logo search
Экономика природопользования

Экологическая деятельность оон и других международных организаций

Политику ООН и ее специализированных учреждений в области охраны окружающей среды определила Резолюция Генеральной ассамблеи ООН «Экономическое развитие и охрана природы» (1962). В рамках реализации решений этой конференции была принята одна из крупнейших научных программ экологических исследований «Человек и биосфера».

Обеспокоенность мирового сообщества состоянием окружающей среды и перспективами развития цивилизации в условиях продолжающегося роста населения Земли и техногенной нагрузки на природу планеты стали в центре внимания Стокгольмской Конференции ООН по окружающей среде в 1972 г., которая стала историческим этапом в развитии международных программ с участием почти всех государств мира.

Значимость исторических решений конференции, которые хотя и носили рекомендательный характер, но создали предпосылки формирования комплекса международно-правовых норм, регулирующих различные аспекты охраны окружающей среды, подтверждает тот факт, что день открытия Стокгольмской конференции – 5 июня – был объявлен Всемирным днем окружающей среды.

Созданная по решению Стокгольмской конференции специальная структура ООН – Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) – центральное учреждение ООН в данной области, обеспечивающее комплексный и цельный подход к решению многочисленных составляющих общей проблемы сохранения биосферы. ЮНЕП занимается наиболее острыми проблемами глобального экологического кризиса: изменением климата, опустыниванием земли, деградацией почв, вырубкой лесов, сокращением запасов пресной воды, загрязнением океана, сокращением биологического разнообразия.

Одно из начинаний ЮНЕП – создание всемирной системы слежения (мониторинга) за состоянием и изменениями биосферы. Она состоит из следующих подсистем: ИНФОТЕРРА (Глобальная информационная сеть, предназначенная для обеспечения всех заинтересованных лиц указателями источников информации по окружающей среде); ГСМОС (глобальная система мониторинга окружающей среды для координации замеров глобального загрязнения); МРПТХВ (Международный регистр потенциально токсичных химических веществ для раннего оповещения об ущербе окружающей среде от химических загрязнений).

Информация о Земле (ИНФОТЕРРА) пока является единственной, полностью функционирующей частью Глобальной системы наблюдений.

Вторая Конференция ООН по окружающей среде и развитию состоялась в 1992 г. в Рио-де-Жанейро (КОСР-92). На ней встретились 114 глав государств, дипломаты из 178 стран, представители 1600 неправительственных организаций.

На конференции главной целью человечества названо «устойчивое развитие» общества. Были поставлены вопросы о международном экологическом суде, международном экологическом трибунале, формировании «зеленых беретов» в качестве сил быстрого реагирования на чрезвычайные события экологического характера.

Таким образом, если первая Конференция ООН (1972) положила начало интенсивному изучению взаимодействия биосферы и человечества, то вторая (1992) подвела первые итоги и приняла несколько очень важных документов. Среди них такие, как «Декларация Рио по окружающей среде и развитию», «Заявление о принципах глобального консенсуса по управлению, сохранению и устойчивому развитию всех видов лесов», Рамочная Конвенция по проблемам изменения климата, «Конвенция о биологическом разнообразии» и «Повестка дня на XXI век» – суперпрограмма, ориентированная на подготовку мирового сообщества к решению эколого-экономических и социально-экологических проблем ближайшего будущего.

«Повестка дня на ХХІ век» – документ, который призван служить планом практических мероприятий по обеспечению экологически гармоничного и устойчивого социально-экономического развития. Обширный документ включает более 100 программ, охватывающих широчайший диапазон проблем – от преодоления нищеты до усиления роли общества в решении проблем охраны природы.

Рекомендации «Повестки дня на ХХІ век» сводятся к следующим направлениям:

1. Борьба с нищетой.

2. Снижение потребления ресурсов в современной техносфере.

3. Сохранение устойчивости биосферы.

4. Необходимость учета природных закономерностей при принятии решений в политической, экономической и социальной сфере.

Документы, принятые на Конференции 1972 г. (кроме Повестки дня), приобрели законодательный характер (в отличие от рекомендательного характера Стокгольмских документов). В соответствии с ними каждое государство-участник конференции должно было отрегулировать свое национальное законодательство в соответствии с принятой мировым сообществом концепцией устойчивого человеческого развития.

Решения, принятые на конференциях, свидетельствуют о том, что характерной особенностью современного природопользования является тесная взаимосвязь национальных и межнациональных интересов, приоритет общечеловеческих ценностей над сугубо экономическими целями.

Специализированные учреждения ООН, образованные по секторальному принципу, также включают вопросы охраны природы в сферу своей деятельности. Такими специализированными отделениями ООН являются:

По договору с ООН осуществляет свою деятельность Международное агентство по атомной энергетике (МАГАТЭ).

Основной международной неправительственной организацией, основателем мирового природоохранного движения является Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), учрежденный под эгидой ЮНЕСКО, и Всемирный фонд охраны дикой природы (WWF).

По инициативе МСОП была создана Красная книга о состоянии популяций редких и исчезающих видов млекопитающих, птиц, рептилий, амфибий; составляется Зеленая книга, где представлены сведения об уникальных и редких ландшафтах земного шара.

В мире насчитывается более 300 организаций по охране природы, среди них – созданный еще в 1922 г. Международный совет по охране птиц (СИПО), Всемирная федерация по защите животных, Международная федерация по охране альпийских районов, Европейская федерация по охране вод и др.

С решением глобальных экологических проблем связана деятельность международных общественных партий, организаций, групп, движение так называемых «зеленых», или экологистов.

Самой известной в настоящее время является экологическая организация «Гринпис» («Зеленый мир»). В 1971 г. это была небольшая группа энтузиастов, главное направление деятельности которой была борьба с радиоактивным загрязнением биосферы. В 90-х гг. «Гринпис» привлекал внимание общественности к проблеме загрязнения воздуха и разрушения озонового слоя. В 1996 г. начал компанию против генетически модифицированных продуктов питания.

Сегодня «Гринпис» – это крупная международная экологическая организация, у которой более 2,5 млн. сторонников по всему миру. Представительства ее существуют в более чем 40 странах мира.

В числе наиболее молодых общественных организаций следует назвать Международный фонд за выживание и развитие человечества, основанный в 1988 г. (Москва), а также Московский международный энергетический клуб (1990).

Весомый вклад в реализацию международных соглашений и программ мирового сообщества по оздоровлению среды обитания вносят международные финансовые организации – Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Всемирный банк (ВБ), которые определили охрану окружающей среды в качестве одной из главных задач своей деятельности. ЕБРР стал первым международным финансовым институтом, закрепившим в своем уставе в качестве приоритетных следующие направления деятельности:

Основными инструментами реализации экологической политики ЕБРР являются: исследования в области охраны окружающей среды; техническая помощь, направленная на поддержку экологических проектов и программ; кредиты, инвестиции, обеспечивающие финансирование экологических проектов, и т. д.

Специалистами банка в настоящее время разрабатывается «Экологический запретительный список», согласно которому банк и его финансовые посредники должны воздержаться от финансирования проектов «генной инженерии», связанных с риском попадания генетического материала в окружающую среду; производства и продажи запрещенных пестицидов и др.

С помощью кредитно-инвестиционных инструментов ЕБРР способствует реализации экологических проектов в странах Центральной и Восточной Европы, в частности, особое внимание уделяется инвестированию энергетических объектов, обеспечивающих «положительный экологический замещающий эффект» благодаря переходу электростанций с бурого угля на газ.

Необходимо отметить также специальный международный механизм, в рамках которого может выкупаться часть иностранного долга государства при условии выполнения им определенных природоохранных обязательств. Для этой цели в 1990 г. Всемирным банком был создан Экологический фонд.

Помощь богатых европейских стран и международных финансовых институтов государствам, переживающим сложный период становления рыночной экономики, является не только благородным, но и необходимым делом в контексте сохранения глобальной экосистемы. Однако финансовые обязательства стран – членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Европейской комиссии в области охраны окружающей среды – в отношении стран СНГ примерно в два-три раза ниже, чем в отношении других государств Центральной и Восточной Европы.