10.2.Лицензирование природопользования в структуре комплексного управления экологической сферой
Лицензирование природопользования — это система экологического обоснования и контроля хозяйственной деятельности, реализуемая через выдачу специальных разрешительных документов — лицензий. В принципе лицензирование это элемент административно-правового управления, так как лицензия фиксирует конкретные условия, ограничение пользования ресурсами природы. Но
лицензия может быть и элементом экономического (рыночного) управления и продаваться на аукционах.
В систему лицензирования природопользования входят два вида разрешений:
разрешение на право пользования (добычи, изъятия, использования без изъятия) природными ресурсами и объектами, а также на право выбросов, сбросов и размещения загрязняющих веществ и отходов (специальные лицензии);
лицензия на комплексное природопользование.
Лицензирование является также одним из элементов территориального управления природопользованием наряду с учетом и экономической оценкой в кадастровой системе, платежами за ресурсы, контролем за качеством окружающей среды, механизмом финансирования природоохранных мероприятий. В настоящее время лицензии служат формой учета пользователей природными ресурсами и контроля за потреблением природных ресурсов, а также инструментом реализации функций распоряжения природными ресурсами.
Специальные лицензии — документы, выдаваемые специальными государственными органами, управляющими природными ресурсами. Они дают право на пользование одним видом природных ресурсов в установленном месте и на определенных условиях. К ним относятся: лицензия на пользование ресурсами недр, разрешения на спецводопользование и на выбросы (сбросы, размещение отходов) загрязняющих веществ, землепользование, лицензия на отстрел охотничьих животных, лесорубочный и лесной билеты, выдаваемые соответствующими территориальными органами. Эти виды лицензии не увязаны между собой и тем самым нельзя анализировать их совместное воздействие на окружающую природную среду в целом. Может сложиться такая ситуация, что использование одного ресурса принесет ущерб другим ресурсам. Часто использование какого-то ресурса осуществляется без учета экологической ситуации на территории. Эти недостатки призвана устранить лицензия на комплексное природопользование, где отражаются экологические нормы и ограничения, условия пользования и другие виды информации.
Под комплексным природопользованием для предприятий понимается такое использование природно-ресурсного потенциала территории, при котором эксплуатация (добыча, изъятие) одного вида природных ресурсов наносит наименьший ущерб другим ресурсам, а хозяйственная деятельность предприятия в целом оказывает минимально возможное комплексное воздействие на окружающую природную среду. Лицензия на комплексное природопользование устанавливает экологические требования, ограничения,
предельные объемы использования природных ресурсов и загрязнения окружающей среды, условия природопользования. Она, в отличие от специальных лицензий, не дает право на вид природопользования, а лишь регламентирует условия последнего. Права же на пользование должны определяться в договорах аренды, на комплексное природопользование и в специальных лицензиях, выполняющих функцию таких договоров. Лицензия на комплексное природопользование является нормативно-правовым документом, позволяющим контролировать масштаб и качество воздействия предприятия на окружающую среду. На основе лицензирования на комплексное природопользование и заключения экологической экспертизы на предполагаемую хозяйственную или иную деятельность могут быть заключены с предприятиями договора на комплексное природопользование.
Независимо от распределения прав владения, использования и распоряжения природными ресурсами, государственное управление природопользования невозможно без полной информации о количестве, качестве, социально-экономической оценке ресурсов природы в границах административно-территориального образования. Поэтому актуальными являются задачи инвентаризации природных ресурсов, оценка их состояния в натуральных и экономических показателях и правовая привязка. Информация о природно-ресурсном потенциале территории тесно связана с экологической экспертизой и лицензированием. На основе комплексной социально-экономической оценки природно-ресурсного потенциала и с учетом экологической обстановки должно приниматься решение о приоритетах использования тех или иных природных ресурсов, после этого только выдаваться лимиты их использования.
Необходимо иметь комплексный территориальный кадастр природно-ресурсного потенциала (КТКПРП) — информационную основу региональной системы управления рациональным природопользованием. Многоцелевой кадастр должен выполнять функций информационного обеспечения для регионального и городского планирования, налогообложения природопользователей, перераспределения прав на ресурсы природы и т.д.
Лицензирование деятельности в области охраны окружающей среды в России осуществляется на основе Постановления Правительства РФ от 26 февраля 1996 г. № 168. В Положении определяется порядок выдачи лицензий на: утилизацию, складирование, перемещение, размещение, захоронение, уничтожение промышленных и иных отходов, материалов, веществ (кроме радиоактивных); проведение экологической паспортизации, сертификации, экологического аудирования; осуществление видов деятельности, связанных с работами (услугами) природоохранного назначения,
- Александр Кириллович Рябчиков
- Глава 1. Введение в курс «экономика природопользования»
- 1.1. Современные представления о приропользовании
- 1.2. Предмет и задачи экономики природопользования
- 1.3. Основные понятия экономики природопользования
- 1.4. Концепция «устойчивое развитие»
- Глава 2. Общетеоретические основы экономики природопользования
- 2.1. Эколого-экономические потребности и интересы
- 2.2. Собственность на ресурсы природы. Проблемы прав собственности в природопользовании
- 2.3. Экологизация экономических законов и эколого – экономические закономерности (принципы)
- Глава 3. Государство и рынок в охране окружающей среды
- 3.1. Современное представление о рынке в экологической сфере
- 3.2. Фиаско рынка. Внешние эффеткы и общественные блага
- 3.3. Интернализация внешних эффектов
- 3.4. Механизм экологического регулирования
- Глава 4. Оценка ресурсов природы
- 4.1. Необходимость и значимость экономической оценки ресурсов природы
- 4.2. Подходы к экономической оценке природных благ и услуг
- 4.2.1. Традиционные методы оценки природных ресурсов
- 4.2.2. Косвенные методы оценки природных благ и услуг
- Глава 5. Эколого-экономический анализ, долгосрочное прогнозирование и планирование природопользования
- 5.1. Система эколого–экономических показателей и нормативов
- 5.2. Эколого–экономический анализ: содержание, цели и задачи
- 5.3. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза
- 5.4. Экологический аудит
- 5.5. Прогнозирование и планирование природопользования
- Глава 6. Экономическая эффективность природопользования
- 6.1. Эффективность природоохранных мероприятий и их оценка
- 6.2.Расчет экономического ущерба от загрязнения окружающей среды
- 6.3. Экологические издержки
- 6.4.Сметная стоимость проекта
- Глава 7. Экономические инструменты рационального природопользования. Платежи в природопользовании
- 7.1.Инструменты экономического стимулирования рационального природопользования
- 7.2. Эколого-экономическое содержание и формы платежей за природопользование
- 7.3.Плата за загрязнение окружающей среды
- Глава 8. Финансирование мероприятий по рациональному природопользованию
- 8.1.Финансирование мероприятий по природопользованию.Система экологических фондов
- 8.2.Экологическое страхование
- 8.3. Экологический лизинг
- Глава 9. Экологическое предпринимательство
- 9.1.Сущность и основные принципы и формы экологического предпринимательства. Эффективность экобизнеса
- 9.2.Экологический менеджмент
- Глава 10. Управление природопользованием
- 10.1.Государственное управление природопользованием, его задачи и структура
- 10.2.Лицензирование природопользования в структуре комплексного управления экологической сферой
- 10.3.Сертификация в экологической сфере
- Глава 11. Международный опыт и сотрудничество в решении экологических проблем