logo search
Ekonomika_prp

3.1. Современное представление о рынке в экологической сфере

Практика развитых стран показывает, что рыночные отноше­ния в экологической сфере расширяются. Растет из года в год оборот реализации экотехники, расширяется рынок отходов про­изводства и т.д. В 1990 году германский экспорт изделий, предназ­наченных для природоохранных нужд, достиг 8 млрд. марок. А в целом, по оценке ОЭСР, рынок экологической продукции и услуг составлял 200 млрд. долл. В 90-ые годы прогнозы о том, что экобизнес будет развиваться быстрее по сравнению с другими отрасля­ми и сферами, в основном подтвердились.

Рыночный механизм хозяйствования расширяет границы при­быльных вложений в сбережение природных ресурсов с ростом их дефицитности. Производство экотехники, экопродуктов и чис­тые технологии становятся новым оружием завоевания рынка. Не случайно, в Японии образован «комитет исследования в области. экобизнеса», целью которого является разработка направлений развития экономики в русле экологически безопасных технологий. В целом экобизнес начинает опираться на реакцию общественнос­ти, и предприниматели больше начинают уделять внимание осу­ществлению природоохранных мер. На базе экобизнеса начинает развиваться экомаркетинг и экологический менеджмент. Опросы, проводимые в ряде стран, показали, что потребители все больше начинают давать предпочтение экологически чистым, хотя и более дорогим товарам. Соответственно фирмы начинают переходить на производство экологически чистой продукции. Например, одна из французских фирм производила 34 наименования экологически безопасных продуктов, среди которых электрические аккумулятор­ные батареи без содержания ртути, фильтры для кофе, в которых отсутствуют хлоропроизводные, биоразлагаемые пластиковые упа­ковочные пакеты и т.д.

Экология сегодня придает товару дополнительную потребитель­ную стоимость. Покупатели готовы платить значительную цену за экологически чистые продукты и очень чувствительны к любой информации об их экологичности. Стандарты чистоты и качества товара наиболее высоки в Германии и Нидерландах. Соответственно требованиям экологии изменяется атрибутика товара. В Канаде — это три голубя как продолжение трех кленовых листьев. В Японии — руки, обнимающие зеленый шар в виде буквы «е». В США— крест на фоне земного шара. В Германии с 1977 года — «Голубой Ангел Экологии». В Скандинавских странах — стилизованное изображение птицы в заштрихованном круге. В рамках Европейского Союза — марка евростандарта «ЕС». В России экологичность продукции имеет гриф «Экологически чистый продукт». Кроме того можно встре­тить на товарах знак оборотной зеленой стрелки. Он не означает экологическую чистоту продукта, а указывает о возможности его повторного использования.

В экологической сфере можно выделить следующие рынки: 1) отдельных видов природных ресурсов; 2) экотехники; 3) экологи­чески чистой продукции; 4) отходов; 5) экологических услуг. Рынки в этой сфере имеют общие моменты с обычными рынками, а так­же и свою специфику. Каждый из перечисленных видов рынка имеет свою структуру. Наибольший интерес среди них вызывает рынок экологических услуг. Таких услуг можно насчитать более 20. Наиболее распространенными среди них являются: маркетин­говые (изучение спроса на экологически чистые продукты и тех­нику); НИОКР; «ноу-хау», инжиниринговые; лицензионные; лизин­говые; обучения, переподготовки и повышения квалификации и т.п. услуги. Динамичным является рынок отходов, так как цены на первичное сырье имеют тенденцию к росту. К тому же использо­вание отходов производства и потребления как вторичное сырье дает не только экономический выигрыш, но и экологический.

Рынок в экологической сфере имеет свои особенности из-за специфичности «товара» и отношений собственности на ресурсы природы. Мероприятия по охране окружающей среды не всегда дают материализованный продукт. Результатом такой деятельнос­ти являются специфические услуги в виде недопущенного (пре­дотвращенного) ущерба экосистемам, народному хозяйству и насе­лению, или в виде улучшения (стабилизации) качества среды оби­тания людей. Средства, вложенные в природоохранную деятель­ность, выпадают из индивидуального кругооборота средств пред­приятий, так как эффект получают безвозмездно другие предприя­тия и население. Например, возобновление леса оказывает благо­творное влияние на окружающую среду, речной сток, предотвра­щает эрозию почв и т.д. На рынке предприятия не могут противо­поставлять покупателям (потребителям) осязаемый товар. Иначе говоря «экологические товары» — это типичные общественные блага и внешние эффекты, которые трудно продать индивидуаль­ному потребителю.

Представление о месте экологии в рыночной экономике можно иметь, опираясь на пирамиду Р.Нуссбаума. Он считает, что в основании такой пирамиды лежит окружающая среда и ее природные ресурсы. Выше расположены капитал и рабочая сила. На ступень выше находятся предприятия и фирмы. Вершина пирамиды представлена непосредственно рынками продукции и услуг. Традици­онный рынок работает по малому контуру (рис. 7) и экологическую сферу затрагивает только частично при вовлечении в производ­ство природных ресурсов.

Рынок существует только при условии, если производитель (про­давец) является собственником производимого, а покупатель — купленного продукта (товара). Но не все объекты природы могут быть собственностью производителей, так как отдельные из них представляют общее достояние. Некоторые блага (воздух, вода, чи­стота окружающей среды) относятся к группе первичных потреб­ностей и являются благами непосредственного потребления и кол­лективного пользования (не могут быть персонализированными). Кроме того, некоторые блага нетранспортабельны. Но все выше отмеченное не означает, что рыночные отношения в экологической сфере не могут существовать. Следует искать методы, пути вовле­чения природных объектов на основе многосубъектности собствен­ности, взаимоотношений социальных и хозяйствующих субъектов в процесс купли-продажи, то есть необходимо чтобы рыночные отношения функционировали по большому контуру.