Учение в. И. Вернадского о биосфере
В 1926 г. В. И. Вернадский опубликовал книгу «Биосфера», которая представляет собой крупнейшее из обобщений в области естествознания в ХХ в. Она ознаменовала рождение новой науки о природе и взаимосвязи с ней человека.
В буквальном переводе термин «биосфера» обозначает сферу жизни, и в таком виде он впервые был введен в 1875 г. австрийским геологом Э. Зюссом. Первоначально под этим термином подразумевалась только совокупность живых организмов, хотя иногда указывалась их связь с географическими, геологическими и космическими процессами.
Учение Вернадского о биосфере – это целостное фундаментальное учение, органично связанное с важнейшими проблемами сохранения и развития жизни на Земле. Оно знаменует собой принципиально новый подход к изучению планеты как развивающейся саморегулирующейся системы в прошлом, настоящем и будущем.
Структура биосферыпредставляет собой совокупность газообразной, водной и твердой оболочек планеты и живого вещества, их населяющего. Масса биосферы приблизительно составляет 0,05 % массы Земли, а ее объем – 0,4 % объема планеты. Границы биосферы определяет распространение в ней живых организмов. Несмотря на различную концентрацию и разнообразие живого вещества в разных районах земного шара, считается, что горизонтальных границ биосфера не имеет. Верхняя же вертикальная граница существования жизни обусловлена не столько низкими температурами, сколько губительным действием ультрафиолетовой радиации и космического излучения солнечного и галактического происхождения, от которого живое вещество планеты защищено озоновым экраном.
Поскольку граница биосферы обусловлена полем существования жизни, то она совпадает с границей тропосферы (нижнего слоя атмосферы), высота которой от 8 км над полюсами до 18 км над экватором Земли. Однако в тропосфере происходит лишь перемещение живых организмов, а весь цикл своего развития, включая размножение, они осуществляют в литосфере, гидросфере и на границах этих сред с атмосферой. Там сконцентрирована наибольшая масса живого вещества планеты, и эта земная оболочка названабиогеосферой, илипленкой жизни. Только в ее пределах возможны жизнедеятельность и существование человека.
В состав биосферы полностью входит вся гидросфера (океаны, моря, озера, реки, подземные воды, ледники, снежники), мощность которой составляет 11 км. Наибольшая концентрация жизни сосредоточена до глубины 200 м, куда проникает солнечный свет и возможен фотосинтез. Глубже начинается зона, где царит темнота и отсутствуют фотосинтезирующие растения, но активно перемещаются представители животного мира, непрерывным потоком опускаются на дно отмершие растения и останки животных.
Нижняя граница биосферы в пределах литосферы лежит в среднем на глубине 3 км от поверхности суши и 0,5 км ниже дна океана. О более глубоком проникновении жизни в толщи литосферы сведений нет.
Суммарная биомасса живого вещества биосферы составляет 2-3 трлн. т, причем 98 % ее – это биомасса наземных растений. Биосферу населяют около 1,5 млн. видов животных и 500 тыс. видов растений. Однако если мысленно равномерно распределить все живое вещество по поверхности планеты, то получится слой толщиной всего около 2 см.
По представлениям В. И. Вернадского, биосфера включает в себя:
живое вещество, образованное совокупностью организмов;
биогенное вещество, которое создается в процессе жизнедеятельности организмов (газы атмосферы, нефть, торф, каменный уголь и др.);
косное вещество, которое формируется без участия живых организмов (магматические горные породы);
биокостное вещество, совместный результат жизнедеятельности организмов и небиологических процессов (например, почвы);
радиоактивное вещество и вещества космического происхождения.
Сущность учения В. И. Вернадского заключена в признании исключительной роли живого вещества, преобразующего облик планеты. Ученый показал, что взаимодействие живого вещества с веществом костным есть часть большого механизма земной коры, благодаря которому происходят разнообразные геохимические и биогенные процессы, миграции атомов, осуществляется их участие в геологических и биохимических циклах.
В этих процессах живое вещество выполняет следующие функции:
энергетическую– перераспределение солнечной энергии между компонентами биосферы;
средообразующую (газовую) – в процессе жизнедеятельности живого вещества создаются основные газы: азот, кислород, углекислый газ, метан и др.;
концентрационную – извлечение и накопление живыми организмами биогенных элементов (кислорода, углерода, водорода, азота, натрия, магния, калия, алюминия, серы и др.) в концентрациях, в сотни раз превышающих их содержание в окружающей среде;
деструктивную (проявляется в минерализации органического вещества);
окислительно-восстановительную(заключается в химическом превращении веществ биосферы).
Живое вещество находится в постоянном энергетическом обмене с внешним миром. Оно является основным организующим элементом в поддержании круговорота веществ, обеспечении динамического равновесия экологических систем.
Процесс создания органического вещества в биосфере происходит одновременно с противоположными процессами потребления и разложения его гетеротрофными организмами на исходные минеральные соединения (воду, углекислый газ и др.). Так осуществляется круговорот органического вещества в биосфере при участи всех населяющих ее организмов, получивший название малого, илибиологического (биотического), круговорота веществв отличие от вызываемого солнечной энергиейбольшого, илигеологического круговорота. Большой круговорот происходит на протяжении всего геологического развития Земли и выражается в переносе воздушных масс, продуктов выветривания, воды, растворенных минеральных соединений, загрязняющих веществ, в том числе и радиоактивных.
Малый биологический круговорот начинается с возникновением органического вещества в результате фотосинтеза зеленых растений, то есть образования живого вещества из углекислого газа, воды и простых минеральных соединений с использованием лучистой энергии Солнца. Растения (продуценты) извлекают из почвы в растворенном виде серу, фосфор, медь, цинк, и другие элементы. Растительноядные животные (консументы I порядка) поглощают соединения этих элементов в виде пищи растительного происхождения. Хищники (консументы II порядка) питаются растительноядными животными, потребляя пищу более сложного состава, включая белки, жиры, аминокислоты и т. д. Останки животных и отмершие растения перерабатываются насекомыми, грибами, бактериями (редуцентами), превращаясь в минеральные и простейшие органические соединения, поступающие в почву и вновь потребляемые растениями. Так начинается новый виток биологического круговорота.
В отличие от большого круговорота малый имеет разную продолжительность: различают сезонные, годовые, многолетние и вековые малые кругообороты.
Вернадский разработал представление об организованности биосферы, которая проявляется в согласованном взаимодействии живого и неживого, взаимной приспособляемости организмов и среды. Впервые биосфера показана как единая динамическая система, населенная и управляемая живым веществом.
Ученый впервые показал, что химическое состояние наружной коры планеты всецело находится под влиянием жизни и определяется живыми организмами, с деятельностью которых связан великий планетарный процесс – миграция химических элементов в биосфере.
Основным движущим фактором развития процессов в биосфере является биохимическая энергия живого вещества.
Биосфера является чрезвычайно сложной экосистемой, работающей в стационарном режиме на основе тонкой регуляции всех составляющих ее частей и процессов. Как свидетельствуют данные исследований, по крайней мере, последние 600 млн. лет характер основных круговоротов на Земле существенно не менялся, изменялись лишь скорости геохимических процессов. Стабильное состояние биосферы обусловлено в первую очередь деятельностью живого вещества, обеспечивающей определенную скорость трансформации солнечной энергии и биогенной миграции атомов.
Вместе с тем, вмешательство человека в природные круговороты приводит к серьезным изменением в состоянии биосферы. Возвращаясь к учению В. И. Вернадского, необходимо отметить, что он оценил появление человека на Земле как огромный шаг в эволюции планеты. Ученый считал, что с возникновением человека и развитием его производственной деятельности человечество становится основным геологическим фактором всех происходящих в биосфере планеты изменений, приобретающих глобальный характер: «Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой». Дальнейшее неконтролируемое развитие деятельности людей таит в себе большую опасность и потому, считал В. И. Вернадский, биосфера должна быть постепенно превращаться в ноосферу, или сферу разума (от греческого noos – разум, spharia – шар).
Основателями концепции ноосферы можно считать трех ученых – видного французского математика, антрополога и палеонтолога Э. Леруа (1870-1954), французского теолога, палеонтолога и философа П. Тейяра де Шардена (1881-1955) и выдающегося российского ученого-естествоиспытателя В. И. Вернадского. Все они одинаково подходили к оценке человеческой истории, органично продолжающей естественную историю. В концепции ноосферы разум человека предстает природным, космическим явлением.
Но наибольший вклад в развитие идеи ноосферы как закономерного этапа не только в истории общества, но и биосферы в целом, внес В. И. Вернадский, поэтому учение о ноосфере ассоциируется именно с его именем. Под понятием«ноосфера» ученый подразумевалвысшую форму развития биосферы, определяемую гармонично сосуществующими процессами развития общества и природы.
Учение В. И. Вернадского о ноосфере утверждает принцип совместной эволюции человечества и природной среды (сейчас этот процесс называют коэволюцией), нацеливает на поиск практических путей обеспечения общественно-природного равновесия.
В трудах Вернадского указан ряд конкретных условий, необходимых для становления и существования ноосферы. Перечислим эти условия:
Заселение человеком всей планеты.
Резкое преобразование средств связи и обмена между странами.
Усиление связей, в том числе политических, между всеми странами Земли.
Начало преобладания геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере.
Расширение границ биосферы и выход в космос.
Открытие новых источников энергии.
Равенство людей всех рас и религий.
Увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики.
Свобода научной мысли и научного искания от давления религиозных, философских и политических построений, и создание в государственном строе условий, благоприятных для свободной научной мысли.
Продуманная система народного образования и объем благосостояния трудящихся. Создание реальной возможности не допустить недоедания и голода, нищеты и чрезвычайно ослабить болезни.
Разумное преобразование первичной природы Земли с целью сделать ее способной удовлетворить все материальные, эстетические и духовные потребности численно возрастающего населения.
Исключение войн из жизни общества.
Понятие «ноосфера» отражает будущее состояние рационально организованной природы, новый этап развития биосферы, эпоху ноосферы, когда дальнейшая эволюция планеты будет направляться разумом в целях обеспечения необходимой гармонии в сосуществовании природы и общества.
Следующий этап в развитии концепции ноосферы должен состоять в том, чтобы понять, как достичь этой гармонии. По-видимому, процесс совместного (коэволюционного) гармоничного развития человеческого общества и биосферы может быть обеспечен только благодаря науке, позволяющей оценить экологические последствия крупномасштабных природопреобразующих проектов и найти пути экологобезопасного существования.
- Модуль 1. Теоретические основы экологии
- Тема 1.1. Предмет, методология и задачи курса. Предмет и задачи курса
- Тема 1.2. Основы общей экологии Понятие об экологии как науке
- Экологические элементы и экологические факторы
- Энергетика экосистем и их продуктивность.
- Основные законы и принципы экологии
- Учение в. И. Вернадского о биосфере
- Тема 1.3. Особенности взаимодействия общества и при роды Диалектика развития взаимоотношений человека и природы
- Изменение видового разнообразия планеты за последние 400 лет
- Закономерности и принципы природопользования
- Особенности взаимодействия общества и природы в условиях современной экологической ситуации
- Усиление антропогенного воздействия на природу и его последствия
- Причины истощения, загрязнения и разрушения природной среды
- Модуль 2. Природные условия, ресурсы, их экономическая оценка
- Тематический план модуля
- Тема 2.1 природные условия и ресурсы как фактор экономического развития Экономическая сущность понятий «природные условия» и «природные ресурсы»
- Классификация природных ресурсов
- Роль природных условий и ресурсов в развитии и размещении производительных сил
- Природные ресурсы Республики Беларусь
- Водные ресурсы
- Земельный фонд
- Минерально-сырьевые ресурсы
- Животный мир
- Особо охраняемые природные территории Беларуси (на 1.01.2008 г.)*
- Тема 2.2 экономическая оценка природных ресурсов Задачи и проблемы оценки природных ресурсов
- Виды экономической оценки природных ресурсов
- Модуль 3. Эколого-экономические проблемы использования и охраны природных ресурсов
- Тема 3.1. Экология и обеспечение качества
- Атмосфера, ее состав и эколого-экономическое значение
- Основные источники и виды загрязнения воздушного бассейна, их последствия
- Последствия загрязнения атмосферы
- Основные направления охраны и регулирования состояния воздушной среды
- Регулирование состояния воздушного бассейна
- Тема 3.2 эколого-экономические аспекты использования и охраны водных ресурсов Водные ресурсы как экологический фактор на Земле
- Основные направления использования водных ресурсов
- Использование воды на различные хозяйственные цели в отдельных регионах и странах мира (в % к общему водопотреблению)*
- Источники, виды и последствия загрязнения внутренних водоемов и морей
- Основные источники загрязнения
- Основные направления охраны и рационального использования водных ресурсов
- Тема 3.3 эколого-экономические проблемы
- Земля как средство производства и пространственный базис развития общества
- Динамика площадей сельскохозяйственных земель рб, тыс. Га
- Плодородие земли
- Неблагоприятные последствия использования земельных ресурсов
- Основные направления восстановления и охраны земель
- Тема 3.4. Проблемы использования недр и лесных ресурсов Общая характеристика и роль минеральных ресурсов в воспроизводственном процессе
- Направления рационального использования и охраны недр
- Эколого-экономическое значение лесных ресурсов
- Лесопользование и воспроизводство лесов
- Динамика расчетной лесосеки и фактической вырубки леса в рб
- Основные направления охраны и рационального использования лесных ресурсов
- Охрана животного мира
- Модуль 4. Глобальные и региональные экологические проблемы
- Тема 4.1. Глобальные экологические проблемы человечества
- Изменение климата Земли
- Разрушение озонового слоя Земли
- Истощение запасов пресной воды и загрязнение вод Мирового океана
- Разрушение почвенного покрова Земли
- Сохранение биологического разнообразия
- Демографические проблемы
- Тема 4.2. Региональные экологические проблемы стран снг и пути их решения Региональные экологические проблемы дальнего и ближнего Зарубежья
- Зоны экологического бедствия
- Тема 4.3 региональные экологические проблемы республики беларусь
- Загрязнение атмосферного воздуха
- Загрязнение водных объектов
- Негативные изменения природных комплексов под влиянием крупномасштабной осушительной мелиорации
- Отходы производства и потребления
- Демографическая ситуация в рб
- Основные показатели естественного движения населения Республики Беларусь (на 1000 человек населения, %)
- Последствия аварии на чаэс
- Модуль 5. Управление природопользованием и правовая защита природной среды
- Тема 5.1 организационные структуры и административное управление природопользованием
- Управление природопользованием: сущность, методы и функции
- Функции и инструменты административного управления
- Организационные структуры управления природопользованием
- Тема 5.2 прогнозирование и планирование
- Формирование системы эколого-экономического прогнозирования и планирования как основы государственного регулирования природопользования
- Уровни эколого-экономического прогнозирования и планирования
- Тема 5.3 правовое регулирование природопользования и природоохранной деятельности Система правового регулирования природопользования в Республике Беларусь
- Ответственность за нарушение природоохранного законодательства
- Совершенствование правового регулирования природопользования
- Тема 5.4 управление природоползованием
- Управление охраной окружающей среды на предприятии
- Планирование природоохранной деятельности на предприятии
- Экологическая паспортизация предприятий
- Модуль 6. Экономический механизм природопользования
- Тема 6.1 экономическое стимулирование
- Понятие и сущность экономического механизма природопользования
- Основные экономические инструменты регулирования природопользования, используемые в различных странах
- Методы экономического стимулирования рационального природопользования и природоохранной деятельности
- Система платного природопользования в рб
- Экологический налог
- Плата за землю
- Неналоговые платежи на специальное пользование природными ресурсами.
- Тема 6.2 зарубежный опыт экономического стимулирования природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов
- Основные инструменты ценового экологического регулирования
- Механизмы рыночного регулирования
- Тема 6.3 финансирование мероприятий по охране окружающей среды Формирование системы финансирования природоохранных мероприятий
- Финансирование природоохранных мероприятий
- Новы подходы к финансированию природоохранной деятельности
- Экологическое страхование: виды, формы
- Модуль 7. Мониторинг, учёт и контроль в области природопользования и охраны окружающей среды
- Тема 7.1 мониторинг окружающей среды Сущность, задачи и виды мониторинга окружающей среды
- Виды мониторинга
- Организация системы наблюдения за состоянием окружающей среды в Беларуси
- Национальная система мониторинга окружающей среды, ее задачи и функционирование
- Учет и анализ природопользования и охраны окружающей среды
- Тема 7.2 экологическое нормирование и стандартизация в области охраны окружающей среды Содержание и задачи экологического нормирования
- Система экологических нормативов. Санитарно-гигиенические нормативы
- Предельно допустимые концентрации (пдк) отдельных загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест
- Стандартизация в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов
- Экологическая сертификация
- Тема 7.3 система экологического контроля Контроль в области охраны окружающей среды
- Экологическая экспертиза
- Экологический аудит: объект, цели и задачи аудита
- Модуль 8. Экономическая оценка природоохранной деятельности
- Тема 8.1 ущербы от загрязнения и истощения природной среды, их экономическая оценка
- Понятие, содержание и виды ущербов
- Основные методические подходы к экономической оценке ущербов
- Сфера использования показателей экономического ущерба
- Основные функции показателей совокупного экономического ущерба от загрязнения окружающей среды
- Тема 8.2 природоохранная деятельность и экологические издержки Содержание природоохранной деятельности
- Экономическая сущность природоохранных затрат
- Внутренние (интернальные) и внешние (экстернальные) экологические издержки
- Инвестирование природоохранной деятельности в рб
- Удельный вес капитальных вложений экологического назначения в общем объеме инвестиций в основной капитал (в процентах)
- Инвестиции в основной капитал на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в Республике Беларусь (в ценах текущих лет)
- Тема 8.3 экономическая эффективность
- Экономическая эффективность природоохранных мероприятий: сущность, показатели
- Методика определения показателей экономической эффективности природоохранной деятельности
- Определение экономической эффективности капитальных вложений
- Особенности определения социальной эффективности природоохранных мероприятий
- Модуль 9. Международное сотрудничество и глобальная стратегия мирового развития с учетом экологических ограничений
- Тема 9.1 международное сотрудничество
- Этапы формирования и основные направления международного экологического сотрудничества
- Экологическая деятельность оон и других международных организаций
- Участие Республики Беларусь в международном экологическом сотрудничестве
- Тема 9.2. Концепция устойчивого развития Экологические и социально-экономические предпосылки возникновения концепции устойчивого развития
- Сущность и назначение концепции устойчивого развития
- Механизмы реализации концепции устойчивого развития
- Национальная система устойчивого развития