Участие Республики Беларусь в международном экологическом сотрудничестве
Реализация конституционного права наших граждан на благоприятную окружающую среду сегодня уже невозможна без международного экологического сотрудничества, поэтому Беларусь является активной его участницей. В развитии международного сотрудничества на многосторонней основе особое внимание в нашей республике уделяется обеспечению выполнения международных конвенций и подписанных к ним протоколов, разработке национальных механизмов их реализации, а также активизации сотрудничества с органами управления конвенциями.
Республикой Беларусь подписаны следующие основные конвенции и протоколы в области охраны окружающей среды:
Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния;
Протокол о сокращении выбросов серы и их трансграничных потоков, по меньшей мере, на 30 % к Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния;
Венская конвенция об охране озонового слоя и Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой;
Рамочная Конвенция ООН об изменении климата;
Конвенция ООН о биологическом разнообразии;
Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения;
Конвенция о контроле трансграничной перевозки опасных отходов и их удаления;
Конвенция о доступе к информации, об участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды;
Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием/деградацией земель и др.
В рамках конвенций разработан ряд проектов (в частности, проект программы «Охрана атмосферного воздуха»). С учетом выполнения Белоруссией международных обязательств установлены критические нагрузки на экосистемы республики под влиянием техногенного фактора, осуществлена работа по оценке эмиссионных факторов по тяжелым металлам и др. Предпринят комплекс мер по регламентации перемещения озоноразрушающих веществ (ОРВ) через государственную границу, сокращению производства и потребления ОРВ, создан банк данных об их импортерах и потребителях ОРВ в Республике Беларусь и т. д. Благодаря этим мероприятиям выбросы оксидов азота снижены на территории Беларуси до уровня 1987 г., а потребление озоноразрушающих веществ за последние годы сократилось в 4 раза.
В контексте реализации Конвенции о сохранении биоразнообразия планеты Беларусь стала полноправным участником процесса создания Общеевропейской экологической сети территориальной охраны природы (EECONET), основной целью которой является сохранение пространственных и функциональных связей между природными экосистемами соседних стран. Большинство европейских государств обязались спланировать и создать такую сеть к 2010 г. Основные функции экосети –выявление наиболее важных (ключевых), с точки зрения сохранения биоразнообразия, территорий в отдельных европейских странах и обеспечение их охраны в рамках единой функционально и территориально связанной системы (путем создания в дальнейшем трансграничных охраняемых природных территорий). Идея создания EECONET оценивается специалистами как одна из лучших современных макрорегиональных инициатив.
Являясь одним из учредителей ООН, Республика Беларусь на постоянной основе поддерживает контакты с межправительственными организациями ООН: ЮНЕП, ЮНЕСКО, Всемирной метеорологической организацией (ВМО), ВОЗ, ЕЭК по проблемам окружающей среды и водным ресурсам, Международной справочной системой источников информации по окружающей среде (ИНФОТЕРРА), ОЭСР и др.
Расширяется взаимодействие Беларуси с такими крупными международными организациями, как Совет Европы, МАГАТЭ, Межгосударственный экологический совет (МЭС), Программа ТАСИС Европейского сообщества, Всемирный банк, Евробанк. В последние годы активизировалось сотрудничество природоохранных органов Беларуси с Программой развития ООН (ПРООН) в нашей республике, в рамках которой реализуются проекты по устойчивому развитию на областном, районном уровнях и межсекторные программы устойчивого развития.
В республике продолжается работа по реализации разработанного целевой группой ЕЭК ООН проекта «Мониторинг и оценка качества вод бассейна реки Западный Буг», выполняемого совместно с Польшей и Украиной.
В области охраны окружающей среды у Беларуси много общих с другими странами СНГ проблем, оставшихся в наследство от Советского Союза, и в первую очередь – последствия катастрофы на ЧАЭС. Поэтому одним из первых документов, принятых в рамках СНГ после образования Содружества, явилось Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды, подписанное 8 февраля 1992 г. в Москве представителями 10 из 11 стран СНГ (Украина присутствовала в качестве наблюдателя).
Для практической реализации договоренностей, вытекающих из Соглашения, в июле 1992 г. в Минске на заседании руководителей природоохранных ведомств стран СНГ был подписан Протокол о создании и полномочиях Межгосударственного экологического совета (МЭС). В качестве постоянного рабочего органа МЭС был учрежден Секретариат совета со штаб-квартирой в Минске.
Задачи МЭС определяются следующим образом:
осуществление координации и проведение согласованной политики в области охраны окружающей среды;
проведение совместных экологических экспертиз проектов;
оказание содействия в разрешении экологических споров между членами МЭС;
ведение межгосударственной Красной книги.
За период существования МЭС был принят ряд соглашений в области охраны окружающей среды.
Беларусь развивает также двустороннее сотрудничество в области охраны природы, прежде всего, со странами СНГ, а также с другими сопредельными государствами и потенциальными инвесторами (Германией, Швейцарией, Швецией и др.). Подписаны и реализуются межправительственные соглашения с Латвией, Российской Федерацией, Украиной, а также межведомственные (между природоохранными ведомствами) – с Польшей, Данией, Молдовой, Литвой, Болгарией, Словакией.
В рамках двустороннего сотрудничества регулярно проводятся встречи и совещания представителей природоохранных структур Беларуси и стран-соседей, приняты планы экологического сотрудничества, созданы специальные комиссии по сотрудничеству в приоритетных направлениях охраны природы.
Одним из главных направлений в сотрудничестве с Российской Федерацией является взаимодействие природоохранных органов приграничных территорий (Витебской, Могилевской, Гомельской, Брянской, Смоленской, Псковской областей). Продолжается работа природоохранных ведомств по унификации экологических норм и стандартов. Осуществляются совместные меры по оздоровлению и охране трансграничных рек Днепра и Западной Двины.
Главным направлением взаимодействия Беларуси с Польшей в природоохранной сфере является охрана вод р. Западного Буга и его притоков, унификация действий по сохранению биоразнообразия Беловежской пущи, деятельность по созданию трансграничного биосферного резервата «Западное Полесье» и др.
В рамках подписанного в 1994 г. Договора о сотрудничестве в области охраны окружающей среды между Республикой Беларусь и Данией развернута работа по таким приоритетным направлениям, как охрана водных ресурсов и обработка сточных вод, переработка опасных отходов и др.
В частности, совместно с Датским агентством по охране окружающей среды осуществляются проекты, связанные с охраной воды и атмосферного воздуха бассейнов основных рек, впадающих в Балтийское море (Западной Двины, Немана, Западного Буга). Завершены годичные этапы работы по двум проектам, финансируемым Датским правительством: «Обследование и утилизация старых, накопленных пестицидов в Республике Беларусь» и «Получение энергии из радиоактивной биомассы и лесной подстилки в Республике Беларусь».
По линии сотрудничества с Австрией продолжается работа в области содействия реализации совместных проектов по сохранению климата, альтернативной энергетике, обращению с отходами и др.
Республика Беларусь участвует в Программе добровольного сотрудничества Всемирной метеорологической организации, на условиях безвозмездности получая из региональных центров ВМО прогностические карты и материалы. В 2004 г. стране был передан комплекс ТВИМ-Терминал, обеспечивающий прием гидрометеорологической информации через спутник Земли RETIM.
В соответствии с международными программами и конвенциями, в Республике Беларусь выполнены следующие мероприятия в области охраны окружающей среды и рационального природопользования:
1. Начаты измерения концентрации приземного озона (в соответствии с Венской Конвенцией);
2. В Секретариат Монреальского протокола предоставляются ежегодные отчеты о потреблении регулируемых озоноразрушающих веществ субъектами хозяйствования РБ;
3. Произведена оценка источников поступления в окружающую среду стойких органических загрязнителей;
4. Создан механизм посредничества по биологическому разнообразию в Беларуси;
5. Разработан План по совершенствованию законодательства в области торговли видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения;
6. Выполняется ряд международных проектов по грантовой помощи через ПРООН-ГЭФ по управлению и охране биоразнообразия в пределах Полесского региона;
7. В 2004 г. белорусскими и литовскими специалистами разработан план действий по сотрудничеству в области охраны и управления трансграничными водно-болотными угодьями и природоохранными территориями;
8. Подготовлен ряд проектов нормативных актов по обращению с медицинскими отходами, сжиганию отходов на суше, контролю над их передвижением и т. д.
Экологическая деятельность Республики Беларусь находит активную поддержку международных финансовых институтов. Так, из общей суммы займов (171,2 млн. дол.), выделенных Беларуси Всемирным банком (ВБ) за годы сотрудничества, четвертая часть была направлена на нужды, так или иначе связанные с экологией (заем на развитие лесного хозяйства, кредитный аванс на подготовку проекта энергосбережения на объектах социальной сферы). Еще 14 млн. дол. составила грантовая поддержка со стороны ВБ экопроектов Беларуси. Половина этой суммы пошла на реализацию проекта по прекращению применения озоноразрушающих веществ путем технического переоснащения предприятий; 1 млн. дол. – на проект сохранения биоразнообразия лесов Беловежской пущи и Березинского заповедника; значительные суммы – на разработку проекта модернизации системы городского водоснабжения и проекта по созданию противопаводковой инфраструктуры в пойме р. Припяти.
Перспективы международного сотрудничества в деле охраны природы нашей планеты неразрывно связаны с процессами глобализации, в контексте которых решение глобальных экологических проблем немыслимо без широкого взаимного обмена не только информацией, но и природосберегающими технологиями. Назрела также необходимость создания международного механизма экологического контроля, поскольку открытость, возможность удостовериться в добросовестном выполнении партнерами принятых на себя обязательств – неотъемлемые компоненты международного сотрудничества в природоохранной сфере. Для этого нужна разработка системы глобального экологического контроля, предусматривающая все возможные формы и методы проверки, включая инспекции (аналогично тому, как это происходит, например, в военной области).
- Модуль 1. Теоретические основы экологии
- Тема 1.1. Предмет, методология и задачи курса. Предмет и задачи курса
- Тема 1.2. Основы общей экологии Понятие об экологии как науке
- Экологические элементы и экологические факторы
- Энергетика экосистем и их продуктивность.
- Основные законы и принципы экологии
- Учение в. И. Вернадского о биосфере
- Тема 1.3. Особенности взаимодействия общества и при роды Диалектика развития взаимоотношений человека и природы
- Изменение видового разнообразия планеты за последние 400 лет
- Закономерности и принципы природопользования
- Особенности взаимодействия общества и природы в условиях современной экологической ситуации
- Усиление антропогенного воздействия на природу и его последствия
- Причины истощения, загрязнения и разрушения природной среды
- Модуль 2. Природные условия, ресурсы, их экономическая оценка
- Тематический план модуля
- Тема 2.1 природные условия и ресурсы как фактор экономического развития Экономическая сущность понятий «природные условия» и «природные ресурсы»
- Классификация природных ресурсов
- Роль природных условий и ресурсов в развитии и размещении производительных сил
- Природные ресурсы Республики Беларусь
- Водные ресурсы
- Земельный фонд
- Минерально-сырьевые ресурсы
- Животный мир
- Особо охраняемые природные территории Беларуси (на 1.01.2008 г.)*
- Тема 2.2 экономическая оценка природных ресурсов Задачи и проблемы оценки природных ресурсов
- Виды экономической оценки природных ресурсов
- Модуль 3. Эколого-экономические проблемы использования и охраны природных ресурсов
- Тема 3.1. Экология и обеспечение качества
- Атмосфера, ее состав и эколого-экономическое значение
- Основные источники и виды загрязнения воздушного бассейна, их последствия
- Последствия загрязнения атмосферы
- Основные направления охраны и регулирования состояния воздушной среды
- Регулирование состояния воздушного бассейна
- Тема 3.2 эколого-экономические аспекты использования и охраны водных ресурсов Водные ресурсы как экологический фактор на Земле
- Основные направления использования водных ресурсов
- Использование воды на различные хозяйственные цели в отдельных регионах и странах мира (в % к общему водопотреблению)*
- Источники, виды и последствия загрязнения внутренних водоемов и морей
- Основные источники загрязнения
- Основные направления охраны и рационального использования водных ресурсов
- Тема 3.3 эколого-экономические проблемы
- Земля как средство производства и пространственный базис развития общества
- Динамика площадей сельскохозяйственных земель рб, тыс. Га
- Плодородие земли
- Неблагоприятные последствия использования земельных ресурсов
- Основные направления восстановления и охраны земель
- Тема 3.4. Проблемы использования недр и лесных ресурсов Общая характеристика и роль минеральных ресурсов в воспроизводственном процессе
- Направления рационального использования и охраны недр
- Эколого-экономическое значение лесных ресурсов
- Лесопользование и воспроизводство лесов
- Динамика расчетной лесосеки и фактической вырубки леса в рб
- Основные направления охраны и рационального использования лесных ресурсов
- Охрана животного мира
- Модуль 4. Глобальные и региональные экологические проблемы
- Тема 4.1. Глобальные экологические проблемы человечества
- Изменение климата Земли
- Разрушение озонового слоя Земли
- Истощение запасов пресной воды и загрязнение вод Мирового океана
- Разрушение почвенного покрова Земли
- Сохранение биологического разнообразия
- Демографические проблемы
- Тема 4.2. Региональные экологические проблемы стран снг и пути их решения Региональные экологические проблемы дальнего и ближнего Зарубежья
- Зоны экологического бедствия
- Тема 4.3 региональные экологические проблемы республики беларусь
- Загрязнение атмосферного воздуха
- Загрязнение водных объектов
- Негативные изменения природных комплексов под влиянием крупномасштабной осушительной мелиорации
- Отходы производства и потребления
- Демографическая ситуация в рб
- Основные показатели естественного движения населения Республики Беларусь (на 1000 человек населения, %)
- Последствия аварии на чаэс
- Модуль 5. Управление природопользованием и правовая защита природной среды
- Тема 5.1 организационные структуры и административное управление природопользованием
- Управление природопользованием: сущность, методы и функции
- Функции и инструменты административного управления
- Организационные структуры управления природопользованием
- Тема 5.2 прогнозирование и планирование
- Формирование системы эколого-экономического прогнозирования и планирования как основы государственного регулирования природопользования
- Уровни эколого-экономического прогнозирования и планирования
- Тема 5.3 правовое регулирование природопользования и природоохранной деятельности Система правового регулирования природопользования в Республике Беларусь
- Ответственность за нарушение природоохранного законодательства
- Совершенствование правового регулирования природопользования
- Тема 5.4 управление природоползованием
- Управление охраной окружающей среды на предприятии
- Планирование природоохранной деятельности на предприятии
- Экологическая паспортизация предприятий
- Модуль 6. Экономический механизм природопользования
- Тема 6.1 экономическое стимулирование
- Понятие и сущность экономического механизма природопользования
- Основные экономические инструменты регулирования природопользования, используемые в различных странах
- Методы экономического стимулирования рационального природопользования и природоохранной деятельности
- Система платного природопользования в рб
- Экологический налог
- Плата за землю
- Неналоговые платежи на специальное пользование природными ресурсами.
- Тема 6.2 зарубежный опыт экономического стимулирования природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов
- Основные инструменты ценового экологического регулирования
- Механизмы рыночного регулирования
- Тема 6.3 финансирование мероприятий по охране окружающей среды Формирование системы финансирования природоохранных мероприятий
- Финансирование природоохранных мероприятий
- Новы подходы к финансированию природоохранной деятельности
- Экологическое страхование: виды, формы
- Модуль 7. Мониторинг, учёт и контроль в области природопользования и охраны окружающей среды
- Тема 7.1 мониторинг окружающей среды Сущность, задачи и виды мониторинга окружающей среды
- Виды мониторинга
- Организация системы наблюдения за состоянием окружающей среды в Беларуси
- Национальная система мониторинга окружающей среды, ее задачи и функционирование
- Учет и анализ природопользования и охраны окружающей среды
- Тема 7.2 экологическое нормирование и стандартизация в области охраны окружающей среды Содержание и задачи экологического нормирования
- Система экологических нормативов. Санитарно-гигиенические нормативы
- Предельно допустимые концентрации (пдк) отдельных загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест
- Стандартизация в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов
- Экологическая сертификация
- Тема 7.3 система экологического контроля Контроль в области охраны окружающей среды
- Экологическая экспертиза
- Экологический аудит: объект, цели и задачи аудита
- Модуль 8. Экономическая оценка природоохранной деятельности
- Тема 8.1 ущербы от загрязнения и истощения природной среды, их экономическая оценка
- Понятие, содержание и виды ущербов
- Основные методические подходы к экономической оценке ущербов
- Сфера использования показателей экономического ущерба
- Основные функции показателей совокупного экономического ущерба от загрязнения окружающей среды
- Тема 8.2 природоохранная деятельность и экологические издержки Содержание природоохранной деятельности
- Экономическая сущность природоохранных затрат
- Внутренние (интернальные) и внешние (экстернальные) экологические издержки
- Инвестирование природоохранной деятельности в рб
- Удельный вес капитальных вложений экологического назначения в общем объеме инвестиций в основной капитал (в процентах)
- Инвестиции в основной капитал на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в Республике Беларусь (в ценах текущих лет)
- Тема 8.3 экономическая эффективность
- Экономическая эффективность природоохранных мероприятий: сущность, показатели
- Методика определения показателей экономической эффективности природоохранной деятельности
- Определение экономической эффективности капитальных вложений
- Особенности определения социальной эффективности природоохранных мероприятий
- Модуль 9. Международное сотрудничество и глобальная стратегия мирового развития с учетом экологических ограничений
- Тема 9.1 международное сотрудничество
- Этапы формирования и основные направления международного экологического сотрудничества
- Экологическая деятельность оон и других международных организаций
- Участие Республики Беларусь в международном экологическом сотрудничестве
- Тема 9.2. Концепция устойчивого развития Экологические и социально-экономические предпосылки возникновения концепции устойчивого развития
- Сущность и назначение концепции устойчивого развития
- Механизмы реализации концепции устойчивого развития
- Национальная система устойчивого развития