7.2. Эколого-экономическое содержание и формы платежей за природопользование
Платежи в природопользовании представляют собой формы экономической реализации собственности на ресурсы природы. В целом платежи осуществляются за пользование природными ресурсами (ресурсные платежи) и за загрязнение природной среды (эмиссионные платежи).
Платность в природопользовании, как элемент экономического механизма, выполняет ряд функций:
стимулирует экономию потребления природных ресурсов;
стимулирует снижение эмиссии загрязняющих веществ и тем самым уменьшает или предотвращает ущерб;
выравнивает социально-экономические условия хозяйствования при использовании природных ресурсов;
стимулирует воспроизводство природных ресурсов;
аккумулирует средства на организацию рационального природопользования, то есть является одним из источников финансирования природоохранных мероприятий.
Система платежей за природные ресурсы состоит из следующих элементов: 1) вид платы; 2) метод определения размера отдельных видов платы; 3) порядок установления, изъятия и использования платы.
Плата за пользование ресурсами строится на следующих принципах:
плата за лучший ресурс должна быть выше;
величина платы должна быть на достаточном уровне, чтобы стимулировать снижение ресурсоемкости или обеспечить ресурсозаменяемость;
размер платы должен учитывать конъюнктуру рынка (спрос и предложение) с учетом региональных особенностей и межотраслевых связей;
неиспользуемые природные ресурсы должны иметь потенциальную оценку и учитываться в расчетах и корректироваться со временем;
препятствовать переносу бремени платежей на потребителей.
Конкретными принципами определения платы за природные ресурсы могут быть: затратный, результативный (рентный) и воспроизводственный подходы. Затратный подход используется при установлении платы за забор воды промышленными предприятиями. При этом учитываются затраты на добычу, освоение и использование. Но вовлечение в производственный процесс ресурса лучшего качества требует меньше затрат, и он получает меньшую стоимость; а потребительная стоимость становится выше. Это не стимулирует рациональное природопользование. При результативном подходе оценку получают только ресурсы, приносящие доход. Но с течением времени ресурсы, не представляющие ценность, могут стать дефицитными и потому имеют потенциальную ценность.
По некоторым ресурсам очень сложно установить плату из-за их динамичности, например, за пользование биоресурсами и водой. Граница ареалов обитания и расположения не совпадает с административно-территориальным делением.
В целом, плата за природные ресурсы включает: 1) плату за право пользования природными ресурсами и 2) плату за воспроизводство и охрану природных ресурсов. Плата за право пользования природными ресурсами, как форма реализации собственности, означает изъятие абсолютной ренты, а также дифференциальной ренты I. Поскольку эти эффекты не зависят от деятельности предприятия, то они должны изыматься. Абсолютная величина платежа может быть либо определена по итогам тендера (конкурса),
либо увязана с уровнем банковского процента. Плата за воспроизводство и охрану природных ресурсов представляет расходы на восстановление природных ресурсов, вовлеченных в хозяйственную деятельность.
Виды платы за пользование природными ресурсами:
плата за право пользования недрами, платежи на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
лесной доход (лесные подати);
плата за забор воды промышленными предприятиями;
земельный налог за землепользование;
плата за разрешение на отстрел промысловых животных;
сбор за выдачу лицензий за природопользование и др. При пользовании недрами производятся следующие виды платежей:
сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий;
плата за пользование недрами;
отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
акцизы.
Платежи за пользование недрами включают:
платежи за поиски, разведку месторождений полезных ископаемых;
платежи за добычу полезных ископаемых;
платежи за пользование недрами в иных целях.
Формы платежей бывают разовыми и регулярными после начала добычи. Окончательные размеры этих платежей закрепляются в лицензии на пользование недрами. Плата (отчисления) на воспроизводство минерально-сырьевой базы устанавливается как доля (процент) от цены реализованного сырья. Плата за недра поступает в бюджеты разных уровней. Порядок централизации средств и их распределения между бюджетами зависит от вида недропользования. При добыче общераспространенных полезных ископаемых (песок, глина, гравий, торф и т.п.) 100% роялти (платежи за правопользования недрами) поступает в местные бюджеты. При добыче необщераспространенных полезных ископаемых пропорция распределения платежей между местным, региональным и федеральным бюджетами составляет, соответственно, 50, 25 и 25%. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы (включаемые в себестоимость продукции горнодобывающих предприятий) направляются в федеральный бюджет и бюджеты субъектов федерации и используются по целевому назначению.
Система платежей за пользование лесом:
лесные подати (попенная плата);
арендная плата.
При разовом отпуске древесины на корню может быть учтен спрос и предложение и соответственно проведены торги (аукционы). формами платы за землю являются:
земельный налог;
арендная плата;
нормативная цена земли.
Земельный налог установлен за пользование сельскохозяйственной, городской, пригородной землей, лесными землями, землями, занятыми месторождениями полезных ископаемых и некоторыми другими категориями земель. Земельным налогом облагаются собственники земли, землевладельцы и землепользователи. Его размер устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади с учетом качества земли и целевого назначения и действует в течение соответствующего года. При установлении налога за несельскохозяйственные земли кроме норматива ставки земельного налога учитывается статус города, курортная зона и др. характеристики. Арендная плата определяется исходя из экономической оценки участка, затрат на воспроизводство, а ее размер устанавливается по взаимному соглашению сторон в договоре.
Нормативная цена земли — это показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Нормативная цена земли используется в экономическом регулировании земельных отношений при передаче земли в собственность (при передаче земли в наследство, дарении и залоге). Она должна составлять кратную ставку земельного налога на единицу площади земельного участка. Администрация района или города может изменить ее величину в сторону завышения или занижения не более чем на 25%.
Порядок поступления земельного налога в бюджеты разных уровней различны для сельскохозяйственных угодий и городских земель. Налог, поступающий в федеральный бюджет, различен для различных субъектов федерации с учетом природно-географических факторов. Ряд отдаленных регионов, а также регионы со сложными природно-климатическими условиями вообще не перечисляют средства от земельного налога в федеральный бюджет.
Плата за воду была введена с 1982 года на основе затратного метода. В настоящее время плата за воду берется как за поверхностную, так и за подземную. Кроме того, осуществляются отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы по подземным водам и плата за сброс загрязняющих веществ в водные объекты. Водным кодексом предусмотрено введение водного налога, платы на восстановление и охрану водных объектов и сбор за выдачу лицензий на водопотребление. Платежи за пользование водными объектами зачисляются в федеральный бюджет (40%) и бюджет субъекта РФ (60%). Централизованные средства не менее чем на половину должны направляться на мероприятия по восстановлению и охране водных объектов.
Итак, платежи за пользование ресурсами поступают в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, соответствующие местные бюджеты. Соотношение распределения платежей между бюджетами зависит от вида ресурса и вида платы за этот ресурс.
Доходы, поступающие от природопользования в бюджет РФ:
доля роялти и платы за пользование водой;
доля отчислений (сборов) на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
доля средств от земельного налога и арендной платы за сельскохозяйственные угодья;
доля средств от арендной платы и налога за земли городов и других населенных пунктов;
10% платы за загрязнение окружающей природной среды и др.
Доходы от природопользования в государственном бюджете обычно больше расходов на экологические цели. Так, в 1995 г. доля дохода от платежей за природопользование составляла 1,983%, а расходов на охрану природы — 1,032%, в 1996 г. — соответственно 3,293 и 0,754.
Платежи за право пользования ресурсами природы состоят из двух частей: 1) за право пользования в пределах норматива и 2) за сверхнормативное пользование. Первая часть платежей фактически перекладывается на покупателей (потребителей) продукции, произведенной с помощью этого ресурса. Производители в этой части могут иметь дополнительную прибыль, если эти ресурсы используются более рационально. Вторая часть платежей должна покрываться за счет прибыли производителя, так как она не может быть включена в себестоимость (издержки) производимой продукции.
Платежи за воспроизводство и охрану природных ресурсов включаются в себестоимость продукции и являются источником специальных фондов. Из трех первоначально предполагавшихся фондов воспроизводства (по лесным, водным ресурсами и недрам) сохранился только фонд по недрам, являющийся двухуровневым.
В целом, следует отметить, что плата за природные ресурсы в нашей стране занижена. Необходимо ее своевременно индексировать а также учитывать мировую тенденцию ценообразования на ресурсы. Например, поденная плата у нас составляет 5% от стоимости древесины. Более половины древесины мы экспортируем за рубеж, где попенная плата составляет 40% стоимости древесины. В дальнейшем плату за пользование различными природными ресурсами необходимо осуществлять с учетом поэтапного достижения уровня платы, соответствующего полной экономической оценке природного ресурса. В этом случае возможна и реализация идей теории рентной экономики, которая предполагает, что доходная часть государственного бюджета должна формироваться в основном за счет налогов, изымающих ренту в полном объеме.
- Александр Кириллович Рябчиков
- Глава 1. Введение в курс «экономика природопользования»
- 1.1. Современные представления о приропользовании
- 1.2. Предмет и задачи экономики природопользования
- 1.3. Основные понятия экономики природопользования
- 1.4. Концепция «устойчивое развитие»
- Глава 2. Общетеоретические основы экономики природопользования
- 2.1. Эколого-экономические потребности и интересы
- 2.2. Собственность на ресурсы природы. Проблемы прав собственности в природопользовании
- 2.3. Экологизация экономических законов и эколого – экономические закономерности (принципы)
- Глава 3. Государство и рынок в охране окружающей среды
- 3.1. Современное представление о рынке в экологической сфере
- 3.2. Фиаско рынка. Внешние эффеткы и общественные блага
- 3.3. Интернализация внешних эффектов
- 3.4. Механизм экологического регулирования
- Глава 4. Оценка ресурсов природы
- 4.1. Необходимость и значимость экономической оценки ресурсов природы
- 4.2. Подходы к экономической оценке природных благ и услуг
- 4.2.1. Традиционные методы оценки природных ресурсов
- 4.2.2. Косвенные методы оценки природных благ и услуг
- Глава 5. Эколого-экономический анализ, долгосрочное прогнозирование и планирование природопользования
- 5.1. Система эколого–экономических показателей и нормативов
- 5.2. Эколого–экономический анализ: содержание, цели и задачи
- 5.3. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза
- 5.4. Экологический аудит
- 5.5. Прогнозирование и планирование природопользования
- Глава 6. Экономическая эффективность природопользования
- 6.1. Эффективность природоохранных мероприятий и их оценка
- 6.2.Расчет экономического ущерба от загрязнения окружающей среды
- 6.3. Экологические издержки
- 6.4.Сметная стоимость проекта
- Глава 7. Экономические инструменты рационального природопользования. Платежи в природопользовании
- 7.1.Инструменты экономического стимулирования рационального природопользования
- 7.2. Эколого-экономическое содержание и формы платежей за природопользование
- 7.3.Плата за загрязнение окружающей среды
- Глава 8. Финансирование мероприятий по рациональному природопользованию
- 8.1.Финансирование мероприятий по природопользованию.Система экологических фондов
- 8.2.Экологическое страхование
- 8.3. Экологический лизинг
- Глава 9. Экологическое предпринимательство
- 9.1.Сущность и основные принципы и формы экологического предпринимательства. Эффективность экобизнеса
- 9.2.Экологический менеджмент
- Глава 10. Управление природопользованием
- 10.1.Государственное управление природопользованием, его задачи и структура
- 10.2.Лицензирование природопользования в структуре комплексного управления экологической сферой
- 10.3.Сертификация в экологической сфере
- Глава 11. Международный опыт и сотрудничество в решении экологических проблем