logo search
Ekonomika_prp

7.3.Плата за загрязнение окружающей среды

Плата за загрязнение окружающей среды опирается на прин­цип материальной ответственности виновника экологического на­рушения и связана с интернализацией внешних эффектов. Она сближает заниженные общие издержки на производство продук­ции к реальному значению общественных издержек. История ус­тановления платы за загрязнение окружающей среды имеет ряд этапов. На первом этапе в 1990 г. проводился эксперимент с учас­тием 38 республик, краев, областей и городов. Предлагались два методических подхода взимания эмиссионных платежей на осно­ве: 1) ущерба и 2) необходимых затрат на осуществление природо­охранных мероприятий, то есть платежи должны быть достаточны для достижения заранее установленных экологических нормати­вов. Эксперимент показал необходимость правовой основы эконо­мического механизма природопользования. В декабре 1991 г. был принят закон «Об охране окружающей природной среды». Экспе­римент дал определенные положительные сдвиги в природоохране, но также раскрыл и негативные моменты. В частности, выяс­нились неподготовленность большинства предприятий к соблюде­нию природоохранного законодательства и несовершенство стати­стики окружающей среды.

Второй этап начался с принятия Постановления Совета Мини­стров РСФСР от 9 января 1991 года № 13 «Об утверждении на 1991 год нормативов платы за выбросы загрязняющих веществ в природную среду и порядка их применения» На этом этапе имелись два вида нормативов: за предельно допустимые выбросы (сбро­сы, размещение отходов) и за их превышение.

Методика платы за загрязнение была установлена на следую­щих принципах:

Платежи в пределах ПДВ (ПДС) включались в себестоимость выпускаемой продукции, а аккумулирующиеся средства должны были использоваться для воспроизводства природной среды (недо­пущения ухудшения). Платежи в кратном (пяти) размере за превы­шение нормативов осуществлялись из прибылей и направлялись на возмещение ущерба. Текущие затраты, связанные с созданием и эксплуатацией природоохранных объектов, также включались в себестоимость продукции.

На сумму платежей за загрязнение окружающей природной среды влияние оказывала:

  1. Общая масса выбросов (сбросов, размещения отходов) заг­рязняющих веществ;

  2. Структура загрязняющих веществ по агрессивности (ток­сичности) (Аi);

  3. Соблюдение нормативов и лимитов;

  4. Уровень использования ресурсосберегающих технологий;

  5. Сроки и объемы проведенных природоохранных мероприя­тий;

  6. Эффективность работы действующего природоохранного обо­рудования.

Третий этап связан с принятием правительства РФ 28 августа 1992 г. Постановления № 632 «Об утверждении порядка определе­ния платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воз­действия». Это постановление в дальнейшем было дополнено ря­дом нормативно-методических документов, определяющих приме­нение базовых нормативов платы, коэффициентов, учитывающих инфляцию. Плата рассчитывается по следующей формуле:

mi — выброс вредного вещества в т;

Bi — ставки платежей (нормативные, лимитные и сверлимит-ные) с учетом регионального коэффициента экологической ситуа­ции и значимости;

k — коэффициент индексации инфляции,

Базовый норматив платы, например, для азота диоксида был установлен в пределах ПДВ — 456 руб/т, а ВСВ — 2280, пыль неорганическая с содержанием SiO2 — 121 и 605 и т.д. Нормативы платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в природную среду определены как произведение годового удельного экономи­ческого ущерба на показатель относительной опасности конкрет­ного ингредиента (Аi). Для выбросов были установлены платежи для 217 веществ, а для сбросов в поверхностные водоемы — 198.

При определении платы от передвижных источников загрязне­ния окружающей среды учитывается объем загрязняющих веществ, определяемый через использование топлива. Плата за размещение (складирование) отходов зависит от установленных лимитов, а так­же от токсичности отходов, их количества и места складирования. Базовые нормативы платы за размещение отходов определяются как произведение удельных затрат за размещение единицы (мас­сы) отхода ГУ класса токсичности на показатели, учитывающие клас­сы токсичности отходов, и на коэффициенты индексации платы.

К сожалению, анализ показывает, что с течением времени пла­та за загрязнение окружающей среды не в полной мере выполня­ет основные функции по стимулированию природоохранных ме­роприятий и аккумулированию средств на охрану природы. Ко­нечно, существенную роль на снижение роли платы оказал общий экономический фон. В связи с этим платежи оказались символи­ческими в силу несвоевременной индексации. В 1995 г. поправоч­ный коэффициент был равен только 17. С января 2001 г. предель­ный коэффициент индексации установлен — 94. Кроме того, не всегда достоверны данные о загрязнении окружающей среды. Предприятиям выгоднее снижать объемы загрязняющих веществ.

Мониторинг не может также дать достаточно точную информа­цию. Поэтому в основном пользуются выборочным инструментально-лабораторным контролем и расчетным методом. В случае обнару­жения сокрытия объемов выбросов (сбросов) и отходов они при­равниваются к сверхлимитным. То же самое относится и к загрязнениям, на которые не были получены лимиты.

В случае аварийных ситуаций из-за залповых сбросов (выбро­сов) наносится огромный ущерб населению, объектам хозяйства и природе. В этом случае штрафные санкции устанавливаются в 25-ти кратном размере от норматива платы за загрязнение окружаю­щей среды.