logo search
Ekonomika_prp

7.1.Инструменты экономического стимулирования рационального природопользования

Воздействие на предпринимательскую деятельность, например, на рациональное природопользование, может осуществляться дву­мя путями: прямым регулированием (административными метода­ми) и экономическим воздействием. Большинство стран в экологи­ческой политике стараются прибегать к экономическому стимули­рованию рационального природопользования. Экономическое сти­мулирование природоохранной деятельности является средством, которое позволяет соединить интересы дальнейшего развития эко­номики и охраны окружающей среды.

Система стимулирования рационального природопользования направлена на повышение заинтересованности всех субъектов хо­зяйствования в выполнении природоохранных требований, соблю­дении норм и правил использования природных ресурсов. Стиму­лирование охраны природы осуществляется в основном с помо­щью двух методов: метода принуждения (негативное стимулирова­ние или «метод кнута») и метода поощрения (позитивное стимули­рование или «метод пряника»).

Негативное стимулирование включает в себя плату за приро­допользование, платежи за выбросы и сбросы загрязняющих ве­ществ в пределах и сверх установленных лимитов, за размещение отходов, введение специального налогообложения на экологически вредную продукцию, а также на продукцию, выпускаемую с при­менением экологически опасной технологии; штрафы за экологи­ческие правонарушения, экологическая сертификация продукции, акцизы, пошлины и т.д.

Позитивное экономическое стимулирование является регули­рованием природоохранной деятельности с помощью системы льгот­ного налогообложения, кредитования, ценовой политики, субвен­ций, введением рынка «прав на загрязнение», методом ускорен­ной амортизации природоохранных объектов и т.п.

Стимулирование рационального природопользования выполняет следующие функции: поощрительную, запретительную и компен­сационную. Поощрительная функция осуществляется через соиз­мерение затрат и результатов природоохранной деятельности, зап­ретительная направлена на усиление ответственности субъектов природопользования, а компенсационная — на возмещение нане­сенного ущерба.

Существующая система экономического стимулирования ра­ционального природопользования в нашей стране закреплена в законе Российской Федерации «Об охране окружающей природ­ной среды» (раздел III — Экономический механизм охраны окру­жающей природной среды) и включает в себя:

В целом в РФ применяются как прямые, так и косвенные мето­ды экономического стимулирования природоохранной деятельнос­ти. Но в то же время для их действенного функционирования не­обходимо дальнейшее совершенствование законодательной и нор­мативной базы. Кроме того, ряд законов, принимаемых в области налогообложения и других областях, не всегда согласовывается с природоохранными требованиями; слаба структура рыночного воз­действия на природопользователей и система прав в экологичес­кой сфере, что приводит, например, к перекосам во взаимодей­ствии разных природоохранных органов с предприятиями ЖКХ.

У нас на практике наиболее широко используется система пла­тежей за природопользование. Она является основным методом воздействия на хозяйствующих субъектов, но в меньшей мере за­действована система косвенных регуляторов. Косвенные методы воздействия затрагивают имущественные интересы природополь­зователей и создают выгодность природоохранных мероприятий.

Наиболее действенным стимулом в природоохранной деятель­ности является налоговая политика государства. Она может вклю­чать как позитивное, так и негативное стимулирование. Это выра­жается в законодательном закреплении как льготного налогообло­жения и освобождения от уплаты налогов, так и специального налогообложения на экоопасную продукцию. Если предприятие осуществляет вложения на природоохранные мероприятия за счет собственной прибыли, то оно имеет право уменьшить на 30% налогооблагаемую сумму прибыли. Кроме того, предприниматели мо­гут вносить средства в экофонды, но в этом случае налогооблагаемая сумма может быть уменьшена не более чем на 3%,

При налогообложении имущества налогом не облагается иму­щество бюджетных организаций и учреждений — заповедников, природных парков, ботсадов. Кроме того, при налогообложении сто­имость имущества должна быть уменьшена на балансовую (норма­тивную) стоимость объектов, используемых для охраны природы.

Во многих странах снижаются ставки налога на капитал или же устраиваются «налоговые каникулы». Например, в Японии став­ки налога уменьшаются на 50% на мощности по переработке плас­тмасс и органических отходов в первые три года установления, а в первые 5 лет не берется налог на очистные сооружения общего пользования.

Тесную связь с льготами при налогообложении имеет метод ускоренной амортизации природоохранного оборудования, кото­рый широко используется зарубежными странами. Введение уско­ренной амортизации способствует накоплению капитала на обнов­ление очистных сооружений, а также амортизационный фонд фак­тически уменьшает налогооблагаемую базу. В Канаде на очистное оборудование предусмотрен двухлетний срок амортизации. Во Фран­ции 50% очистного оборудования амортизируется за один год, а в Италии 45% — за три года, в Великобритании, США, Германии установлен срок амортизации пять лет.

В рыночной экономике цены должны играть стимулирующую роль как в области охраны природы, так и в области рационально­го использования природных ресурсов. На цены влияют платежи за природопользование. Ценовые рычаги стимулирования произ­водства экочистой продукции возможны при предоставлении льгот в виде компенсаций, кредитов, надбавок предприятиям, произво­дящим экологически чистую продукцию, а также использующим малоотходные технологии. При более низкой цене в условиях кон­куренции производители, производящие экологически чистую про­дукцию (если льготы перекрывают дополнительные издержки), могут

ускорить товарооборот и получить большую прибыль. Цена на эко­логически вредную продукцию должна быть занижена для произ­водителя и завышена для потребителя путем введения специаль­ного налога.

Цены на продукцию природоэксплуатирующих предприятий должны учитывать природные факторы, и их базой должны быть замыкающие затраты. Одновременно с этим необходимо макси­мально изъять рентный доход. Наиболее устойчивая мировая тен­денция ценообразования — это неуклонное относительное удоро­жание природных ресурсов и, соответственно, развитие всей сис­темы рентных отношений. Цены на природные ресурсы должны учитывать и интересы будущих поколений.

Таблица 2

Сравнение отдельных инструментов управления природоохранной деятельностью*

* Решение конкретной проблемы: «—» —негативный вклад; «+» — позитив­ный вклад; «++» — сильное позитивное воздействие; «+/—» — неодноз­начность воздействия

Действующим порядком определения платы за загрязнение ок­ружающей среды предусмотрена корректировка размеров плате­жей природопользователям с учетом освоения средств на выпол­нение природоохранных мероприятий. Инициатором корректировки должен выступать природопользователь. Зачет осуществляется в соответствии с «Перечней природоохранных мероприятий». Кро­ме того, предприятия могут рассчитывать на понижение размеров платы за загрязнение окружающей природной среды или же на освобождение от нее при осуществлении деятельности по обслу­живанию населения в социальной, культурной сферах и т.д.

В целом, каждый из инструментов стимулирования рациональ­ного природопользования может иметь различный эффект в зави­симости от сложившихся обстоятельств, выполняемых ими функ­ций, распределения бремени природоохранных издержек между виновником загрязнения и потребителями продукции, величины издержек для достижения заданного качества окружающей среды и т.п. Некоторые представления о воздействии отдельных инстру­ментов воздействия на природопользователей дает таблица 2, со­ставленная А. Голубом и Е.Струковой.