8.1.Финансирование мероприятий по природопользованию.Система экологических фондов
Система платного природопользования является основным источником финансирования экологических мероприятий. Система платежей за пользование ресурсами, загрязнение среды, размещение отходов, а также механизмы их изъятия и использования определяются отношениями собственности на ресурсы природы.
Основными источниками финансирования мероприятий по рациональному природопользованию являются:
собственные средства предприятий;
бюджеты разных уровней;
внебюджетные целевые фонды — поресурсные, экологические, страховые фонды, а также фонды экологической санации в процессе приватизации;
кредиты банков (в том числе экологического банка) и др.
К сожалению, в сложившейся обстановке надеяться на солидную подпитку финансовых средств из бюджетов не приходится. В последние годы расходная часть федерального бюджета на экологические цели составляла 0,4—0,6%. Если сравнить с тем, что на охрану природу необходимо тратить ежегодно 2 — 3% ВВП, то можно считать, что на экологические цели государство почти ничего не выделяет. Если за 1994— 1995 гг. на экологические цели выделялось 0,15% ВВП России, то в 1996-1997 гг. уже 0,1%, а за первое полугодие 1998 г. только 0, 07% ВВП. По оценкам же специалистов, ресурсные платежи составляют 5% от доходов федерального бюджета, что в 25 раз превышает бюджетные расходы на охрану окружающей среды. Например, 40% налога за право добычи нефти идет в федеральный бюджет, 30% — в региональный и 30% — в местный. Но использование собранных средств в законодательстве не оговаривается. Размер платы за воспроизводство минерально-сырьевой базы взимается с предприятий, добывающих полезные ископаемые (2—10% от цены реализации сырья) и затем средства аккумулируются для финансирования геологического поиска и разведки, а также для работ по рекультивации нарушенных земель.
Создана единая система внебюджетных государственных фондов, объединяющая федеральный экологический фонд (ФЭФ), региональные (РЭФ) и местные (МЭФ) фонды. Экологические фонды формируются за счет:
платежей за загрязнение окружающей среды и складирование отходов;
штрафов;
дивидендов, процентов от вкладов, прибылей от долевого участия в деятельности предприятий и др.
Из всех собранных платежей за загрязнение окружающей среды 10% поступает в федеральный бюджет, а оставшиеся 90% средств, поступающие в систему внебюджетных фондов, распределяются так: 60% на мероприятия местного (районного, городского) значения; 30% — на уровне субъекта федерации и 10% — в федеральный экологический фонд (ФЭФ). Они являются целевыми фондами и могут расходоваться на строительство природоохранных объектов, внедрение экологически чистой технологии, развитие экологического образования, научные исследования и т.д. (более подробно статьи доходной и расходной частей см. форму № 1 — Экофонд).
В дальнейшем в Налоговом кодексе предполагается «экологические платежи» заменить на «экологический налог». При этом возможно ФЭФ будет переименован в целевой бюджетный экологический фонд (ЦБЭФ) с перечислением средств в размере 15%. В этом случае в регионах останется 75% налога.
В настоящее время ведущими источниками финансирования оказались экологические фонды. Но они не могут заменить бюджетное финансирование. В начале 90-х годов эти фонды смягчили падение инвестиций в природоохрану, но затем их эффект иссяк (причины рассмотрены в предыдущей главе). Очень большие расхождения наблюдались в соотношении расчетных размеров платежей с фактически поступившими (особенно в 1991, 1992 годы), Собираемость платежей, штрафов и исков составляет 50 — 60% расчетной суммы. Как уже отмечали, индексация платежей существенно отстает от инфляции.
Одним из основных инструментов претворения в жизнь экологической политики является разработка и реализация межгосударственных, государственных и региональных экологических программ. Финансирование программ осуществляется также и за счет экологических фондов. В 1992 г. в РФ на различных стадиях разработки и реализации находилось около 150 программ в области охраны окружающей среды и природопользования. В основном они должны финансироваться из федерального экологического фонда.
Но не все субъекты федерации перечисляют 10% средств в этот фонд и соответственно он не может в полном объеме финансировать эти программы. К тому же, как показывает анализ, очень много нарушений в использовании средств экологических фондов разных, уровней. Основной недостаток — нецелевое использование средств.
Кроме вышеназванных фондов, исходя из несовершенства техники, технологии, возможных аварий, а также природно-климатических особенностей, появляется необходимость формирования специального фонда экологической безопасности или страхового фонда в размере 5% от поступивших средств в местные экологические фонды за год.
Фонд экологической санации должен формироваться при учете экологического фактора в процессе приватизации. Приватизация предприятия, являющегося источником экологической опасности, должна осуществляться только при условии реализации программ экологической санации. Источниками формирования этого фонда должны быть:
средства нового владельца предприятия в размере не менее стоимости безвозмездно передаваемых ему природоохранных объектов;
амортизационные отчисления по природоохранным объектам на балансе предприятия;
средства целевых беспроцентных кредитов;
средства целевого финансирования на природоохранные нужды.
Поиск более эффективных форм использования средств, поступающих в экологические фонды, в свое время в ряде регионов привел к процессу создания экологических банков (Экобанков). Такие примеры были в Саратове, Перми и в других городах.
В целом, анализ использования платежей и средств специальных фондов показывает, что объем финансирования природоохранных мероприятий является недостаточным чтобы стабилизировать экологическую ситуацию. В большинстве случаев введенные. платежи оказались символическими и не выполняют стимулирующую функцию. Из экологических фондов на строительство объектов природоохранного назначения направляется примерно 25% расходной части средств.
В России более 90% прибыли в народном хозяйстве создается за счет природно-ресурсных отраслей, а чтобы доходы были и дальше, необходимо часть прибыли направлять на охрану и воспроизводство природных ресурсов, охрану окружающей среды. Сегодня же финансирование природоохранной деятельности совершенно недостаточно. Оно составляет менее 1% ВВП, тогда как ущерб от загрязнения природной среды составляет около 8% ВВП. Хотя во всем мире наблюдается тенденция к увеличению природоохранных затрат крупными компаниями, но доля государства в финансировании остается значительной (35—90%).
- Александр Кириллович Рябчиков
- Глава 1. Введение в курс «экономика природопользования»
- 1.1. Современные представления о приропользовании
- 1.2. Предмет и задачи экономики природопользования
- 1.3. Основные понятия экономики природопользования
- 1.4. Концепция «устойчивое развитие»
- Глава 2. Общетеоретические основы экономики природопользования
- 2.1. Эколого-экономические потребности и интересы
- 2.2. Собственность на ресурсы природы. Проблемы прав собственности в природопользовании
- 2.3. Экологизация экономических законов и эколого – экономические закономерности (принципы)
- Глава 3. Государство и рынок в охране окружающей среды
- 3.1. Современное представление о рынке в экологической сфере
- 3.2. Фиаско рынка. Внешние эффеткы и общественные блага
- 3.3. Интернализация внешних эффектов
- 3.4. Механизм экологического регулирования
- Глава 4. Оценка ресурсов природы
- 4.1. Необходимость и значимость экономической оценки ресурсов природы
- 4.2. Подходы к экономической оценке природных благ и услуг
- 4.2.1. Традиционные методы оценки природных ресурсов
- 4.2.2. Косвенные методы оценки природных благ и услуг
- Глава 5. Эколого-экономический анализ, долгосрочное прогнозирование и планирование природопользования
- 5.1. Система эколого–экономических показателей и нормативов
- 5.2. Эколого–экономический анализ: содержание, цели и задачи
- 5.3. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза
- 5.4. Экологический аудит
- 5.5. Прогнозирование и планирование природопользования
- Глава 6. Экономическая эффективность природопользования
- 6.1. Эффективность природоохранных мероприятий и их оценка
- 6.2.Расчет экономического ущерба от загрязнения окружающей среды
- 6.3. Экологические издержки
- 6.4.Сметная стоимость проекта
- Глава 7. Экономические инструменты рационального природопользования. Платежи в природопользовании
- 7.1.Инструменты экономического стимулирования рационального природопользования
- 7.2. Эколого-экономическое содержание и формы платежей за природопользование
- 7.3.Плата за загрязнение окружающей среды
- Глава 8. Финансирование мероприятий по рациональному природопользованию
- 8.1.Финансирование мероприятий по природопользованию.Система экологических фондов
- 8.2.Экологическое страхование
- 8.3. Экологический лизинг
- Глава 9. Экологическое предпринимательство
- 9.1.Сущность и основные принципы и формы экологического предпринимательства. Эффективность экобизнеса
- 9.2.Экологический менеджмент
- Глава 10. Управление природопользованием
- 10.1.Государственное управление природопользованием, его задачи и структура
- 10.2.Лицензирование природопользования в структуре комплексного управления экологической сферой
- 10.3.Сертификация в экологической сфере
- Глава 11. Международный опыт и сотрудничество в решении экологических проблем