Пояснительная записка
У глубоко умственно отсталых детей в тесной связи с нарушением интеллекта находится глубокое недоразвитие речи. Прежде всего, появление речи, как правило, значительно запаздывает. Степень недоразвития речи чаще всего соответствует степени общего психического недоразвития. У некоторых детей можно наблюдать поток бессмысленных фраз с сохранением ранее услышанных интонаций. У других речь не возникает и почти не развивается в течение ряда лет. Это так называемые «безречевые» дети, которые среди глубоко умственно отсталых детей младшего возраста составляют 20 - 25% (Цикото Г. В., 1976).
В младшем возрасте дети с нарушением интеллекта плохо, примитивно понимают чужую речь, они улавливают тон, интонацию, мимику говорящего и отдельные опорные слова, связанные большей частью с их непосредственными потребностями. В дальнейшем понимание обращенной речи, их пассивный словарь расширяются и обогащаются, однако понимание остается ограниченным н связанным только с личным опытом ребенка.
Развитие речи, предметные уроки и экскурсии направлены на расширение представлений об окружающем и умения пользоваться речью. Занятия по развитию речи направлены на то, чтобы новые слова способствовали осмыслению практического опыта, приобретенного в быту, при самообслуживании, при всех видах обучения на уроках, экскурсиях и т. д.
Обучение речи складывается из нескольких этапов:
§ научить ребенка слушать речь учителя;
§ научить понимать слова учителя;
§ научить ребенка называть окружающие его предметы:
§ научить ребенка называть действия с предметами.
Вся речевая работа с глубоко умственно отсталыми детьми должна осуществляться не только в школе, но и в семье родителями.
Уроки по развитию речи способствуют обогащению словаря, учат ребенка словесно оформлять его желания н действия; они направлены на социальную адаптацию, т. к. способствуют умению ребенка использовать полученные знания на практике.
- Шипицына л. М. Коррекция и развитие. Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта. - сПб.: "Образование", 1996г.
- Добукварный период
- Букварный период
- Содержание программы
- I год обучения
- I четверть
- II четверть
- III четверть
- IV четверть
- II год обучения
- I четверть
- II четверть
- III четверть
- IV четверть
- Примерное тематическое планирование Тема 1. Звук и буква «а»
- Тема 2. Звук и буква «у»
- Тема 3. Слова ау, уа
- Тема 4. Звук и буква «о»
- Тема 5. Звук и буква м
- Тема 6. Закрытые слоги ам, ум
- Тема 7. Составление и чтение открытых слогов мв, му, сравнительный звуко-буквенный анализ слогов ам-ма, ум-му
- Тема 8. Составление и чтение слогов ом-мо
- Тема 9. Упражнение в составлении и чтении слогов ам-ма, ум-му, ом-мо
- Тема 10. Звук и буква «с»
- Тема 11. Слоги и слова со звуком и буквой
- Тема 12. Звук и буква «X»
- Тема 13. Составление и чтение слов со звуком и буквой «л». Составление предложений с данными словами
- Тема 14. Закрепление пройденного. Повторение пройденных звуков и букв
- Литература
- Начальная математика
- Пояснительная записка
- Содержание программы
- I год обучения
- I четверть
- II четверть
- III четверть
- Тема 2. Понятия «длинный-короткий», «длиннее-короче»
- Тема 3. Понятия «высокий-низкий», «выше-ниже», «одинаковой высоты»
- Тема 4. Понятия «широкий-узкий», «шире-уже»
- Тема 5. Понятия «толстый-тонкий», «толше-тоньше»
- II. Понятие о количестве
- Тема 1. Понятия «много-мало», «больше-меньше», «одинаковое количество»
- Тема 2. Понятия «одинаковое количество», «столько же», «поровну», «равное количество»
- III. Пространственные представления
- Тема 1. Пространственные представления «верхний-нижний», «выше-ниже», «вверху-внизу»
- Тема 2. Понятия «правый-левый», «рядом, около, между, за, посередине»
- Тема 3. Понятия «дальше-ближе», «подальше-поближе», «справа-слева», «впереди-сзади», «вперед-назад»
- Тема 4. Понятие о весе: «тяжелый-легкий», «тяжелее-легче»
- IV. Соотношение предметов
- Тема 1. Соотношение предметов по количеству в пределах 5 без названия чисел путем наложения и приложения
- I год обучения
- I. Понятия «медленно», «быстро»
- II. Понятие о геометрических фигурах
- III. Временные представления
- Тема 1. Временные представления «вчера», «сегодня», «завтра»
- Тема 2. Понятия «давно-недавно», «скоро-нескоро»
- Тема 3. Понятие о возрасте
- Тема 4. Занятия людей разных возрастных групп
- VI. Временные понятия
- Тема I. Временные понятия «утро», «день», «вечер», «ночь»
- Тема 2. Закрепление понятий, обозначающих части суток
- Тема 3. Дни недели
- Развитие речи
- Пояснительная записка
- Содержание программы
- I год обучения
- I четверть:
- II четверть
- III четверть
- IV четверть
- II год обучения
- 1 Четверть
- II четверть
- III четверть
- IV четверть
- Литература
- Сенсорное развитие
- Пояснительная записка
- Содержание программы
- Примерное тематическое планирование Тема 1. Развитие слухового восприятия
- Тема 2. Свойства предметов
- Тема 3. Сравнение предметов по размерам
- Ема 4. Сравнение предметов по массе
- Тема 5. Развитие и совершенствование движений пальцев рук
- Тема 6. Сравнение предметов по форме. Знакомство учащихся с геометрическими телами
- Тема 7. Сравнение предметов по форме
- Тема 8. Уточнение знаний учащихся о цвете
- Тема 9. Различение геометрических фигур: круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник
- Тема 10. Знакомство учащихся с материалом, из которого изготавливаются предметы
- Литература
- Из опыта работы
- Библиография