Тема 5.3 правовое регулирование природопользования и природоохранной деятельности Система правового регулирования природопользования в Республике Беларусь
Правовое регулирование природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов осуществляется в нашем государстве на базе совокупности нормативно-правовых актов, к которым относятся законы Республики Беларусь, указы, декреты и директивы Президента, постановления и распоряжения Правительства, нормативные акты министерств и ведомств, а также международно-правовые акты, регулирующие внутренние экологические отношения на основе примата международного права.
Экологическое законодательство определяет права и обязанности организаций, учреждений, общественных объединений и граждан по обеспечению условий безопасного проживания на территории республики, а также гарантии прав граждан со стороны государства на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду; устанавливает компетенцию специально уполномоченных государственных и иных органов в области охраны окружающей среды, а также лимиты на пользование природными ресурсами и платежи за природопользование; определяет экологические требования к хозяйственной и иной деятельности, особенности контроля и надзора в области охраны окружающей среды, меры и условия наказания за нарушение природоохранного законодательства.
Белорусское природоохранное законодательство – одно из старейших в мире. Началом государственного регулирования правовых норм природопользования на территории Беларуси следует считать принятие в 1588 г. Статута Великого княжества Литовского. На протяжении 250 лет он был действующим законом и составлял основу всей правовой системы. В Статуте имеется раздел десятый «О пущах, о ловах, о бортном дереве, об озерах и лугах», восемнадцать артикулов которого не только защищали права феодальной собственности, но и были направлены на охрану животного и растительного мира от хищнического уничтожения.
Формирование современной системы правового регулирования природопользования берет свое начало с периода установления советской власти. Основные виды природных ресурсов стали общенародной (государственной) собственностью. Было принято немало административно-правовых актов, сыгравших впоследствии значительную роль в природоохранной деятельности. Среди них – декреты о земле, о лесах, о недрах, о рыбных ресурсах, о заповедниках и др.
Проведение в Беларуси индустриализации, Великая Отечественная война, послевоенное восстановление народного хозяйства требовало интенсивной эксплуатации окружающей среды. В эти годы рациональное использование природных ресурсов рассматривалось под углом зрения всемерного ускорения темпов экономического роста, а усиление их охраны отодвигалось на то время, когда будет создан необходимый экономический потенциал.
Такие негативные явления, как выработка ряда месторождений полезных ископаемых, вырубка лесов, изъятие плодородных земель под несельскохозяйственные нужды, загрязнение воды и воздуха, остро проявились на всей территории СССР и в Беларуси на рубеже 60-70-х годов и потребовали срочного решения проблем охраны природы. Во всех союзных республиках разрабатывались правовые основы охраны окружающей среды. В Беларуси Закон об охране природы впервые был принят в 1961 г. Появились и другие законодательные акты природоохранной направленности.
Однако экологическое законодательство в бывшем СССР являлось по существу сводом политических деклараций, редко подкрепленных соответствующими механизмами реализации. И хотя официально считалось, что природоохранная деятельность в республике регулировалась Законом «Об охране окружающей среды», Водным и Лесным кодексами, Кодексами о земле, недрах, положением об охоте, правилами рыболовства и другими законодательными актами, ряд законов и указов широко не публиковался и не распространялся. Многие ответственные работники и население в результате не знали правовых норм в области охраны природной среды.
В 90-е годы в Беларуси были сделаны важные шаги по заполнению законодательного вакуума в сфере экологии. Парламентом были приняты в новой редакции около 20 важнейших законов, отвечающих требованиям происходящих в экономике преобразований. Основу современного законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования составляют: Конституция Республики Беларусь (ст. 34, 46, 55) от 15.03.1994 г., с дополнениями и изменениями от 24 ноября 1996 г.; Концепция государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды, утвержденная Верховным Советом 06.09.1995 г. А также Законы Республики Беларусь:
«О налоге за пользование природными ресурсами (экологический налог)» (1991, в ред. 2002);
«О платежах за землю» (1991, в ред. 1999);
«Об охране окружающей среды» (1992, в ред. 2002);
«О государственной экологической экспертизе» (1993, в ред. 2000);
«Об отходах» (1993, в ред. 2000);
«Об особо охраняемых природных территориях и объектах» (1994, в ред. 2000);
«Об охране и использовании животного мира» (1996);
«Об охране атмосферного воздуха» (1997);
«О радиационной безопасности населения» (1998);
«О питьевом водоснабжении» (1999);
«О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (2000);
«Об охране озонового слоя» (2001);
«Об охране окружающей среды» (2002);
«О растительном мире» (2003);
«О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (2000) и значительное число подзаконных актов.
А также:
Кодекс Республики Беларусь о недрах (1997);
Водный кодекс Республики Беларусь (1998);
Кодекс Республики Беларусь «О земле» (1999, в ред. 2002);
Лесной кодекс Республики Беларусь (2000, в ред. 2004).
Важным шагом в обеспечении правовой защиты природы явился Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», вступивший в силу в январе 1993 г. Этот закон призван обеспечить правовые основы природоохранной деятельности, защиту прав человека на благоприятную для его жизни и здоровья среду обитания, определить экологические основы охраны окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений. В законе определена роль высшего законодательного органа государства, правительства и местных Советов в выработке и реализации экологической политики, установлена юридическая основа для процесса экологической экспертизы, экологического мониторинга, выделения природных охраняемых территорий и зон экологического бедствия; предусмотрено создание целевых фондов для финансирования мероприятий по защите окружающей среды, введение компенсации за ущерб, нанесенный гражданам в результате загрязнения окружающей среды, что дает право судам рассматривать иски граждан или юридических лиц в связи с ущербом такого рода.
За прошедшие годы с момента принятия ряда законов многие их положения устарели или требуют корректировки и дополнений, поэтому Минприроды и другими заинтересованными ведомствами периодически вводятся законопроекты «О внесении изменений и дополнений» в соответствующий закон.
Следует отметить, что 90-е годы ознаменовались принятием в республике ряда правовых актов, не имевших аналогов в нашей истории. Это связано с формированием рыночной модели экономики, проникновением товарно-денежных отношений в сферу природопользования, что позволяет создать материальную заинтересованность субъектов хозяйствования в ресурсосбережении и охране окружающей среды. Речь идет в первую очередь о законах, регламентирующих введение платности природопользования: «О платежах за землю» (1991), «О налоге за пользование природными ресурсами (экологический налог)» (1991), «Об отходах производства и потребления» (2000).
Новым, «рыночным» законом, создавшим юридические предпосылки для развития всех форм собственности и хозяйствования на земле, рационального ее использования и охраны, явился закон «О праве собственности на землю» (1993). Законом «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О праве собственности на землю» (1997) расширен круг субъектов частной собственности на землю. Теперь земля в Беларуси может быть в частной собственности не только граждан республики (для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома, садоводства и дачного строительства), но и в собственности юридических лиц, в том числе зарубежных, если на этой земле располагаются приватизированные данными лицами производственные объекты или объекты по оказанию услуг.
Парламентом рассматривается еще ряд законопроектов, а в рамках Союза Беларуси и России ведется работа по гармонизации законодательств по охране окружающей среды и социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС. Так, разрабатываются проекты Закона Союзного государства «Об охране окружающей среды», а также единой концепции Закона «О социальной защите населения, пострадавшего вследствие катастрофы на ЧАЭС».
- Модуль 1. Теоретические основы экологии
- Тема 1.1. Предмет, методология и задачи курса. Предмет и задачи курса
- Тема 1.2. Основы общей экологии Понятие об экологии как науке
- Экологические элементы и экологические факторы
- Энергетика экосистем и их продуктивность.
- Основные законы и принципы экологии
- Учение в. И. Вернадского о биосфере
- Тема 1.3. Особенности взаимодействия общества и при роды Диалектика развития взаимоотношений человека и природы
- Изменение видового разнообразия планеты за последние 400 лет
- Закономерности и принципы природопользования
- Особенности взаимодействия общества и природы в условиях современной экологической ситуации
- Усиление антропогенного воздействия на природу и его последствия
- Причины истощения, загрязнения и разрушения природной среды
- Модуль 2. Природные условия, ресурсы, их экономическая оценка
- Тематический план модуля
- Тема 2.1 природные условия и ресурсы как фактор экономического развития Экономическая сущность понятий «природные условия» и «природные ресурсы»
- Классификация природных ресурсов
- Роль природных условий и ресурсов в развитии и размещении производительных сил
- Природные ресурсы Республики Беларусь
- Водные ресурсы
- Земельный фонд
- Минерально-сырьевые ресурсы
- Животный мир
- Особо охраняемые природные территории Беларуси (на 1.01.2008 г.)*
- Тема 2.2 экономическая оценка природных ресурсов Задачи и проблемы оценки природных ресурсов
- Виды экономической оценки природных ресурсов
- Модуль 3. Эколого-экономические проблемы использования и охраны природных ресурсов
- Тема 3.1. Экология и обеспечение качества
- Атмосфера, ее состав и эколого-экономическое значение
- Основные источники и виды загрязнения воздушного бассейна, их последствия
- Последствия загрязнения атмосферы
- Основные направления охраны и регулирования состояния воздушной среды
- Регулирование состояния воздушного бассейна
- Тема 3.2 эколого-экономические аспекты использования и охраны водных ресурсов Водные ресурсы как экологический фактор на Земле
- Основные направления использования водных ресурсов
- Использование воды на различные хозяйственные цели в отдельных регионах и странах мира (в % к общему водопотреблению)*
- Источники, виды и последствия загрязнения внутренних водоемов и морей
- Основные источники загрязнения
- Основные направления охраны и рационального использования водных ресурсов
- Тема 3.3 эколого-экономические проблемы
- Земля как средство производства и пространственный базис развития общества
- Динамика площадей сельскохозяйственных земель рб, тыс. Га
- Плодородие земли
- Неблагоприятные последствия использования земельных ресурсов
- Основные направления восстановления и охраны земель
- Тема 3.4. Проблемы использования недр и лесных ресурсов Общая характеристика и роль минеральных ресурсов в воспроизводственном процессе
- Направления рационального использования и охраны недр
- Эколого-экономическое значение лесных ресурсов
- Лесопользование и воспроизводство лесов
- Динамика расчетной лесосеки и фактической вырубки леса в рб
- Основные направления охраны и рационального использования лесных ресурсов
- Охрана животного мира
- Модуль 4. Глобальные и региональные экологические проблемы
- Тема 4.1. Глобальные экологические проблемы человечества
- Изменение климата Земли
- Разрушение озонового слоя Земли
- Истощение запасов пресной воды и загрязнение вод Мирового океана
- Разрушение почвенного покрова Земли
- Сохранение биологического разнообразия
- Демографические проблемы
- Тема 4.2. Региональные экологические проблемы стран снг и пути их решения Региональные экологические проблемы дальнего и ближнего Зарубежья
- Зоны экологического бедствия
- Тема 4.3 региональные экологические проблемы республики беларусь
- Загрязнение атмосферного воздуха
- Загрязнение водных объектов
- Негативные изменения природных комплексов под влиянием крупномасштабной осушительной мелиорации
- Отходы производства и потребления
- Демографическая ситуация в рб
- Основные показатели естественного движения населения Республики Беларусь (на 1000 человек населения, %)
- Последствия аварии на чаэс
- Модуль 5. Управление природопользованием и правовая защита природной среды
- Тема 5.1 организационные структуры и административное управление природопользованием
- Управление природопользованием: сущность, методы и функции
- Функции и инструменты административного управления
- Организационные структуры управления природопользованием
- Тема 5.2 прогнозирование и планирование
- Формирование системы эколого-экономического прогнозирования и планирования как основы государственного регулирования природопользования
- Уровни эколого-экономического прогнозирования и планирования
- Тема 5.3 правовое регулирование природопользования и природоохранной деятельности Система правового регулирования природопользования в Республике Беларусь
- Ответственность за нарушение природоохранного законодательства
- Совершенствование правового регулирования природопользования
- Тема 5.4 управление природоползованием
- Управление охраной окружающей среды на предприятии
- Планирование природоохранной деятельности на предприятии
- Экологическая паспортизация предприятий
- Модуль 6. Экономический механизм природопользования
- Тема 6.1 экономическое стимулирование
- Понятие и сущность экономического механизма природопользования
- Основные экономические инструменты регулирования природопользования, используемые в различных странах
- Методы экономического стимулирования рационального природопользования и природоохранной деятельности
- Система платного природопользования в рб
- Экологический налог
- Плата за землю
- Неналоговые платежи на специальное пользование природными ресурсами.
- Тема 6.2 зарубежный опыт экономического стимулирования природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов
- Основные инструменты ценового экологического регулирования
- Механизмы рыночного регулирования
- Тема 6.3 финансирование мероприятий по охране окружающей среды Формирование системы финансирования природоохранных мероприятий
- Финансирование природоохранных мероприятий
- Новы подходы к финансированию природоохранной деятельности
- Экологическое страхование: виды, формы
- Модуль 7. Мониторинг, учёт и контроль в области природопользования и охраны окружающей среды
- Тема 7.1 мониторинг окружающей среды Сущность, задачи и виды мониторинга окружающей среды
- Виды мониторинга
- Организация системы наблюдения за состоянием окружающей среды в Беларуси
- Национальная система мониторинга окружающей среды, ее задачи и функционирование
- Учет и анализ природопользования и охраны окружающей среды
- Тема 7.2 экологическое нормирование и стандартизация в области охраны окружающей среды Содержание и задачи экологического нормирования
- Система экологических нормативов. Санитарно-гигиенические нормативы
- Предельно допустимые концентрации (пдк) отдельных загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест
- Стандартизация в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов
- Экологическая сертификация
- Тема 7.3 система экологического контроля Контроль в области охраны окружающей среды
- Экологическая экспертиза
- Экологический аудит: объект, цели и задачи аудита
- Модуль 8. Экономическая оценка природоохранной деятельности
- Тема 8.1 ущербы от загрязнения и истощения природной среды, их экономическая оценка
- Понятие, содержание и виды ущербов
- Основные методические подходы к экономической оценке ущербов
- Сфера использования показателей экономического ущерба
- Основные функции показателей совокупного экономического ущерба от загрязнения окружающей среды
- Тема 8.2 природоохранная деятельность и экологические издержки Содержание природоохранной деятельности
- Экономическая сущность природоохранных затрат
- Внутренние (интернальные) и внешние (экстернальные) экологические издержки
- Инвестирование природоохранной деятельности в рб
- Удельный вес капитальных вложений экологического назначения в общем объеме инвестиций в основной капитал (в процентах)
- Инвестиции в основной капитал на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в Республике Беларусь (в ценах текущих лет)
- Тема 8.3 экономическая эффективность
- Экономическая эффективность природоохранных мероприятий: сущность, показатели
- Методика определения показателей экономической эффективности природоохранной деятельности
- Определение экономической эффективности капитальных вложений
- Особенности определения социальной эффективности природоохранных мероприятий
- Модуль 9. Международное сотрудничество и глобальная стратегия мирового развития с учетом экологических ограничений
- Тема 9.1 международное сотрудничество
- Этапы формирования и основные направления международного экологического сотрудничества
- Экологическая деятельность оон и других международных организаций
- Участие Республики Беларусь в международном экологическом сотрудничестве
- Тема 9.2. Концепция устойчивого развития Экологические и социально-экономические предпосылки возникновения концепции устойчивого развития
- Сущность и назначение концепции устойчивого развития
- Механизмы реализации концепции устойчивого развития
- Национальная система устойчивого развития