Финансирование природоохранных мероприятий
Природоохранное развитие и оздоровление экологической ситуации требует значительных финансовых и материальных ресурсов. Охрана окружающей среды и использование природных ресурсов в сущности своей являются проблемой региональной. Следовательно, финансирование также должно быть региональным. Однако между регионами и предприятиями, использующими природные ресурсы, должна существовать связь не только экономическая, но и экологическая. Необходимо, чтобы финансирование мероприятий по природопользованию и охране окружающей среды производилось как на региональном уровне, так и централизованно.
На предыдущих этапах нашего социально-экономического развития основную часть расходов на охрану окружающей среды брало государство. Через государственный бюджет мобилизовывалось примерно 2/3 финансовых ресурсов и перераспределялась большая часть национального дохода. Благодаря аккумуляции и расходованию значительной части национального дохода бюджет являлся основным инструментом государственного регулирования в области охраны окружающей среды.
По мере разработки и внедрения нового хозяйственного механизма природопользования изменяется и порядок финансирования охраны окружающей среды. В Беларуси впервые в 1990 г. был создан целевой внебюджетный фонд охраны природы для финансирования мероприятий по улучшению состояния окружающей среды. За счет средств фонда было немало сделано в области охраны природы. Финансировались работы по строительству и реконструкции очистных сооружений, полигонов для захоронения токсичных и бытовых отходов, ливневых коллекторов, по выносу объектов-загрязнителей из охранных зон и др.
Основным источником формирования республиканского фонда охраны природы наряду со штрафами за загрязнение окружающей среды и суммами, полученными от возмещения ущерба, причиненного нарушением законодательства по вопросам охраны окружающей среды, являлась плата за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду. Однако этих средств на охрану природы было явно недостаточно.
Новый подход к финансированию был выработан в связи с принятием в конце 1992 г. Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды».
В соответствии с Законом РБ «Об охране окружающей среды» (в редакции 2002 г.) финансирование программ и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды производится за счет:
средств бюджетных целевых фондов охраны природы;
средств республиканского и местного бюджетов;
средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
средств граждан, в т. ч. иностранных;
кредитов банков;
иностранных инвестиций и иных источников.
Одним из источников финансирования охраны природных ресурсов должен стать экологический туризм в заповедные и природоохранные зоны, но вырученные средства не должны оставаться в индустрии туризма, а должны использоваться на охрану и восстановление природных объектов.
Реализация идеи создания целевых природоохранных фондов позволяет устранить многие недостатки действовавшей прежде системы финансирования, в частности, недостаточный учет местной специфики финансируемых объектов и необходимых пропорций в выделении средств на отдельные направления охраны окружающей среды.
Бюджетный целевой фонд охраны природы образуются за счет:
платежей за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду;
платы за размещение (складирование) отходов;
средств, поступающих от юридических и физических лиц, включая иностранцев;
сумм, полученных от возмещения ущерба, штрафов за загрязнение окружающей среды и нерациональное использование природных ресурсов, и другие нарушения природоохранного законодательства.
Все перечисленные средства, поступающие во внебюджетные фонды охраны природы, зачисляются на специальные счета местных администраций, а затем распределяются следующим образом:
10 % – на специальный текущий счет внебюджетных средств Минприроды Республики Беларусь;
30 % – в областные фонды охраны природы;
60 % – в районные и городские фонды охраны природы.
Средства внебюджетных фондов охраны природы расходуются на цели оздоровления окружающей среды, обеспечение бесперебойного снабжения населения качественной питьевой водой, благоустойство зон отдыха, внедрение современных технологий очистки сточных вод, научные исследования, внедрение экологически чистых технологий, строительство очистных сооружений, развитие экологического образования и воспитания и другие нужды, связанные с охраной окружающей среды.
Расходование средств внебюджетных фондов охраны природы на цели, не связанные с природоохранной деятельностью, запрещается.
Схема формирования и использования средств бюджетного целевого фонда охраны природы представлена на рис. 6.2.
Роль государственного бюджета несколько снижается. Из госбюджета покрываются расходы на новое капитальное строительство природоохранных объектов и расходы по отдельным министерствам и ведомствам – Минлесхозу, Минсельхозпроду, Главгидромету, Минприроды (проведение природоохранных мероприятий, содержание аппарата управления и органов контроля).
Финансирование природоохранных мероприятий проводят субъекты хозяйствования (промышленные предприятия, строительные организации, коммерческие структуры и т. п.) за счет собственных средств. Они ведут строительство дополнительных природоохранных объектов, капитальный ремонт действующих, несут значительные текущие затраты.
Средства же территориальных фондов охраны природы (в соответствии со ст. 3 закона) теперь аккумулируются в составе местных бюджетов.
Значимость фондов состоит в том, что их средства являются тем необходимым минимумом, который гарантирован экологической сфере и не может быть использован ни на какие иные нужды. Снижение бюджетного инвестирования в экологическую сферу компенсировалось в последние годы ростом капитальных расходов из целевых природоохранных фондов, а также из средств предприятий и организаций. Благодаря этому общие годовые затраты на охрану окружающей среды имеют тенденцию к росту, а их доля в ВВП постепенно возрастает. Тем не менее, в настоящее время целевые фонды охраны природы функционируют в составе бюджетов (республиканского и местных), и это, конечно же, привело к использованию «природоохранных денег» не только на экологические нужды.
Рис. 6.2. Схема формирования и использования средств бюджетного целевого фонда охраны природы
По мере развития и оздоровления экономики основную часть расходов по нормализации экологической обстановки должны взять на себя предприятия, и надобность в целевых фондах сама собой отпадет. В настоящее же время, исходя из анализа существующей тенденции в соотношении источников финансирования природоохранной деятельности, политику инвестирования экологической сферы следует строить на основе собственных средств субъектов хозяйствования, средств природоохранных фондов, а также привлекать для этого возможных инвесторов.
- Модуль 1. Теоретические основы экологии
- Тема 1.1. Предмет, методология и задачи курса. Предмет и задачи курса
- Тема 1.2. Основы общей экологии Понятие об экологии как науке
- Экологические элементы и экологические факторы
- Энергетика экосистем и их продуктивность.
- Основные законы и принципы экологии
- Учение в. И. Вернадского о биосфере
- Тема 1.3. Особенности взаимодействия общества и при роды Диалектика развития взаимоотношений человека и природы
- Изменение видового разнообразия планеты за последние 400 лет
- Закономерности и принципы природопользования
- Особенности взаимодействия общества и природы в условиях современной экологической ситуации
- Усиление антропогенного воздействия на природу и его последствия
- Причины истощения, загрязнения и разрушения природной среды
- Модуль 2. Природные условия, ресурсы, их экономическая оценка
- Тематический план модуля
- Тема 2.1 природные условия и ресурсы как фактор экономического развития Экономическая сущность понятий «природные условия» и «природные ресурсы»
- Классификация природных ресурсов
- Роль природных условий и ресурсов в развитии и размещении производительных сил
- Природные ресурсы Республики Беларусь
- Водные ресурсы
- Земельный фонд
- Минерально-сырьевые ресурсы
- Животный мир
- Особо охраняемые природные территории Беларуси (на 1.01.2008 г.)*
- Тема 2.2 экономическая оценка природных ресурсов Задачи и проблемы оценки природных ресурсов
- Виды экономической оценки природных ресурсов
- Модуль 3. Эколого-экономические проблемы использования и охраны природных ресурсов
- Тема 3.1. Экология и обеспечение качества
- Атмосфера, ее состав и эколого-экономическое значение
- Основные источники и виды загрязнения воздушного бассейна, их последствия
- Последствия загрязнения атмосферы
- Основные направления охраны и регулирования состояния воздушной среды
- Регулирование состояния воздушного бассейна
- Тема 3.2 эколого-экономические аспекты использования и охраны водных ресурсов Водные ресурсы как экологический фактор на Земле
- Основные направления использования водных ресурсов
- Использование воды на различные хозяйственные цели в отдельных регионах и странах мира (в % к общему водопотреблению)*
- Источники, виды и последствия загрязнения внутренних водоемов и морей
- Основные источники загрязнения
- Основные направления охраны и рационального использования водных ресурсов
- Тема 3.3 эколого-экономические проблемы
- Земля как средство производства и пространственный базис развития общества
- Динамика площадей сельскохозяйственных земель рб, тыс. Га
- Плодородие земли
- Неблагоприятные последствия использования земельных ресурсов
- Основные направления восстановления и охраны земель
- Тема 3.4. Проблемы использования недр и лесных ресурсов Общая характеристика и роль минеральных ресурсов в воспроизводственном процессе
- Направления рационального использования и охраны недр
- Эколого-экономическое значение лесных ресурсов
- Лесопользование и воспроизводство лесов
- Динамика расчетной лесосеки и фактической вырубки леса в рб
- Основные направления охраны и рационального использования лесных ресурсов
- Охрана животного мира
- Модуль 4. Глобальные и региональные экологические проблемы
- Тема 4.1. Глобальные экологические проблемы человечества
- Изменение климата Земли
- Разрушение озонового слоя Земли
- Истощение запасов пресной воды и загрязнение вод Мирового океана
- Разрушение почвенного покрова Земли
- Сохранение биологического разнообразия
- Демографические проблемы
- Тема 4.2. Региональные экологические проблемы стран снг и пути их решения Региональные экологические проблемы дальнего и ближнего Зарубежья
- Зоны экологического бедствия
- Тема 4.3 региональные экологические проблемы республики беларусь
- Загрязнение атмосферного воздуха
- Загрязнение водных объектов
- Негативные изменения природных комплексов под влиянием крупномасштабной осушительной мелиорации
- Отходы производства и потребления
- Демографическая ситуация в рб
- Основные показатели естественного движения населения Республики Беларусь (на 1000 человек населения, %)
- Последствия аварии на чаэс
- Модуль 5. Управление природопользованием и правовая защита природной среды
- Тема 5.1 организационные структуры и административное управление природопользованием
- Управление природопользованием: сущность, методы и функции
- Функции и инструменты административного управления
- Организационные структуры управления природопользованием
- Тема 5.2 прогнозирование и планирование
- Формирование системы эколого-экономического прогнозирования и планирования как основы государственного регулирования природопользования
- Уровни эколого-экономического прогнозирования и планирования
- Тема 5.3 правовое регулирование природопользования и природоохранной деятельности Система правового регулирования природопользования в Республике Беларусь
- Ответственность за нарушение природоохранного законодательства
- Совершенствование правового регулирования природопользования
- Тема 5.4 управление природоползованием
- Управление охраной окружающей среды на предприятии
- Планирование природоохранной деятельности на предприятии
- Экологическая паспортизация предприятий
- Модуль 6. Экономический механизм природопользования
- Тема 6.1 экономическое стимулирование
- Понятие и сущность экономического механизма природопользования
- Основные экономические инструменты регулирования природопользования, используемые в различных странах
- Методы экономического стимулирования рационального природопользования и природоохранной деятельности
- Система платного природопользования в рб
- Экологический налог
- Плата за землю
- Неналоговые платежи на специальное пользование природными ресурсами.
- Тема 6.2 зарубежный опыт экономического стимулирования природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов
- Основные инструменты ценового экологического регулирования
- Механизмы рыночного регулирования
- Тема 6.3 финансирование мероприятий по охране окружающей среды Формирование системы финансирования природоохранных мероприятий
- Финансирование природоохранных мероприятий
- Новы подходы к финансированию природоохранной деятельности
- Экологическое страхование: виды, формы
- Модуль 7. Мониторинг, учёт и контроль в области природопользования и охраны окружающей среды
- Тема 7.1 мониторинг окружающей среды Сущность, задачи и виды мониторинга окружающей среды
- Виды мониторинга
- Организация системы наблюдения за состоянием окружающей среды в Беларуси
- Национальная система мониторинга окружающей среды, ее задачи и функционирование
- Учет и анализ природопользования и охраны окружающей среды
- Тема 7.2 экологическое нормирование и стандартизация в области охраны окружающей среды Содержание и задачи экологического нормирования
- Система экологических нормативов. Санитарно-гигиенические нормативы
- Предельно допустимые концентрации (пдк) отдельных загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест
- Стандартизация в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов
- Экологическая сертификация
- Тема 7.3 система экологического контроля Контроль в области охраны окружающей среды
- Экологическая экспертиза
- Экологический аудит: объект, цели и задачи аудита
- Модуль 8. Экономическая оценка природоохранной деятельности
- Тема 8.1 ущербы от загрязнения и истощения природной среды, их экономическая оценка
- Понятие, содержание и виды ущербов
- Основные методические подходы к экономической оценке ущербов
- Сфера использования показателей экономического ущерба
- Основные функции показателей совокупного экономического ущерба от загрязнения окружающей среды
- Тема 8.2 природоохранная деятельность и экологические издержки Содержание природоохранной деятельности
- Экономическая сущность природоохранных затрат
- Внутренние (интернальные) и внешние (экстернальные) экологические издержки
- Инвестирование природоохранной деятельности в рб
- Удельный вес капитальных вложений экологического назначения в общем объеме инвестиций в основной капитал (в процентах)
- Инвестиции в основной капитал на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в Республике Беларусь (в ценах текущих лет)
- Тема 8.3 экономическая эффективность
- Экономическая эффективность природоохранных мероприятий: сущность, показатели
- Методика определения показателей экономической эффективности природоохранной деятельности
- Определение экономической эффективности капитальных вложений
- Особенности определения социальной эффективности природоохранных мероприятий
- Модуль 9. Международное сотрудничество и глобальная стратегия мирового развития с учетом экологических ограничений
- Тема 9.1 международное сотрудничество
- Этапы формирования и основные направления международного экологического сотрудничества
- Экологическая деятельность оон и других международных организаций
- Участие Республики Беларусь в международном экологическом сотрудничестве
- Тема 9.2. Концепция устойчивого развития Экологические и социально-экономические предпосылки возникновения концепции устойчивого развития
- Сущность и назначение концепции устойчивого развития
- Механизмы реализации концепции устойчивого развития
- Национальная система устойчивого развития