logo search
Экономика природопользования

Тема 4.2. Региональные экологические проблемы стран снг и пути их решения Региональные экологические проблемы дальнего и ближнего Зарубежья

В области охраны окружающей среды у государств – членов СНГ много общих проблем, оставшихся в наследство от СССР.

Советский Союз обладал огромными суммарными природными ресурсами – топливно-энергетическими, земельными, минерально-сырьевыми, лесными, водными. Некоторыми из них – в гораздо больших размерах, чем любая другая страна мира. Наличие этих ресурсов в первую очередь обусловило создание крупных производительных сил, позволило СССР во второй половине XX в. выйти на второе место в мире по общему объему производства, а по отдельным видам производимой продукции – и на первое.

Административно-командная система и сложившийся хозяйственный механизм не стимулировали бережное, рациональное природопользование. Развитие и размещение производительных сил продолжалось без должной проработки и учета экологических факторов. Прогресс ассоциировался с дымящимися трубами, тоннами извлеченного угля, выплавленной стали, миллионами киловатт электроэнергии. Загрязнению подвергались все компоненты окружающей среды на всей территории государства.

Экономический кризис начала 90-х годов не благоприятствовал улучшению экологической ситуации в странах СНГ. Показатели экономического развития существенно ухудшились: ВВП за 1990 – 1994 гг. сократился на 40 %, а промышленное производство почти вдвое. В то же время относительно стабильным, особенно в конце 90-х годов, оставался выпуск продукции нефтегазовой, горнодобывающей, химической, металлургической, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, то есть в отраслях, использующих невоспроизводимые природные богатства, с наибольшими вредными выбросами в окружающую среду. Топливный кризис 90-х годов в Молдове, Армении, Грузии, Таджикистане вызвал массовую вырубку зеленых насаждений.

На пространстве СНГ немало регионов с неблагополучной экологической ситуацией, в первую очередь с радиоактивным загрязнением. Регионы радиоактивного загрязнения занимают наибольшие площади в Беларуси, Украине, России, Казахстане. Радиоактивное загрязнение территории Советского Союза в первую очередь связано со строительством в сороковые годы атомных военных заводов на Южном Урале (в Челябинской области), многолетними ядерными испытаниями в Казахстане под Семипалатинском. Взрыв термоядерного устройства беспрецедентной мощности на Новой Земле чрезвычайно загрязнил приполярную тундру, и оленеводы Крайнего Севера получили дозы облучения в 100 – 1000 раз более высокие, чем остальное население, через оленину – основной продукт питания, так как главный корм животных (мох ягель) имел очень высокую концентрацию радиоактивных элементов. Долговременные последствия для окружающей среды связаны с катастрофой на заводах Южного Урала (1957), где производилось советское атомное оружие: радиоактивные продукты деления рассеялись и осели в Челябинской, Свердловской и Тюменской областях; было загрязнено свыше 16 тыс. км2 территории, на которой проживало около 300 тыс. человек. И только заключение Международного договора о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах (Москва, 1963) приостановило радиоактивное загрязнение, обусловленное военными испытаниями.

Наиболее масштабной и сложной по радиационно-экологическим последствиям является зона влияния аварии на Чернобыльской АЭС. Авария на ЧАЭС по совокупности последствий является самой крупной катастрофой современности, она затронула судьбы миллионов людей в Беларуси, Украине и России. Из всех регионов бывшего Советского Союза наибольшее количество радиоактивных пятен с наиболее высокими уровнями загрязнения находится на территории Беларуси.

В Украине наибольшее загрязнение радионуклидами наблюдалось в непосредственной близости от места катастрофы. Опасная зона для нахождения людей была определена в радиусе 30 км, куда попали города Чернобыль и Припять. В зону загрязнения, хотя и не такого сильного, попала и столица Украины – г. Киев. Последствия чернобыльской катастрофы сказываются на территории 20 областей Европейской части России.

В бывшем СССР разрабатывалась специальная долгосрочная программа по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Ставилась цель обеспечить оздоровление окружающей среды и условия безопасной жизнедеятельности населения и, по мере нормализации радиационной обстановки, возвращать подвергшиеся радиоактивному загрязнению территории для хозяйственного использования. С образованием новых независимых государств были разработаны национальные программы ликвидации и минимизации последствий аварии на ЧАЭС. Вместе с тем, по отдельным направлениям Беларусь, Россия и Украина осуществляют совместные мероприятия, которые, однако, должны быть более масштабными.