logo
Ekonomika_prp

4.2.2. Косвенные методы оценки природных благ и услуг

Как уже отметили, подходов к оценке ресурсов природы не­сколько. Рассмотрим так называемые косвенные методы, которые разработаны и довольно часто применяются за рубежом, а в пос­ледние годы и у нас. В целом методы косвенной (субъективной) оценки в сущности сводятся к построению кривых спроса на ре­сурс природы, функции спроса можно определить методами пря­мых предпочтений (условной оценки), опросом респондентов (пользо­вателей), а также методами выявленных предпочтений: а) транс­портных затрат и б) гедонистических цен. Косвенные методы дают только приблизительную оценку ресурсов. Точности оценки мож­но добиться применением нескольких методов оценки одного и того же объекта. Но иногда для принятия хозяйственного решения достаточно иметь даже приблизительную оценку.

Одним из косвенных методов оценки ресурсов природы явля­ется концепция альтернативной стоимости (упущенная выгода). Она в определенной степени связана с затратной концепцией. Чем мень­ше альтернативная стоимость, тем меньше затрат для компенса­ции экономических потерь от сохранения этого блага. Альтерна­тивная стоимость — это выгоды при использовании одного и того же ресурса в разных целях. На практике она используется для измерения «стоимости сохранения» и базируется на методах поис­ка заменителя рассматриваемого ресурса. Например, в США стро­ительство ГЭС погубило бы уникальную природу каньона Хелл. Анализ показал, что выгоды от ГЭС недостаточно велики для оп­равдания потери природного объекта. Метод альтернативной сто­имости сводится к определению ориентированной стоимости, ко­торая фокусируется на межвременных аспектах развития и явля­ется наиболее приемлемой при принятии решений по запреще­нию проектов, обуславливающих возможность появления необра­тимых потерь природных объектов.

Метод общей экономической ценности основан на суммирова­нии стоимости использования и стоимости неиспользования (не­потребительная ценность). Наиболее легко определить прямую сто­имость использования благ, так как они осязаемы и имеют свою цену. Более сложно определить вторую часть стоимости использо­вания — косвенную. Стоимость же неиспользования определить еще труднее, потому что речь идет о будущем использовании природного блага. Наличие неучтенных компонентов общей экономической ценности ресурса снижает его ценность

Метод субъективной оценки стоимости используется при отсутствии нормальных рынков. Он базируется на определении рыночных цен путем выяснения у индивидуумов явной оценки экологического набора благ. Еще этот метод называется методом предпочтении или опросный. Проводится анкетный опрос с целью вы- ||'Д явления предпочтений людей в отношении нерыночных товаров (до сих пор бесплатных), спрашивая их, сколько они желали бы заплатить за конкретные улучшения в этих товарах или за предот­вращение неблагоприятных изменений в них. Цель метода — выявить готовность платить у опрашиваемых в денежном выражении. Опросный метод можно применять лишь в том случае, если включаемое в выборку население является представительным, хорошо информированным, проявляет интерес к обсуждаемому вопросу. Кроме субъективности оценки в этом методе присутствует такой элемент, как способность респондентов платить, то есть правильно оценить ту часть своего бюджета, которую они согласны платить за оцениваемый ресурс.

Метод субъективной оценки сводится к выявлению оценки (или «ставки» на воображаемых торгах), близкой к тем, которые бы имели место в случае существования реального рынка на опраши­ваемые экологические объекты. Последняя принятая ставка явля­ется выражением максимальной суммы готовности платить. Рас­считав среднюю сумму «готовности платить» и умножив эту сум­му на общее число людей, (получающих выгоду), определяется цен­ность блага.

Метод транспортно-путевых затрат (издержек путешествия) — метод косвенной оценки ценности экологических объектов или функций, при котором транспортные расходы населения для посе­щения мест отдыха используется в качестве заменителей цены рекреационного объекта, а частота посещения выражает количе­ство приобретенного рекреационного «товара». Изменения в путе­вых затратах и частоте поездок используется для построения кри­вых рекреационного спроса и вычисления потребительского дохо­да от рекреации, то есть рекреационные ценности экологического объекта. Учитываются путевые затраты постоянных жителей и при­езжающих. Этот метод выявляет предпочтения потребителей. Метод требует затрат времени, усилий и ресурсов. С помощью этого метода были оценены стоимость парков и заповедников Кении.

В некоторых случаях используется гедонистический метод оцен­ки экологических благ. Он сводится к косвенной оценке этих благ через ценность недвижимости (земли). Главное условие метода — это озабоченность покупателя экологическими характеристиками покупаемого товара и его готовность платить за это большую сум­му. Выявляется примерная доля экологической составляющей в общей оценке объекта. В Москве на основе статистики покупок и обменов квартир было определено, что цена квартиры в экологи­чески чистом районе в среднем на 12% выше. Этот метод требует сбора большого количества информации.