5.3. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза
Эколого-экономический анализ является базой при ОВОС и экологической экспертизе. ОВОС является процедурой комплексной и в его осуществлении участвуют специалисты разных отраслей, в том числе и экономисты. Она определяет характер и степень потенциального воздействия планируемой деятельности на состояние окружающей природной среды, а также ожидаемые экологические и связанные с ними социальные и экономические последствия. Главное назначение ОВОС в том, чтобы заказчик планируемой деятельности обеспечил охрану природы. Если государственная экологическая экспертиза представляет собой правовой инструмент обеспечения учета и выполнения экологических требований на стадии принятия хозяйственных, управленческих и других решений, то ОВОС есть главный правовой инструмент обеспечения учета и выполнения этих требований на стадии подготовки соответствующего хозяйственного решения.
Основная цель ОВОС сводится к выявлению и принятию необходимых мер по предотвращению неприемлемых последствий для окружающей среды и обществу. ОВОС проводится при подготовке следующих видов документации:
концепций, программ (в том числе инвестиционных);
планов отраслевого и территориального социально-экономического развития;
схем комплексного использования и охраны природных ресурсов;
градостроительной документации;
документов по созданию новой техники, технологии, материалов и веществ;
—предплановых обоснований инвестиционных проектов (новое строительство, реконструкция и перевооружение).
Естественно, что процедуре ОВОС подвергаются не все хозяйственные проекты. Существуют специально утвержденные списки и перечни потенциально экологически опасных видов деятельности. Они утверждаются на федеральном и региональном уровнях. В частности, процедуру ОВОС должны пройти строительство нефтеперегонных заводов, крупные ТЭЦ, АЭС, химические комбинаты, строительство автомагистралей, скоростных дорог, нефте- и газопроводов и т.д.
Масштабы ОВОС и предъявляемые требования к ней могут быть различными, но все они охватывают определенный общий круг вопросов:
сбор исходной информации;
описание окружающей среды в районе осуществления предполагаемого проекта;
обобщение законодательных и подзаконных актов;
оценка потенциального воздействия проекта на окружающую среду: прямых и косвенных, текущих и долгосрочных, значительных и незначительных, а также необратимых последствий и т.д.;
анализ альтернативных вариантов;
рассмотрение комплексных мер и необходимых финансов для их осуществления;
определение институциональных последствий осуществления проекта;
определение потребностей в мониторинге и др.
ОВОС, обычно проводимая проектировщиком, тесно связана с экологической экспертизой проектов и базируется на сходной системе социально-эколого-экономических показателей. Экологическая экспертиза осуществляется государственными органами экологического контроля и управления совместно с ведущими специалистами и учеными в соответствующей области. Наряду с государственной (федеральным и региональным), в России может проводиться и общественная экологическая экспертиза.
Согласование предпроектной и проектной документации и предоставление ее на экологическую экспертизу проходит ряд этапов. Первоначально инвестор (заказчик) составляет декларацию (уведомление) о намерениях с соответствующим обоснованием. Затем федеральные (региональные) органы власти дают предварительное согласие на ведение хозяйственной деятельности. После получения согласия проектировщик разрабатывает и представляет материалы, обосновывающие место размещения объекта в составе ТЭО (технико-экономического обоснования) инвестиций.
В рамках ТЭО разрабатывается проект оценки воздействия проектируемой деятельности на окружающую среду (проект ОВОС). ОВОС начинается с определения этого воздействия в натуральных показателях (объем вовлечения природных ресурсов, воздействие на водохозяйственный баланс территории, особо охраняемые зоны, площадь занимаемой и преобразовываемой территории, величина выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, объем образующихся отходов, в том числе токсичных, другие формы физического воздействия проекта на окружающую среду и здоровье населения — шумовое, электромагнитное и т.п.). Затем на основе натуральных показателей осуществляется денежная оценка воздействия проектируемого объекта на окружающую среду и здоровье населения, рекомендации системы компенсирующих природоохранных мероприятий, оценка экологического риска и т.д.
На четвертом этапе ТЭО инвестиций проект ОВОС согласовывается в регионе с основными органами экологического контроля и управления (при необходимости и с федеральными органами). В результате этого согласования уточняются место размещения объекта и условия природопользования. Затем проектировщик, используя уточненную и детализированную информацию, разрабатывает ТЭО строительства применительно к конкретному месту размещения объекта. Уточняются рассмотренные показатели эффективности реализуемого проекта и дается оценка экологического риска. Только после этого проводится государственная экологическая экспертиза проекта. Итогом экологической экспертизы является заключение экспертной комиссии, содержащее одобрение или неодобрение проекта. После экспертного одобрения проекта может открываться финансирование на строительство.
Кроме экологической экспертизы инвестиционные проекты могут подвергаться аудиторскому обоснованию. Итоговой процедурой аудиторского обоснования инвестиционной деятельности является подготовка Декларации об инвестиционных намерениях и Экологическое заявление. Оба документа предназначены для широких слоев специалистов и населения.
Согласно требованиям системы экоменджмента и экоаудита в ЕС Экологическое заявление содержит:
описание деятельности компании в границах площадки, цели и задачи инвестиционного проекта;
оценку всех существующих проблем, которые имеют отношение к этой деятельности;
данные о выбросах и сбросах загрязняющих веществ, шумовом загрязнении, расходовании сырья, энергии и воды;
данные о других факторах, которые относятся к экологической характеристике компании;
описание основных положений экологической политики компании, программу природоохранных мероприятий и системы управления, которые внедряются на рассматриваемой площадке;
срок выпуска следующего заявления.
Только после утверждения Экологического заявления компетентным органом и внесения взноса происходит регистрация участков (мест размещения) объекта.
- Александр Кириллович Рябчиков
- Глава 1. Введение в курс «экономика природопользования»
- 1.1. Современные представления о приропользовании
- 1.2. Предмет и задачи экономики природопользования
- 1.3. Основные понятия экономики природопользования
- 1.4. Концепция «устойчивое развитие»
- Глава 2. Общетеоретические основы экономики природопользования
- 2.1. Эколого-экономические потребности и интересы
- 2.2. Собственность на ресурсы природы. Проблемы прав собственности в природопользовании
- 2.3. Экологизация экономических законов и эколого – экономические закономерности (принципы)
- Глава 3. Государство и рынок в охране окружающей среды
- 3.1. Современное представление о рынке в экологической сфере
- 3.2. Фиаско рынка. Внешние эффеткы и общественные блага
- 3.3. Интернализация внешних эффектов
- 3.4. Механизм экологического регулирования
- Глава 4. Оценка ресурсов природы
- 4.1. Необходимость и значимость экономической оценки ресурсов природы
- 4.2. Подходы к экономической оценке природных благ и услуг
- 4.2.1. Традиционные методы оценки природных ресурсов
- 4.2.2. Косвенные методы оценки природных благ и услуг
- Глава 5. Эколого-экономический анализ, долгосрочное прогнозирование и планирование природопользования
- 5.1. Система эколого–экономических показателей и нормативов
- 5.2. Эколого–экономический анализ: содержание, цели и задачи
- 5.3. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза
- 5.4. Экологический аудит
- 5.5. Прогнозирование и планирование природопользования
- Глава 6. Экономическая эффективность природопользования
- 6.1. Эффективность природоохранных мероприятий и их оценка
- 6.2.Расчет экономического ущерба от загрязнения окружающей среды
- 6.3. Экологические издержки
- 6.4.Сметная стоимость проекта
- Глава 7. Экономические инструменты рационального природопользования. Платежи в природопользовании
- 7.1.Инструменты экономического стимулирования рационального природопользования
- 7.2. Эколого-экономическое содержание и формы платежей за природопользование
- 7.3.Плата за загрязнение окружающей среды
- Глава 8. Финансирование мероприятий по рациональному природопользованию
- 8.1.Финансирование мероприятий по природопользованию.Система экологических фондов
- 8.2.Экологическое страхование
- 8.3. Экологический лизинг
- Глава 9. Экологическое предпринимательство
- 9.1.Сущность и основные принципы и формы экологического предпринимательства. Эффективность экобизнеса
- 9.2.Экологический менеджмент
- Глава 10. Управление природопользованием
- 10.1.Государственное управление природопользованием, его задачи и структура
- 10.2.Лицензирование природопользования в структуре комплексного управления экологической сферой
- 10.3.Сертификация в экологической сфере
- Глава 11. Международный опыт и сотрудничество в решении экологических проблем