logo search
Ekonomika_prp

3.3. Интернализация внешних эффектов

В условиях, когда внешние эффекты достаются третьим лицам, фирмы производят товар больше оптимальной величины, и цена товара загрязнителя занижена. В итоге предприятия не заинтересованы в поиске путей к уменьшению загрязнения окружающей среды. Чтобы был стимул к природоохране загрязнителей, необхо­димо внешние эффекты интернализировать (превратить) в их внут­ренние издержки, то есть принцип «платит жертва» превратить в принцип «платит загрязнитель». Впервые, как инструмент интернализации внешних эффектов, А.Пигу (1932 г.) предложил ввести корректирующие налоги (пигулианский налог).

Методами интернализации внешних эффектов могут быть все­возможные экологические платежи, налоги и др. рычаги как адми­нистративного, так и экономического характера. В общем виде про­цесс интернализации внешних эффектов сводится к сведению ча­стных предельных (дополнительных) издержек, не включающих затраты на возмещение ущерба (МС) в общественные предельные издержки (то во что обходится обществу производство товара) (МС0). Иначе говоря, должно быть смещение кривой предложения (S) с целью оптимизации цены на товар, производство которого загряз­няет окружающую среду (рис. 9).

Из рисунка видно, что фирма, стремясь максимизировать свои излишки производителя (прибыль), производит больший объем про­дукции и тем самым необоснованно увеличивает объем загрязне­ния. Учет социальных издержек сдвигает кривую предложения влево и тем самым отражает интересы общества. В теории учет внешних эффектов в ценообразовании прост, но на практике его осуществить труднее. Дополнительно усложняющими факторами процессы интернализации внешних эффектов являются проблемы экономической оценки природных ресурсов, ПРП, ущерба от заг­рязнения окружающей среды и т.д.

Функционирование регулируемого рынка возможно, если вне­экономические и экономические стимулы увязаны воедино на ос­нове взаимоотношений социальных и хозяйствующих субъектов собственности на ресурсы природы. Основное внимание в эколо­гическом регулировании должно быть направлено на определение и установление оптимального соответствия между спросом и пред­ложением «экологического товара».

Модель регулируемого рынка в природопользовании должна учитывать издержки по предотвращению (ликвидации) загрязнения окружающей среды и наносимый ущерб (рис. 10). Ущерб от ухуд­шения состояния окружающей среды растет в геометрической про­грессии (экспоненциально) с увеличением загрязнения, а затраты же на ликвидацию ущерба также растут в геометрической прогрес­сии, но с увеличением степени чистоты окружающей среды.

Если загрязнение окружающей среды не контролируется со стороны социальных субъектов, то для предприятий выгодно про­изводить внешние издержки. Кривая предельных выгод для него совпадает с кривой ущерба. При регулировании же природоох­ранной деятельности предприятий им выгодно сокращать загряз­нение до точки А0 — оптимального уровня, где существует равен­ство затрат и ущерба. Точка А0 является экономическим оптиму­мом загрязнения. Справа от этой точки лежит область безубыточ­ности природоохранной деятельности.

Спрос со стороны предприятий на выбросы (сбросы) загрязня­ющих веществ в окружающую среду зависит от затрат на ликви­дацию того или иного объема загрязнения. Предложение же зави­сит от экологического (самовосстановительного) потенциала при­родной среды региона. Чем меньше этот потенциал, тем меньше должно быть дано контролирующим органом разрешений на сброс (выброс). В регулировании экологической сферой следует воздей­ствовать как на спрос, так и на предложение сбросов (выбросов) загрязняющих веществ с учетом их эластичности. Экологический потенциал, в силу своей ограниченности, с увеличением загрязне­ния окружающей среды становится неэластичным, переходя в аб­солютно неэластичное состояние. Спрос на загрязнение со сторо­ны предприятий будет зависеть от выбора технологий, исходного сырья и т.д., которые существенно влияют на затраты по охране окружающей среды. Сдвиг же кривой предложения экологичес­кой емкости природной среды зависит от установления предель­но-допустимых нагрузок на экосистемы, штрафов, платежей и т.п.

На основе сочетания принципов нормативного и платного при­родопользования возможно функционирование «рынка прав на загрязнение» (рынок лицензий на загрязнение). Графическая ин­терпретация такого рынка на основе спроса и предложения пред­ставлена на рис. 11. Такой рынок существует на основе установ­ленных предельных объемов загрязнения, которая принимает форму абсолютно неэластичного предложения сброса отходов. На графи­ке равновесие спроса и предложения достигается при условии, что предельные затраты на снижение уровня загрязнения окружа­ющей среды одинаковы для всех предприятий. Но на практике предельные издержки на разных предприятиях не одинаковы, что и дает возможность торговли правами на загрязнение. Собственно рынок прав на загрязнение сводится к определению цены прав на

загрязнение в зависимости от соотношения спроса и предложе­ния. Как показали исследования, в краткосрочном аспекте как спрос, так и предложение малоэластичны по цене, а в долгосрочном — наоборот.

Рынок прав на загрязнение на практике опробован только в США по охране атмосферного воздуха. По простейшей схеме «ры­нок прав на загрязнение» должен функционировать следующим образом: в регионе или в масштабе всей страны принимается ре­шение о допустимой общей нагрузке по выбросам в разрезе инг­редиентов. В зависимости от величины такой нагрузки на откры­том рынке выпускается и распространяется определенное количе­ство «прав на загрязнение» (акций). Собственно рыночный про­цесс начинается после начального распределения прав. Предпо­ложим, у фирмы А спрос на ее продукцию растет, но при этом значительно увеличиваются выбросы, а прав на загрязнение го­раздо меньше. Наращивание производства может оказаться невы­годным из-за высоких штрафных санкций за превышение лимита загрязнения или же больших затрат на строительство природоох­ранных объектов. Фирма Б наоборот, по каким-то причинам (сни­жение объема производства, внедрение новой технологии, исполь­зование нового вида сырья и т.п.), имеет излишек прав. В этом случае А может приобрести права на загрязнение у Б и тем самым увеличить свой доход. Этот метод охраны окружающей среды еще называют методом «коллективной ответственности», так как Б име­ет право продать не 100% излишков, а меньше. В итоге действия рынка суммарный выброс какого-то ингредиента будет меньше, чем было определено при выдаче (распространении) лицензий. Найти продавцов прав каждой фирме, нуждающейся в дополни­тельных правах на загрязнение, трудно; поэтому возникают по­среднические фирмы, которые принимают «вклады» — излишки прав у отдельных фирм и предоставляют (продают) нуждающимся. Образуется своеобразный банк.