logo search
Экономика природопользования

Усиление антропогенного воздействия на природу и его последствия

Антропогенные факторы, ведущие к дестабилизации условий обитания на Земле, по компонентам геосфер можно объединить в следующие группы:

а) воды суши – истощение, загрязнение поверхностных и подземных вод;

б) воды Мирового океана – загрязнение вод;

Отдельно можно выделить радиоактивное загрязнение, касающееся всех геосфер.

Все это создает экологическую опасность для существования.

Приоритет в экономическом развитии, отдаваемый в течение десятилетий материальному производству без принятия адекватных природосберегающих мер, вызвал кризисную экологическую ситуацию, что привело к снижению уровня жизни населения и ограничения возможностей развития экономики. В современных условиях показателемцивилизованности общества становится уровень экологической безопасности его существования. Мировое сообщество пришло к выводу, что темпы роста ВНП не могут служить единственным показателем благосостояния нации. Оно характеризуется и качеством жизни, в значительной мере зависящим от экологической ситуации в стране. Как свидетельствуют данные Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), 20 – 30 % заболеваний на планете обусловлено ухудшением состояния окружающей природной среды.

Воздействие производства на природную среду проявляется в обмене веществом, энергией или информацией с природными компонентами, в результате чего происходят количественные или качественные изменения состояния среды обитания (нарушения или загрязнения), превышающие допустимые нормативы. К наиболее ощутимым негативным экологическим последствиям приводит деятельность отраслей материального производства и межотраслевых комплексов.

Энергетикаоказывает многофакторное воздействие на окружающую среду в виде газообразных выбросов в атмосферу, сбросов сточных вод в водоемы, большого объема водопотребления, изменения ландшафтов, развития негативных геологических процессов.. Выбросы мощных ТЭС являются основными виновниками образования кислотных осадков, выпадающих в радиусе тысяч километров и несущих гибель всему живому.

Гидроэнергетика тоже наносит зачастую непоправимый урон природе, особенно на равнинах, где под водохранилищами затоплены обширные территории с многочисленными населенными пунктами и плодородными пойменными землями, служившими ранее основными сенокосными угодьями в лесной зоне.

Нефтяная и нефтеперерабатывающая промышленность оказывает существенное негативное воздействие, прежде всего, на воздушный бассейн. Нефтепереработка приводит к выбросам в воздушный бассейн углеводородов, диоксида серы, оксида углерода и азота. Серьезный ущерб окружающей среде наносится разливами нефти и минерализованных сточных вод вследствие разрыва трубопроводов.

Газовая промышленность выбрасывает в атмосферу оксид углерода (28 % от объема всех выбросов отрасли), углеводороды (24 %), летучие органические соединения (19 %), оксиды азота (6 %), диоксид серы (5 %). Нефтедобывающая и газовая отрасли – основные факторы обеднения природно-ресурсного потенциала вследствие снижения ресурсов органоминерального сырья.

Черная и цветная металлургия является весьма экологоопасной отраслью, выбрасывающей в окружающую среду наиболее ядовитые поллютанты, такие, например, как свинец) и ртуть Деятельность цветной металлургии часто приводит к превращению территорий, где расположены ее предприятия, в зоны экологического бедствия (г. Карабаш на Южном Урале, г. Оленегорск в Мурманской области и др.). Вредные выбросы предприятий, являясь сильными биологическими ядами и накапливаясь в почве и водоемах, создают реальную угрозу всему живому, включая человека, а тяжелые металлы с 25-кратным превышением ПДК обнаруживаются в грибах, ягодах и других растениях на расстоянии до 20 км от завода.

В зависимости от вида транспорта его воздействие проявляется в виде загрязнения атмосферы, водного бассейна, земельных угодий, деградации ландшафтов. Автомобильный транспорт является основным источником загрязнения воздушного бассейна городов. В Беларуси на долю автотранспорта приходится ¾ выбросов. Железнодорожный транспорт на электротяге загрязняет почвы и грунтовые воды вдоль железнодорожных трасс и создает шумовой и вибрационный эффект на прилегающих территориях. Для авиационного транспорта характерно химическое и акустическое загрязнение атмосферы, для водного – загрязнение акваторий нефтепродуктами и бытовым мусором.

Дорожное строительство также влечет негативные экологические последствия: активизирует такие неблагоприятные геологические процессы, как оползни, заболачивание, подтопление прилегающих территорий, приводит к потере земельного фонда. В то же время дорожное строительство – неизбежный признак цивилизации, необходимое условие улучшения комфортности проживания населения. Поэтому в каждом конкретном случае к решению этой проблемы необходимо подходить индивидуально, с учетом возможных негативных и позитивных последствий реализации проектов строительства дорог.

Жилищно-коммунальное хозяйство – основной источник образования и поступления сточных вод в водоемы. На его долю приходится 50 % общего сброса стоков России и Беларуси. Вторая проблема отрасли – утилизация и захоронение твердых бытовых отходов, размещение которых изымает из хозяйственного обращения тысячи гектаров земли и существенно влияет на экологическое состояние территории крупных городов.

Огромный ущерб сельскому хозяйству наносит эрозия почв зачастую антропогенного происхождения, следствием чего является падение естественного плодородия, характерное для многих регионов. Прогрессирует истощение и загрязнение водных источников в результате непродуманной и не всегда оправданной мелиорации земель, несоблюдение норм внесения минеральных удобрений и пестицидов. Источником повышенной экологической опасности являются животноводческие комплексы и птицефабрики, вокруг которых происходит фильтрация жидкой фракции навоза в почву, грунтовые воды, загрязняется сельхозпродукция.