2.2. Собственность на ресурсы природы. Проблемы прав собственности в природопользовании
Одной из причин обострения противоречий во взаимодействии общества и природы во всем мире является неопределенность в правах собственности на ресурсы природы. Только четкое установление прав собственности может обеспечить основание на компенсацию за нанесенный ущерб и тем самым распространить экономический механизм и на экологическую сферу. Поэтому в центре внимания исследователей эколого-экономических проблем во всех экономических школах находятся вопросы прав собственности на природу (своеобразной экологической конституции).
В первую очередь, проблема прав собственности связана с отношениями собственности на ресурсы природы, которые принадлежат всем, но использование которых никем не контролируется или трудно контролируемо. Такие объекты называют «коллективно потребляемые ресурсы открытого типа». Они не могут быть присвоены частными собственниками и вовлечены в процесс купли-продажи (воздушная среда, реки, крупные экологические системы, ландшафты, звуковые и электромагнитные спектры). В этих условиях природопользователи осуществляют чрезмерные вложения капитала в ресурсопотребление, что приводит к «проеданию» эколого-экономической ренты, то есть к снижению эколого-экономического потенциала природных систем.
Главный вопрос в области отношений собственности на ресурсы природы — кто должен быть субъектом (субъектами)? В Конституции Российской Федерации ст. 9 п. 1 провозглашает, что земля и другие природные ресурсы охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В то же время пункт 2 этой же статьи допускает, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. На первый взгляд, налицо противоречие между содержаниями двух пунктов ст. 9.
Провозглашение объектов природы основой жизни и деятельности народов означает, что каждый член общества является владельцем, но только опосредованно. В этом случае чрезвычайно усложняется контроль за использованием ресурсов природы. Поэтому первоначально следует определить какие объекты природы, в каких границах и какой формой собственности, какими субъектами лучше всего будут использоваться.
Основой в определении границ объекта собственности на природные ресурсы и элементы окружающей среды в конкретной действительности, а также ее структуры является принцип целостности экологических систем. Имеется в виду такая их целостность, когда в них обеспечивается равновесие, возможность саморазвития. Ряд объектов природы, в частности воздушное пространство, не в полной мере отвечают этому принципу в рамках отдельных территорий (страны, субъектов федерации и т.д.). В отношении реализации прав собственности таких объектов могут возникать трения между собственниками, осуществляющими (провозглашающими), свои права владения, пользования и распоряжения отдельными участками природных систем. Природная система требует какого-то определенного собственника, так как к ее воспроизводству (сохранению) подход должен быть однозначный и затраты должны быть эффективными. В последние годы принцип целостности стали отражать в юридических документах. Например, Водный кодекс Российской Федерации, принятый в 1995 году, допускает муниципальную и частную собственность только на обособленные водные объекты (ст. 34).
При определении объекта собственности необходимо рассмотреть кроме целостности экосистем и другие принципы, в частности, и принцип ограниченности ресурсов. Если ресурсы окружающей среды обильны (не лимитированы), то вопрос об установлении прав собственности обычно не возникает. Но природная среда глобального характера в силу относительного уменьшения экологического потенциала, а также антропогенного воздействия на нее и негативных последствий деятельности человека постепенно становится объектом собственности государств. Об этом свидетельствуют объявленные в свое время двухсотмильные рыболовные зоны прибрежных частей Мирового океана.
Распространение отношений собственности на объекты природы связано и с операционными (непроизводительными) затратами на установление прав собственности, если тот или иной объект, никому не принадлежащий, можно использовать для различных целей. Обычно установление прав собственности на природные объекты требует определенных издержек по сравнению с правами собственности на средства производства и предметы потребления. Но трансакционные издержки на установление прав собственности на природные ресурсы и элементы окружающей среды не остаются постоянными. Например, право на выпас скота в американских прериях эволюционировалось по мере изменения цен на крупный рогатый скот и затрат на огораживание пастбищ. Однако в большинстве случаев установление прав собственности на окружающую среду и использование на этой базе рыночных отношений сталкиваются с огромными трансакционными издержками. В литературе подчеркиваются три источника высоких непроизводительных затрат: 1) научно-техническая неопределенность ситуации; 2) правовые неопределенности; 3) внутренние трудности переговоров.
Следует отметить, что в ряде случаев операционные (трансакционные) издержки могут отсутствовать или они незначительны. Споры в таких ситуациях, согласно теоремы Коуза, могут разрешаться путем личной договоренности вне зависимости от того,' кому изначально приписываются права собственности. Здесь права собственности всех сторон тщательно определены. Но такое состояние на практике бывает очень редко (число участников не более 2—3 субъектов).
При установлении субъектов собственности на природные объекты следует также учитывать процессы, связанные с динамикой эколого-экономического обобществления. Эколого-экономическое обобществление, имея в своей основе обобществление производства, определяется вещественно-энергетическим и информационным обменом между обществом и природой. Оно проявляется в форме природно-производственых комплексов, межотраслевых промышленных узлов и территориально-производственных объединений на основе малоотходности производства и поддержания антропогенной нагрузки на уровне не превышающем экологическую емкость природных комплексов. В данном случае также проявляется мера целостности, но в более широком плане, так как она охватывает и взаимодействие производства и природы. Эколого-экономическое обобществление определяется принципом целостности эколого-экономических систем.
Эколого-экономическое обобществление означает преимущественно территориальную организацию процесса природопользования. Это связано с тем, что чистота окружающей среды является относительно неделимым и коллективно потребляемым благом. Здесь проявляется естественная обобществленность. Однако конкретные формы эколого-экономических систем характеризуют не только региональный уровень эколого-экономического обобществления. Такое обобществление может осуществляться и групповом, и на индивидуальном уровнях хозяйствования, так как процессы обобществления и обособления производства диалектически взаимосвязаны. Своеобразной формой эколого-экономического обобществления является формирование банков данных о выбросах, отходах, принцип пузыря, торговля правами на загрязнение и т.п., которые связаны с рыночными отношениями в экологической сфере.
Суть процесса эколого-экономического обобществления в том, чтобы обеспечить слияние разрозненных процессов в замкнутый эколого-производственный кругооборот веществ и тем самым существенно снизить совокупные издержки предотвращения загрязнения окружающей среды и нагрузку на экологические системы. Эколого-экономическое обобществление означает такой тип технологического способа производства, который опирается на возможности окружающей природной среды.
Кроме вышерассмотренных принципов в установлении субъекта, обладающего большими правами по установлению порядка пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами, необходимо учесть общественную значимость (ценность) природных богатств.
На формы собственности на ресурсы природы могут оказать влияние капиталоемкость, скорость оборота средств и т.д. Большое значение в формировании отношений собственности в природопользовании имеет учет народных, национальных традиций (режимов) собственности. Многие табу по отношению к природе сохранились до сих пор. Они представляют собой неписаное природоохранное законодательство, выработанное опытом предыдущих поколений.
Собственность конкретно проявляется через владение, пользование и распоряжение, которые связаны уже непосредственно с различными субъектами собственности. Они должны опираться на три основные функции собственности: 1) определять и фиксировать исключительную принадлежность богатств; 2) являться источником постоянного интереса к использованию «собственных» средств производства; 3) порождать ответственность за судьбу, за их эффективное функционирование. Первая функция, выражая исходное и главное, закрепляет собственность как достояние, самым общим образом применительно к народу. Две же другие функции собственности, носящие активный, побудительный характер, требуют персонификации субъектов собственности с присущими им эколого-экономическими интересами.
Другим срезом в рассмотрении функций собственности на объекты природы может быть система «социальных (первая функция) — хозяйствующих (вторая и третья функции) субъектов. Под социальными субъектами понимают общество, народ, «общину», коллектив отрасли, производственный коллектив и личность; а под хозяйствующими — государство, республики (области, края), муниципалитеты, ведомства, предприятия и работника. В то же время и социальные субъекты могут выполнять функции хозяйствующих, но интересы адекватных друг другу социальных и хозяйствующих субъектов существенно отличаются.
К природным богатствам нельзя допускать монополиста-собственника в силу того, что экономическое содержание собственности на ресурсы природы выражается как основа жизни и деятельности народов. Это означает что собственность в природопользовании должна быть многосубъектной. Присвоение в этой сфере эффективно только при условии, если оно многоуровнево и многосубъектно. Поэтому, определяя отношения собственности на природные объекты, необходимо одновременно установить, что целесообразно оставить в государственной, а что в частной, муниципальной и иных формах собственности. Критерий видится один — какая форма обеспечивает наилучшие условия для развития производительных сил и сохраняет должную заинтересованность в наращивании биоэкономического потенциала природных систем.
Много вопросов возникает в связи с частной собственностью на природные ресурсы, особенно на землю, лес. Среди экономистов нет единого понимания сути частной собственности. Она может принимать разные формы, в том числе и коллективную. Независимо от того, какую форму принимает частная собственность на природные объекты, она должна пронизываться отношениями, характеризующими «основу жизни и деятельности народов».
Частная собственность, особенно на землю, имеет равное право на существование наряду с другими формами собственности на ресурсы природы. При этом для всех форм собственности должны быть разработаны единые правила игры (пучок прав) с учетом не только сегодняшнего дня, но и тех проблем, которые возникнут в будущем. Речь идет о двух критериях конструктивных преобразований собственности: 1) повышение экономической эффективности и 2) движение к социальной справедливости. Частная собственность не означает, что она функционирует по принципу: «что хочу, то и ворочу».
Итак, при многоуровневости собственности на ресурсы природы хозяйствующие субъекты не могут осуществлять свои функции без «согласия» с другими субъектами (в первую очередь с социальными). Практика развитых стран показывает, что у них более четкое законодательное определение и закрепление функций государственных органов в сфере регулирования природопользованием, ответственности собственников и пользователей природных ресурсов за рациональное природопользование. Важной тенденцией является рост ограничений главным образом по экологическим соображениям прав частной собственности на природные ресурсы в пользу общества.
Признание многосубъектности на ресурсы природы требует регулирования вопросов экономической реализации собственности на природные богатства, так как эти субъекты при их использовании имеют право на доход, включая абсолютную и экологическую ренты. Реализация собственности формирует хозяйское отношение субъектов к. объектам природы, определяет их социально-экономическое поведение и позволяет осуществлять воспроизводственную функцию по отношению к объектам собственности. Экономическая реализация собственности связана с четким определением прав собственности.
Экономические формы реализации собственности на ресурсы природы разнообразны. Они с течением времени изменяются как количественно, так и качественно. Совершенствование системы экономических отношений в сфере природопользования сопряжено с поиском нетрадиционных форм экономической реализации собственности. Реализация собственности на ресурсы природы в условиях многосубъектности прежде всего затрагивает отношения между социальными и хозяйствующими субъектами по поводу доходов, получаемых как за счет рационального природопользования, так и за счет ухудшения качества окружающей среды. Реализация собственности на ресурсы природы осуществляется всеми видами платежей за использование природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, а также введением залоговой системы, рыночных рычагов в экологическую сферу и т.п.
В целом отношения собственности на ресурсы природы имеют сложную структуру (см. рис. 3) и представляют систему, которая развивается и совершенствуется. В ней можно обнаружить сущностный слой отношений и формы проявления, которые отражены в ст.9 Конституции Российской Федерации. Противоречия между двумя пунктами этой статьи должны регулироваться установлением пучка прав собственности между социальными и хозяйствующими субъектами, а также через систему экономической реализации собственности на ресурсы природы.
- Александр Кириллович Рябчиков
- Глава 1. Введение в курс «экономика природопользования»
- 1.1. Современные представления о приропользовании
- 1.2. Предмет и задачи экономики природопользования
- 1.3. Основные понятия экономики природопользования
- 1.4. Концепция «устойчивое развитие»
- Глава 2. Общетеоретические основы экономики природопользования
- 2.1. Эколого-экономические потребности и интересы
- 2.2. Собственность на ресурсы природы. Проблемы прав собственности в природопользовании
- 2.3. Экологизация экономических законов и эколого – экономические закономерности (принципы)
- Глава 3. Государство и рынок в охране окружающей среды
- 3.1. Современное представление о рынке в экологической сфере
- 3.2. Фиаско рынка. Внешние эффеткы и общественные блага
- 3.3. Интернализация внешних эффектов
- 3.4. Механизм экологического регулирования
- Глава 4. Оценка ресурсов природы
- 4.1. Необходимость и значимость экономической оценки ресурсов природы
- 4.2. Подходы к экономической оценке природных благ и услуг
- 4.2.1. Традиционные методы оценки природных ресурсов
- 4.2.2. Косвенные методы оценки природных благ и услуг
- Глава 5. Эколого-экономический анализ, долгосрочное прогнозирование и планирование природопользования
- 5.1. Система эколого–экономических показателей и нормативов
- 5.2. Эколого–экономический анализ: содержание, цели и задачи
- 5.3. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза
- 5.4. Экологический аудит
- 5.5. Прогнозирование и планирование природопользования
- Глава 6. Экономическая эффективность природопользования
- 6.1. Эффективность природоохранных мероприятий и их оценка
- 6.2.Расчет экономического ущерба от загрязнения окружающей среды
- 6.3. Экологические издержки
- 6.4.Сметная стоимость проекта
- Глава 7. Экономические инструменты рационального природопользования. Платежи в природопользовании
- 7.1.Инструменты экономического стимулирования рационального природопользования
- 7.2. Эколого-экономическое содержание и формы платежей за природопользование
- 7.3.Плата за загрязнение окружающей среды
- Глава 8. Финансирование мероприятий по рациональному природопользованию
- 8.1.Финансирование мероприятий по природопользованию.Система экологических фондов
- 8.2.Экологическое страхование
- 8.3. Экологический лизинг
- Глава 9. Экологическое предпринимательство
- 9.1.Сущность и основные принципы и формы экологического предпринимательства. Эффективность экобизнеса
- 9.2.Экологический менеджмент
- Глава 10. Управление природопользованием
- 10.1.Государственное управление природопользованием, его задачи и структура
- 10.2.Лицензирование природопользования в структуре комплексного управления экологической сферой
- 10.3.Сертификация в экологической сфере
- Глава 11. Международный опыт и сотрудничество в решении экологических проблем