5.2. Эколого–экономический анализ: содержание, цели и задачи
Формирование и совершенствование хозяйственного механизма природопользования невозможно без оценки сложившейся ситуации во взаимодействии экономики и окружающей природной среды на разных уровнях, а также без представления возможных сценариев эколого-экономического развития в будущем. Прогнозирование и планирование в экологической сфере является одним из главных направлений в гармонизации взаимодействия общества и природы. Как показывает опыт развитых стран, преодоление экологических кризисов во многом обязано именно программам сохранения окружающей среды как в национальном масштабе, так и на региональных уровнях.
Эколого-экономическое прогнозирование составляется на основе анализа состояния окружающей природной среды региона во взаимосвязи с его социально-экономическим развитием. Эколого-экономический анализ может быть общим (для прогнозирования, составления программ и т.п.) и специальным (для установления платности в природопользовании, повышения эффективности экономических и административных методов экологического регулирования и т.д.) на уровне регионов и фирм.
К сожалению, трудно в настоящее время осуществить квалифицированно эколого-экономический анализ. Прежде всего, нет приемлемой методической базы. Кроме того, экономисты не имеют достаточных знаний и навыков в области эколого-экономического анализа.
Предметом эколого-экономического анализа являются процессы взаимодействия жизнедеятельности людей и состояния окружающей среды под воздействием объективных и субъективных факторов, отражаемых через систему эколого-экономических показателей. При эколого-экономическом анализе изучаются, устанавливаются причинно-следственные связи по цепочке: «взаимодействие — изменение — последствия» и на этой основе выявляются отдельные тенденции и эколого-экономические закономерности, разрабатываются системы форм реализации собственности, определяются конкретные пути разрешения эколого-экономических противоречий.
Задачами эколого-экономического анализа являются:
обеспечение базы для проведения оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), экологической экспертизы выпускаемой продукции, технологий, проектов, а также разработки прогнозов эколого-экономического развития и региональных экологических программ;
согласование показателей экологических и экономических;
точный учет затрат на природоохранную деятельность и определение ее результатов;
определение ущерба от нерационального природопользования;
выявление влияния эколого-экономических показателей на конечные результаты основной деятельности предприятий (особенно платы за природные ресурсы, загрязнение окружающей среды, размещение отходов и т.п.);
анализ использования природоохранного оборудования;
сравнительный анализ природоохранной деятельности предприятий и регионов;
поиск резервов увеличения эколого-экономического потенциала региона;
навыки анализа материальных балансов и различных форм экологического паспорта предприятий;
оценка экологического риска, как базы для внедрения экологического страхования и т.д.
В настоящее время существует определенная методическая база для анализа природоохранной деятельности предприятий и ее можно использовать при эколого-экономическом анализе региона. При сравнительном анализе можно так же пользоваться следующими показателями:
доля затрат на охрану природы в региональном продукте и на душу населения;
сброс загрязненных сточных вод в водоемы на душу населения, на производство 1 млрд. рублей регионального продукта;
выбросы в атмосферу вредных веществ на одного жителя, на 1 км2 территории, на производство 1 млрд. рублей регионального продукта;
стоимость природоохранного оборудования, приходящаяся на душу населения и на 1 км2 территории;
экономическая плотность региона (отношение объема производства к единице площади);
индекс воздействия на окружающую среду (произведение численности населения, продукции, производимой на одного работающего и объема загрязняющих веществ на единицу производимой продукции);
индекс антропогенной нагрузки (потребление биоты населением страны: в виде пищи, древесины, солнечной энергии и др. энергоносителей, затрачиваемых на производство и потребление);
доля (процент) улавливания, очистки, обезвреживания вредных веществ и др.
В целом, показатели эколого-экономического анализа могут пересекаться с показателями устойчивого развития. Также в сравнительном анализе необходимо соответствующие показатели территории сравнивать не только с другими регионами, но и с соответствующими показателями, определяемыми по стране.
Эколого-экономический анализ (анализ воздействия хозяйственной деятельности на окружающую природную среду) сводится к определению количественного выражения взаимосвязей между входящими в эколого-экономическую систему элементами. Это является необходимой предпосылкой к прогнозированию развития эколого-экономической системы. Одним из методов анализа территориальных эколого-экономических систем является метод «межотраслевых связей» или «затраты — выпуск». Согласно основной концепции регионального эколого-экономического анализа, каждый зональный сектор подразделяется на экономическую и экологическую подсистемы, затем выявляются коэффициенты матричных связей между соответствующими процессами и полученными продуктами.
В первом блоке соответствующей матричной модели в строках приводятся продукты хозяйственной деятельности, а в столбцах — виды хозяйственной деятельности. Коэффициенты в ячейках будут указывать, сколько единиц 1-й продукции требуется на выпуск единицы i-й отрасли. Клеточки второго блока заполняются коэффициентами затрат продуктов хозяйственной деятельности в экологических процессах. Аналогично третий блок отражает затраты экологических элементов внутри экосистемы и, наконец, четвертый блок — коэффициенты затрат экологических элементов в хозяйственных процессах.
Практически этот метод эколого-экономического анализа применить на практике трудно из-за отсутствия или недостаточности информационной базы.
Очень часто эколого-экономический анализ сводится к анализу структуры природоохранных затрат. При этом ставятся следующие задачи:
контроль за целевым использованием средств;
определение структуры и оценка эффективности использования различных источников финансирования природоохранных мероприятий;
анализ объема, структуры и динамики экологических затрат;
оценка оптимального объема и направления экологических затрат;
определение эффективности затрат на природоохрану;
определение объема, направления и источников финансирования затрат для планируемых мероприятий.
При анализе экологических затрат на уровне регионов и страны можно воспользоваться установленными и общепризнанными эколого-экономическими принципами. В частности, можно сравнивать фактические показатели экологических затрат с затратами, необходимыми для стабилизации экологической обстановки, улучшения качества окружающей среды и т.д.
Для объективной оценки качества и достаточности проводимых и намечаемых мероприятий и их результатов необходимо анализировать баланс материальных ресурсов: «вход в производство» и «выход из производства». Составление таких балансов предполагает экологический паспорт предприятия.
Отдельный блок эколого-экономического анализа — это анализ организационно-технического уровня природоохранной деятельности. При этом определяют коэффициент максимальной сопряженности мощностей очистного и основного технологического оборудования (должен быть > 0) по i-му виду загрязнений, коэффициент полезного действия природоохранных сооружений. Кроме того, могут быть использованы показатели природоемкости (ущербоемкости) продукции, фондоотдача природоохранных объектов (через предотвращенный ущерб) и т.д.
- Александр Кириллович Рябчиков
- Глава 1. Введение в курс «экономика природопользования»
- 1.1. Современные представления о приропользовании
- 1.2. Предмет и задачи экономики природопользования
- 1.3. Основные понятия экономики природопользования
- 1.4. Концепция «устойчивое развитие»
- Глава 2. Общетеоретические основы экономики природопользования
- 2.1. Эколого-экономические потребности и интересы
- 2.2. Собственность на ресурсы природы. Проблемы прав собственности в природопользовании
- 2.3. Экологизация экономических законов и эколого – экономические закономерности (принципы)
- Глава 3. Государство и рынок в охране окружающей среды
- 3.1. Современное представление о рынке в экологической сфере
- 3.2. Фиаско рынка. Внешние эффеткы и общественные блага
- 3.3. Интернализация внешних эффектов
- 3.4. Механизм экологического регулирования
- Глава 4. Оценка ресурсов природы
- 4.1. Необходимость и значимость экономической оценки ресурсов природы
- 4.2. Подходы к экономической оценке природных благ и услуг
- 4.2.1. Традиционные методы оценки природных ресурсов
- 4.2.2. Косвенные методы оценки природных благ и услуг
- Глава 5. Эколого-экономический анализ, долгосрочное прогнозирование и планирование природопользования
- 5.1. Система эколого–экономических показателей и нормативов
- 5.2. Эколого–экономический анализ: содержание, цели и задачи
- 5.3. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза
- 5.4. Экологический аудит
- 5.5. Прогнозирование и планирование природопользования
- Глава 6. Экономическая эффективность природопользования
- 6.1. Эффективность природоохранных мероприятий и их оценка
- 6.2.Расчет экономического ущерба от загрязнения окружающей среды
- 6.3. Экологические издержки
- 6.4.Сметная стоимость проекта
- Глава 7. Экономические инструменты рационального природопользования. Платежи в природопользовании
- 7.1.Инструменты экономического стимулирования рационального природопользования
- 7.2. Эколого-экономическое содержание и формы платежей за природопользование
- 7.3.Плата за загрязнение окружающей среды
- Глава 8. Финансирование мероприятий по рациональному природопользованию
- 8.1.Финансирование мероприятий по природопользованию.Система экологических фондов
- 8.2.Экологическое страхование
- 8.3. Экологический лизинг
- Глава 9. Экологическое предпринимательство
- 9.1.Сущность и основные принципы и формы экологического предпринимательства. Эффективность экобизнеса
- 9.2.Экологический менеджмент
- Глава 10. Управление природопользованием
- 10.1.Государственное управление природопользованием, его задачи и структура
- 10.2.Лицензирование природопользования в структуре комплексного управления экологической сферой
- 10.3.Сертификация в экологической сфере
- Глава 11. Международный опыт и сотрудничество в решении экологических проблем