logo search
Ekonomika_prp

3.2. Фиаско рынка. Внешние эффеткы и общественные блага

Переход к чистому рынку, особенно в природоохране, не без оснований вызывают тревогу, потому что рыночные отношения автоматически не способствуют оздоровлению природы. В эколо­гической сфере имеет место так называемое «фиаско», «провалы» или «недостаточность» рынка. Рыночные отношения инертны к внедрению экологически безопасных технологий (техники) и осу­ществлению инфраструктурных природоохранных мероприятий, которые не дают сиюминутную отдачу. В этом случае рынок не всегда в состоянии обеспечить эффективное использование (рас­пределение) ресурсов, так как рыночные цены не отражают в себе величину альтернативной стоимости и дают ложную информацию потребителю.

Источниками провалов рынка являются:

Большинство из выше перечисленных источников прямо отно­сятся к экологической сфере. Обычно экологический аспект фиас­ко рынка связывают с загрязнением окружающей среды фирма­ми, так как воздействия на потребителей (население региона) со стороны загрязнителей не закреплено экономическими и юриди­ческими отношениями. Эти загрязнения являются внешними (по­бочными), экстернальными эффектами и не отражаются в рыноч­ных ценах. Потребители из-за отсутствия прав собственности или из-за высоких трансакционных издержек не участвуют в рыноч­ных сделках и поэтому не могут требовать с «виновника» компен­сации за нанесенный ущерб. Потери потребителей не будут отра­жены в рыночных ценах товара, производство которого загрязняет окружающую среду. Внешние эффекты искажают общественную стоимость благ.

В целом, следует отметить, что категория «внешние эффекты» чрезвычайно важное понятие в экономике природопользования. Существование «внешних эффектов» или экстерналий впервые подчеркнули неоклассики. А.Маршалл ввел понятие внешней эко­номии, а А.Пигу привел пример негативных внешних эффектов. Экстерналий — это внешние эффекты (издержки) экономической деятельности, которые положительно или отрицательно воздейству­ют на третьи лица. В охране природы подавляющее большинство экстерналий отрицательные. Отрицательные внешние издержки возникают в следующих условиях: 1) действие одного агента явля­ется причиной потери выгод другим агентом, а ее потеря никем не компенсируется; 2) издержки несут индивид или группа (третьи лица — реципиенты), которые не являются участниками сделок. Внешние эффекты проявляются только при ограниченности ре­сурса. В экологической сфере они проявляются в случае, если фирма начинает выбрасывать загрязнения больше предельного объема (V0), чем может нейтрализовать окружающая природная среда. Экстерналий по-другому — это ущерб, устранение которого требует дополнительных затрат (рис. 8).

Выделяют следующие типы внешних эффектов:

Наиболее хорошо изучены локальные экстерналий.

На фиаско рынка огромное влияние оказывают общественные блага — чистая вода, свежий воздух, красивый ландшафт, биоло­гическое разнообразие растительного и животного мира. Свойства общественных благ следующие: 1) неделимость; 2) невозможность кого-либо ограничить от пользования; 3) свободный (неограниченный) доступ каждого индивида к ним и соответственно невозмож­ность заставить платить кого-либо за пользование.

По теореме Коуза, в условиях четкого определения прав с не­значительными трансационными издержками, рынок автоматичес­ки может обеспечить общественный оптимум и нет необходимости в государственном регулировании экстерналий. Если трансакционные издержки велики, то даже при наличии прав собственности рынок проблемы не решает.

Таким образом, фиаско рынка не обеспечивает рациональное использование ресурсов, приводит к дополнительным издержкам. Преодолеть негативные моменты, связанные с возникновением экстерналий, наличием общественных благ, высоких трансакциональных издержек по установлению прав собственности возмож­но с помощью государственного регулирования. Однако в эколо­гической сфере нельзя полностью полагаться и на чисто государ­ственное (административное) регулирование. Имеет место также так называемая «осечка» государства, проявляющаяся в поощре­нии избыточного спроса на ресурсы природы через установление на них низких цен и необоснованных субсидий, поиск «политичес­кой ренты» и т.п.

В экологической сфере должен быть регулируемый рынок. Он должен согласовывать текущие и перспективные эколого-экономические интересы. Чисто рыночные отношения нацеливают пред­приятия на учет ими главным образом наиболее очевидных ре­зультатов, где не отражаются экологические эффекты. По призна­нию П.Доунинга, частным рынком не учитываются процессы заг­рязнения среды и тем самым производится нерациональный на­бор товаров. Невидимая рука рынка здесь не работает. По мнению большинства зарубежных экономистов, экологическое регулирова­ние вполне вписывается в теорию экологически устойчивого раз­вития. В «Концепции перехода Российской Федерации к устойчи­вому развитию» также подчеркивается повышение роли государ­ства как гаранта сохранности окружающей среды и экологичес­кой безопасности, а также отмечается, что рыночные механизмы в сочетании с мерами государственного регулирования должны сфор­мировать экономические стимулы.