logo
Экономика природопользования

Понятие и сущность экономического механизма природопользования

Экономический механизм природопользования – это система форм и методов организации экономического регулирования всех видов воздействия общества на окружающую природную среду, непосредственно связанных с развитием производства и непроизводственной сферы, а именно: использование, охрана и воспроизводство природных ресурсов.

Экономический механизм природопользования – совокупность методов управления природопользованием, призванных создавать материальную заинтересованность ресурсопотребителя в оптимизации процессов его взаимодействия с природной средой.

Он охватывает все виды экономического стимулирования рационального природопользования методами позитивной и негативной мотивации, инвестирования природоохранных мероприятий, ценообразования природоохранной деятельности и т. п.

На современном этапе перехода экономики на рыночные отношения экономический механизм как основной блок хозяйственного механизма природопользования выполняет следующие основные функции:

Для реализации экономических проблем природопользования необходимо переходить от административных (не исключая их) к экономическим методам управления людьми с целью побуждения к экономному рациональному использованию природных ресурсов и бережному отношению к природе. Задачи роста производства и охраны природы решаются комплексно, причем приоритет должен отдаваться в первую очередь сохранению природной среды.

Если метод административно-правового воздействия исходит из отношений власти и подчинения, то экономический механизм опирается на материальную заинтересованность лица в решении вопросов охраны окружающей среды.

Основными экономическими рычагами в организации охраны окружающей среды и использования природных ресурсов являются:

На этапе перехода к рыночной модели хозяйствования главным элементом экономического механизма природопользования становится ценовое, или налоговое регулирование.

Инструменты ценового регулирования можно условно подразделить на поощрительные (льготное налогообложение, льготное кредитование и суб­сидирование природоохранных проектов, дотации на приобретение экологического оборудования, премирование по результатам природоохранной деятельности и т. п.), принудительные (ресурсные платежи, платежи за загрязнение, штрафы за превышение лимитов) и компенсационные меры (возмещение нанесенного ущерба, создание природоохранных фондов и др.). (Рис. 6.1).

Рис. 6.1. Инструменты эколого-экономического (ценового) регулирования

По мере стабилизации экономики необходимо также постепенное освоение рыночных механизмов эколого-экономического регулирования путем создания рынка разрешений (лицензий) на загрязнение окружающей среды, что будет способствовать привлечению средств производителей на решение природоохранных задач, созданию рыночной инфраструктуры экологической сферы. Практическое внедрение этих рычагов в настоящее время затруднено из-за необходимости разработки новых нормативов качества окружающей среды, обеспечения контроля их выполнения, создания организационных струк­тур по заключению сделок, введению экологического аудита.

Если сравнить диапазон применения экономических методов регулирования природопользования в странах с развитой рыночной и переходной экономикой (Россия, Беларусь) (табл. 6.2), то нельзя говорить о каком-то существенном отставании последних, за исключением использования «чисто рыночных» рычагов, привязанных к высокоразвитой рыночной структуре экономики. Такие инструменты, как экологические платежи, в отечественной хозяйственной практике нашли более широкое распространение.

В период перехода к рынку важно обеспечить оптимальное сочетание ценовой и налоговой политики. Ценовая политика (например, в отраслях минерально-сырьевого комплекса) должна быть ориентирована на получение продукции и сырья из отходов, что следует подкреплять налоговыми льготами на продукцию, производимую из отходов, и экономией на платежах за загрязнение, если максимально возможное их количество улавливается и утилизируется.

Таблица 6.2