-экономическое содержание и формы платежей за природопользование
- 7.3.Плата за загрязнение окружающей среды
- Глава 8. Финансирование мероприятий по рациональному природопользованию
- 8.1.Финансирование мероприятий по природопользованию.Система экологических фондов
- 8.2.Экологическое страхование
- 8.3. Экологический лизинг
- Глава 9. Экологическое предпринимательство
- 9.1.Сущность и основные принципы и формы экологического предпринимательства. Эффективность экобизнеса
- 9.2.Экологический менеджмент
- Глава 10. Управление природопользованием
- 10.1.Государственное управление природопользованием, его задачи и структура
- 10.2.Лицензирование природопользования в структуре комплексного управления экологической сферой
- 10.3.Сертификация в экологической сфере
- Глава 11. Международный опыт и сотрудничество в решении экологических проблем