7.1.Инструменты экономического стимулирования рационального природопользования
Воздействие на предпринимательскую деятельность, например, на рациональное природопользование, может осуществляться двумя путями: прямым регулированием (административными методами) и экономическим воздействием. Большинство стран в экологической политике стараются прибегать к экономическому стимулированию рационального природопользования. Экономическое стимулирование природоохранной деятельности является средством, которое позволяет соединить интересы дальнейшего развития экономики и охраны окружающей среды.
Система стимулирования рационального природопользования направлена на повышение заинтересованности всех субъектов хозяйствования в выполнении природоохранных требований, соблюдении норм и правил использования природных ресурсов. Стимулирование охраны природы осуществляется в основном с помощью двух методов: метода принуждения (негативное стимулирование или «метод кнута») и метода поощрения (позитивное стимулирование или «метод пряника»).
Негативное стимулирование включает в себя плату за природопользование, платежи за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов, за размещение отходов, введение специального налогообложения на экологически вредную продукцию, а также на продукцию, выпускаемую с применением экологически опасной технологии; штрафы за экологические правонарушения, экологическая сертификация продукции, акцизы, пошлины и т.д.
Позитивное экономическое стимулирование является регулированием природоохранной деятельности с помощью системы льготного налогообложения, кредитования, ценовой политики, субвенций, введением рынка «прав на загрязнение», методом ускоренной амортизации природоохранных объектов и т.п.
Стимулирование рационального природопользования выполняет следующие функции: поощрительную, запретительную и компенсационную. Поощрительная функция осуществляется через соизмерение затрат и результатов природоохранной деятельности, запретительная направлена на усиление ответственности субъектов природопользования, а компенсационная — на возмещение нанесенного ущерба.
Существующая система экономического стимулирования рационального природопользования в нашей стране закреплена в законе Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (раздел III — Экономический механизм охраны окружающей природной среды) и включает в себя:
планирование и финансирование мероприятий по охране окружающей среды;
установление лимитов на природопользование;
установление платы за природопользование, загрязнение и другие виды негативного воздействия на окружающую природную среду;
предоставление льгот по налогам и кредитам при внедрении малоотходных и ресурсосберегающих технологий, использовании вторичных ресурсов и т.д.;
возмещение вреда, причиняемого окружающей природной среде и человеку;
введение ускоренной амортизации природоохранных сооружений;
применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию.
В целом в РФ применяются как прямые, так и косвенные методы экономического стимулирования природоохранной деятельности. Но в то же время для их действенного функционирования необходимо дальнейшее совершенствование законодательной и нормативной базы. Кроме того, ряд законов, принимаемых в области налогообложения и других областях, не всегда согласовывается с природоохранными требованиями; слаба структура рыночного воздействия на природопользователей и система прав в экологической сфере, что приводит, например, к перекосам во взаимодействии разных природоохранных органов с предприятиями ЖКХ.
У нас на практике наиболее широко используется система платежей за природопользование. Она является основным методом воздействия на хозяйствующих субъектов, но в меньшей мере задействована система косвенных регуляторов. Косвенные методы воздействия затрагивают имущественные интересы природопользователей и создают выгодность природоохранных мероприятий.
Наиболее действенным стимулом в природоохранной деятельности является налоговая политика государства. Она может включать как позитивное, так и негативное стимулирование. Это выражается в законодательном закреплении как льготного налогообложения и освобождения от уплаты налогов, так и специального налогообложения на экоопасную продукцию. Если предприятие осуществляет вложения на природоохранные мероприятия за счет собственной прибыли, то оно имеет право уменьшить на 30% налогооблагаемую сумму прибыли. Кроме того, предприниматели могут вносить средства в экофонды, но в этом случае налогооблагаемая сумма может быть уменьшена не более чем на 3%,
При налогообложении имущества налогом не облагается имущество бюджетных организаций и учреждений — заповедников, природных парков, ботсадов. Кроме того, при налогообложении стоимость имущества должна быть уменьшена на балансовую (нормативную) стоимость объектов, используемых для охраны природы.
Во многих странах снижаются ставки налога на капитал или же устраиваются «налоговые каникулы». Например, в Японии ставки налога уменьшаются на 50% на мощности по переработке пластмасс и органических отходов в первые три года установления, а в первые 5 лет не берется налог на очистные сооружения общего пользования.
Тесную связь с льготами при налогообложении имеет метод ускоренной амортизации природоохранного оборудования, который широко используется зарубежными странами. Введение ускоренной амортизации способствует накоплению капитала на обновление очистных сооружений, а также амортизационный фонд фактически уменьшает налогооблагаемую базу. В Канаде на очистное оборудование предусмотрен двухлетний срок амортизации. Во Франции 50% очистного оборудования амортизируется за один год, а в Италии 45% — за три года, в Великобритании, США, Германии установлен срок амортизации пять лет.
В рыночной экономике цены должны играть стимулирующую роль как в области охраны природы, так и в области рационального использования природных ресурсов. На цены влияют платежи за природопользование. Ценовые рычаги стимулирования производства экочистой продукции возможны при предоставлении льгот в виде компенсаций, кредитов, надбавок предприятиям, производящим экологически чистую продукцию, а также использующим малоотходные технологии. При более низкой цене в условиях конкуренции производители, производящие экологически чистую продукцию (если льготы перекрывают дополнительные издержки), могут
ускорить товарооборот и получить большую прибыль. Цена на экологически вредную продукцию должна быть занижена для производителя и завышена для потребителя путем введения специального налога.
Цены на продукцию природоэксплуатирующих предприятий должны учитывать природные факторы, и их базой должны быть замыкающие затраты. Одновременно с этим необходимо максимально изъять рентный доход. Наиболее устойчивая мировая тенденция ценообразования — это неуклонное относительное удорожание природных ресурсов и, соответственно, развитие всей системы рентных отношений. Цены на природные ресурсы должны учитывать и интересы будущих поколений.
Таблица 2
Сравнение отдельных инструментов управления природоохранной деятельностью*
* Решение конкретной проблемы: «—» —негативный вклад; «+» — позитивный вклад; «++» — сильное позитивное воздействие; «+/—» — неоднозначность воздействия
Действующим порядком определения платы за загрязнение окружающей среды предусмотрена корректировка размеров платежей природопользователям с учетом освоения средств на выполнение природоохранных мероприятий. Инициатором корректировки должен выступать природопользователь. Зачет осуществляется в соответствии с «Перечней природоохранных мероприятий». Кроме того, предприятия могут рассчитывать на понижение размеров платы за загрязнение окружающей природной среды или же на освобождение от нее при осуществлении деятельности по обслуживанию населения в социальной, культурной сферах и т.д.
В целом, каждый из инструментов стимулирования рационального природопользования может иметь различный эффект в зависимости от сложившихся обстоятельств, выполняемых ими функций, распределения бремени природоохранных издержек между виновником загрязнения и потребителями продукции, величины издержек для достижения заданного качества окружающей среды и т.п. Некоторые представления о воздействии отдельных инструментов воздействия на природопользователей дает таблица 2, составленная А. Голубом и Е.Струковой.
- Александр Кириллович Рябчиков
- Глава 1. Введение в курс «экономика природопользования»
- 1.1. Современные представления о приропользовании
- 1.2. Предмет и задачи экономики природопользования
- 1.3. Основные понятия экономики природопользования
- 1.4. Концепция «устойчивое развитие»
- Глава 2. Общетеоретические основы экономики природопользования
- 2.1. Эколого-экономические потребности и интересы
- 2.2. Собственность на ресурсы природы. Проблемы прав собственности в природопользовании
- 2.3. Экологизация экономических законов и эколого – экономические закономерности (принципы)
- Глава 3. Государство и рынок в охране окружающей среды
- 3.1. Современное представление о рынке в экологической сфере
- 3.2. Фиаско рынка. Внешние эффеткы и общественные блага
- 3.3. Интернализация внешних эффектов
- 3.4. Механизм экологического регулирования
- Глава 4. Оценка ресурсов природы
- 4.1. Необходимость и значимость экономической оценки ресурсов природы
- 4.2. Подходы к экономической оценке природных благ и услуг
- 4.2.1. Традиционные методы оценки природных ресурсов
- 4.2.2. Косвенные методы оценки природных благ и услуг
- Глава 5. Эколого-экономический анализ, долгосрочное прогнозирование и планирование природопользования
- 5.1. Система эколого–экономических показателей и нормативов
- 5.2. Эколого–экономический анализ: содержание, цели и задачи
- 5.3. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза
- 5.4. Экологический аудит
- 5.5. Прогнозирование и планирование природопользования
- Глава 6. Экономическая эффективность природопользования
- 6.1. Эффективность природоохранных мероприятий и их оценка
- 6.2.Расчет экономического ущерба от загрязнения окружающей среды
- 6.3. Экологические издержки
- 6.4.Сметная стоимость проекта
- Глава 7. Экономические инструменты рационального природопользования. Платежи в природопользовании
- 7.1.Инструменты экономического стимулирования рационального природопользования
- 7.2. Эколого-экономическое содержание и формы платежей за природопользование
- 7.3.Плата за загрязнение окружающей среды
- Глава 8. Финансирование мероприятий по рациональному природопользованию
- 8.1.Финансирование мероприятий по природопользованию.Система экологических фондов
- 8.2.Экологическое страхование
- 8.3. Экологический лизинг
- Глава 9. Экологическое предпринимательство
- 9.1.Сущность и основные принципы и формы экологического предпринимательства. Эффективность экобизнеса
- 9.2.Экологический менеджмент
- Глава 10. Управление природопользованием
- 10.1.Государственное управление природопользованием, его задачи и структура
- 10.2.Лицензирование природопользования в структуре комплексного управления экологической сферой
- 10.3.Сертификация в экологической сфере
- Глава 11. Международный опыт и сотрудничество в решении экологических проблем