Экологический налог
В соответствии с Законом РБ «О налоге за использование природных ресурсов (экологический налог)» (в редакции от 26.12.2007 г.) экологический налог состоит из платежей за:
1) использование (изъятие, добычу) природных ресурсов;
2) выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
3) сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду;
4) размещение отходов производства в пределах установленных лимитов;
5) перемещение по территории РБ нефти и нефтепродуктов;
6) за переработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими эту деятельность;
7) производство и (или) импорт пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона. Это в том случае, если после утраты ими потребительских свойств образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие их сбора, обезвреживания и (или) использования.
8) за производство или импорт товаров, содержащих в своем составе 50 % или более летучих органических соединений.
А также:
сбор при ввозе на территории РБ озоноразрушающих веществ;
сбор за проезд автомобильного транспорта иностранных государств (в зависимости от вида, характеристик и времени пребывания на территории РБ).
Плательщиками налогав соответствии с Законом «О налоге за пользование природными ресурсами» являются объединения, предприятия, организации и их филиалы, представительства и их отделения и другие обособленные подразделения, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории Республики Беларусь, независимо от подчиненности и форм собственности. Плательщиками экологического налога также являются: колхозы, совхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства, подсобные хозяйства предприятий, организаций, межхозяйственные организации, рыбоводные предприятия и др.
Бюджетные учреждения и организации, осуществляющие хозяйственную коммерческую деятельность, являются плательщиками экологического налога только от этой деятельности.
Объекты налогообложения. Налогом облагаются объемы добываемых из природной среды ресурсов (все виды ископаемых и вода из поверхностных и подземных источников), а также выводимых в окружающую среду выбросов (сбросов) загрязняющих веществ.
Лимиты - объемы добычи нефти, калийных и поваренных солей, а также допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду по областям и г. Минску устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь по представлению Министерства экономики и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Облисполкомы и Минский горисполком по согласованию с органами Минприроды устанавливают лимиты допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ по каждому району и городу.
Районные и городские исполнительные комитеты по согласованию с органами Минприроды разрабатывают и утверждают лимиты (объемы) добычи природных ресурсов и допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ по каждому природопользователю. Для передвижных источников лимиты выбросов загрязняющих веществ не устанавливаются.
На предприятиях доведенные лимиты утверждаются приказами, копии которых направляются в государственные налоговые инспекции и органы Минприроды по месту своего нахождения в 15-дневный срок после утверждения годового лимита райгорисполкомами.
Ставки налога. Правительством Республики ежегодно утверждаются ставки экологического налога, лимиты добычи природных ресурсов и допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в атмосферу, а также экологический налог за пользование природными ресурсами.
Порядок исчисления и уплаты налога. Налог на пользование природными ресурсами и за выбросы (сбросы) загрязнений исчисляется исходя из фактического объема добычи природных ресурсов и объема выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду ежемесячно. Фактическая сумма налога на добычу природных ресурсов в пределах лимита и сверх лимита определяется, исходя из объема добычи природных ресурсов за каждый истекший месяц и установленной ставки налога.
За добычу природных ресурсов без утвержденных лимитов (объемов) и сверх лимита налог взимается в 10-кратном размере за весь объем добычи. Объем добычи природных ресурсов на месяц определяется по первичным бухгалтерским документам, за год – по годовому балансу.
Фактическая сумма налога на выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду в пределах лимита и сверх лимита определяется, исходя из количества загрязняющих веществ, выброшенных в атмосферный воздух и количества сточных вод, сброшенных в поверхностные водные объекты и подземные горизонты, в накопители, выгреба по основным компонентам (категориям качества) за каждый истекший месяц и установленной ставки налога. За сбросы сточных вод и выбросы загрязняющих веществ без утвержденных лимитов или сверх лимита налог взимается в 15-кратном размере.
Ответственность плательщика за уплату налога и контроль налоговых органов. Руководители, главные бухгалтеры предприятий и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством за правильность начисления, своевременное внесение в доход бюджета налогов на добычу природных ресурсов и выбросы загрязняющих веществ, а также за своевременное представление государственным налоговым инспекциям установленных расчетов.
Контроль над своевременной уплатой экологического налога и правильностью его внесения осуществляют налоговые органы с участием органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Внесенные суммы налога на пользование природными ресурсами и выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду в пределах установленных лимитов относятся на издержки производства, т. е. включаются в себестоимость продукции, а сверх установленных лимитов – изымаются из прибыли, остающейся в распоряжении природопользователей.
Налог за использование природных ресурсов полностью зачисляется в доходы местных бюджетов, за исключением налога на добычу нефти, солей калийной и каменной, 50 % которого подлежит зачислению в доход республиканского бюджета.
Налог на выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду полностью зачисляется в доходы местных бюджетов.
Установленный механизм изъятия экологического налога вызвал критику многих ученых и специалистов-практиков, поскольку включение суммы налога в себестоимость и цену продукции означает перекладывание платы за загрязнение окружающей среды с загрязнителя на плечи потребителя его продукции. Таким образом, нарушается основной принцип платного природопользования «загрязнитель платит», который реализуется только в случае сверхнормативного загрязнения окружающей среды, когда экологический налог изымается из прибыли предприятия. Однако в данном случае законодатели реалистично подошли к экономическим возможностям природопользователей, для которых дополнительный налог, не компенсированный в ценах продукции, явился бы бременем, делающим их убыточными. Угроза же выплат из прибыли удерживает природопользователей от превышения допустимых норм загрязнения окружающей среды и ресурсопотребления.
- Модуль 1. Теоретические основы экологии
- Тема 1.1. Предмет, методология и задачи курса. Предмет и задачи курса
- Тема 1.2. Основы общей экологии Понятие об экологии как науке
- Экологические элементы и экологические факторы
- Энергетика экосистем и их продуктивность.
- Основные законы и принципы экологии
- Учение в. И. Вернадского о биосфере
- Тема 1.3. Особенности взаимодействия общества и при роды Диалектика развития взаимоотношений человека и природы
- Изменение видового разнообразия планеты за последние 400 лет
- Закономерности и принципы природопользования
- Особенности взаимодействия общества и природы в условиях современной экологической ситуации
- Усиление антропогенного воздействия на природу и его последствия
- Причины истощения, загрязнения и разрушения природной среды
- Модуль 2. Природные условия, ресурсы, их экономическая оценка
- Тематический план модуля
- Тема 2.1 природные условия и ресурсы как фактор экономического развития Экономическая сущность понятий «природные условия» и «природные ресурсы»
- Классификация природных ресурсов
- Роль природных условий и ресурсов в развитии и размещении производительных сил
- Природные ресурсы Республики Беларусь
- Водные ресурсы
- Земельный фонд
- Минерально-сырьевые ресурсы
- Животный мир
- Особо охраняемые природные территории Беларуси (на 1.01.2008 г.)*
- Тема 2.2 экономическая оценка природных ресурсов Задачи и проблемы оценки природных ресурсов
- Виды экономической оценки природных ресурсов
- Модуль 3. Эколого-экономические проблемы использования и охраны природных ресурсов
- Тема 3.1. Экология и обеспечение качества
- Атмосфера, ее состав и эколого-экономическое значение
- Основные источники и виды загрязнения воздушного бассейна, их последствия
- Последствия загрязнения атмосферы
- Основные направления охраны и регулирования состояния воздушной среды
- Регулирование состояния воздушного бассейна
- Тема 3.2 эколого-экономические аспекты использования и охраны водных ресурсов Водные ресурсы как экологический фактор на Земле
- Основные направления использования водных ресурсов
- Использование воды на различные хозяйственные цели в отдельных регионах и странах мира (в % к общему водопотреблению)*
- Источники, виды и последствия загрязнения внутренних водоемов и морей
- Основные источники загрязнения
- Основные направления охраны и рационального использования водных ресурсов
- Тема 3.3 эколого-экономические проблемы
- Земля как средство производства и пространственный базис развития общества
- Динамика площадей сельскохозяйственных земель рб, тыс. Га
- Плодородие земли
- Неблагоприятные последствия использования земельных ресурсов
- Основные направления восстановления и охраны земель
- Тема 3.4. Проблемы использования недр и лесных ресурсов Общая характеристика и роль минеральных ресурсов в воспроизводственном процессе
- Направления рационального использования и охраны недр
- Эколого-экономическое значение лесных ресурсов
- Лесопользование и воспроизводство лесов
- Динамика расчетной лесосеки и фактической вырубки леса в рб
- Основные направления охраны и рационального использования лесных ресурсов
- Охрана животного мира
- Модуль 4. Глобальные и региональные экологические проблемы
- Тема 4.1. Глобальные экологические проблемы человечества
- Изменение климата Земли
- Разрушение озонового слоя Земли
- Истощение запасов пресной воды и загрязнение вод Мирового океана
- Разрушение почвенного покрова Земли
- Сохранение биологического разнообразия
- Демографические проблемы
- Тема 4.2. Региональные экологические проблемы стран снг и пути их решения Региональные экологические проблемы дальнего и ближнего Зарубежья
- Зоны экологического бедствия
- Тема 4.3 региональные экологические проблемы республики беларусь
- Загрязнение атмосферного воздуха
- Загрязнение водных объектов
- Негативные изменения природных комплексов под влиянием крупномасштабной осушительной мелиорации
- Отходы производства и потребления
- Демографическая ситуация в рб
- Основные показатели естественного движения населения Республики Беларусь (на 1000 человек населения, %)
- Последствия аварии на чаэс
- Модуль 5. Управление природопользованием и правовая защита природной среды
- Тема 5.1 организационные структуры и административное управление природопользованием
- Управление природопользованием: сущность, методы и функции
- Функции и инструменты административного управления
- Организационные структуры управления природопользованием
- Тема 5.2 прогнозирование и планирование
- Формирование системы эколого-экономического прогнозирования и планирования как основы государственного регулирования природопользования
- Уровни эколого-экономического прогнозирования и планирования
- Тема 5.3 правовое регулирование природопользования и природоохранной деятельности Система правового регулирования природопользования в Республике Беларусь
- Ответственность за нарушение природоохранного законодательства
- Совершенствование правового регулирования природопользования
- Тема 5.4 управление природоползованием
- Управление охраной окружающей среды на предприятии
- Планирование природоохранной деятельности на предприятии
- Экологическая паспортизация предприятий
- Модуль 6. Экономический механизм природопользования
- Тема 6.1 экономическое стимулирование
- Понятие и сущность экономического механизма природопользования
- Основные экономические инструменты регулирования природопользования, используемые в различных странах
- Методы экономического стимулирования рационального природопользования и природоохранной деятельности
- Система платного природопользования в рб
- Экологический налог
- Плата за землю
- Неналоговые платежи на специальное пользование природными ресурсами.
- Тема 6.2 зарубежный опыт экономического стимулирования природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов
- Основные инструменты ценового экологического регулирования
- Механизмы рыночного регулирования
- Тема 6.3 финансирование мероприятий по охране окружающей среды Формирование системы финансирования природоохранных мероприятий
- Финансирование природоохранных мероприятий
- Новы подходы к финансированию природоохранной деятельности
- Экологическое страхование: виды, формы
- Модуль 7. Мониторинг, учёт и контроль в области природопользования и охраны окружающей среды
- Тема 7.1 мониторинг окружающей среды Сущность, задачи и виды мониторинга окружающей среды
- Виды мониторинга
- Организация системы наблюдения за состоянием окружающей среды в Беларуси
- Национальная система мониторинга окружающей среды, ее задачи и функционирование
- Учет и анализ природопользования и охраны окружающей среды
- Тема 7.2 экологическое нормирование и стандартизация в области охраны окружающей среды Содержание и задачи экологического нормирования
- Система экологических нормативов. Санитарно-гигиенические нормативы
- Предельно допустимые концентрации (пдк) отдельных загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест
- Стандартизация в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов
- Экологическая сертификация
- Тема 7.3 система экологического контроля Контроль в области охраны окружающей среды
- Экологическая экспертиза
- Экологический аудит: объект, цели и задачи аудита
- Модуль 8. Экономическая оценка природоохранной деятельности
- Тема 8.1 ущербы от загрязнения и истощения природной среды, их экономическая оценка
- Понятие, содержание и виды ущербов
- Основные методические подходы к экономической оценке ущербов
- Сфера использования показателей экономического ущерба
- Основные функции показателей совокупного экономического ущерба от загрязнения окружающей среды
- Тема 8.2 природоохранная деятельность и экологические издержки Содержание природоохранной деятельности
- Экономическая сущность природоохранных затрат
- Внутренние (интернальные) и внешние (экстернальные) экологические издержки
- Инвестирование природоохранной деятельности в рб
- Удельный вес капитальных вложений экологического назначения в общем объеме инвестиций в основной капитал (в процентах)
- Инвестиции в основной капитал на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в Республике Беларусь (в ценах текущих лет)
- Тема 8.3 экономическая эффективность
- Экономическая эффективность природоохранных мероприятий: сущность, показатели
- Методика определения показателей экономической эффективности природоохранной деятельности
- Определение экономической эффективности капитальных вложений
- Особенности определения социальной эффективности природоохранных мероприятий
- Модуль 9. Международное сотрудничество и глобальная стратегия мирового развития с учетом экологических ограничений
- Тема 9.1 международное сотрудничество
- Этапы формирования и основные направления международного экологического сотрудничества
- Экологическая деятельность оон и других международных организаций
- Участие Республики Беларусь в международном экологическом сотрудничестве
- Тема 9.2. Концепция устойчивого развития Экологические и социально-экономические предпосылки возникновения концепции устойчивого развития
- Сущность и назначение концепции устойчивого развития
- Механизмы реализации концепции устойчивого развития
- Национальная система устойчивого развития