logo
Семейная психология / Shipitsyna_L_M_Korrektsionno-obrazovatelnye_prog

Шипицына л. М. Коррекция и развитие. Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта. - сПб.: "Образование", 1996г.

Оглавление

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Добукварный период

Букварный период

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I год обучения

II год обучения

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема 1. Звук и буква «а»

Тема 2. Звук и буква «у»

Тема 3. Слова ау, уа

Тема 4. Звук и буква «о»

Тема 5. Звук и буква м

Тема 6. Закрытые слоги ам, ум

Тема 7. Составление и чтение открытых слогов мв, му, сравнительный звуко-буквенный анализ слогов ам-ма, ум-му

Тема 8. Составление и чтение слогов ом-мо

Тема 9. Упражнение в составлении и чтении слогов ам-ма, ум-му, ом-мо

Тема 10. Звук и буква «с»

Тема 11. Слоги и слова со звуком и буквой

Тема 12. Звук и буква «X»

Тема 13. Составление и чтение слов со звуком и буквой «л». Составление предложений с данными словами

Тема 14. Закрепление пройденного. Повторение пройденных звуков и букв

ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I год обучения

II год обучения

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

I год обучения

II год обучения

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I год обучения

II год обучения

ЛИТЕРАТУРА

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема 1. Развитие слухового восприятия

Тема 2. Свойства предметов

Тема 3. Сравнение предметов по размерам

Тема 4. Сравнение предметов по массе

Тема 5. Развитие и совершенствование движений пальцев рук

Тема 6. Сравнение предметов по форме. Знакомство учащихся с геометрическими телами

Тема 7. Сравнение предметов по форме

Тема 8. Уточнение знаний учащихся о цвете

Тема 9. Различение геометрических фигур: круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник

Тема 10. Знакомство учащихся с материалом, из которого изготавливаются предметы

ЛИТЕРАТУРА

МУЗЫКА

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

БИБЛИОГРАФИЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дети с глубоким снижением интеллекта отличаются значительным нарушением познавательных процессов: активного восприятия, произвольного внимания, памяти, словесно-логического мышления, обобщающей и регулирующей функции речи, нарушением пространственного восприятия.

Целью обучения грамоте данной группы детей является научить самостоятельно читать вывески на магазинах, небольшие тексты, рассказы, отвечать на вопросы текста, научить писать свою фамилию, имя, отчество, простое заявление и т. п.

Основной задачей обучения грамоте является подготовка детей к самостоятельной жизни, умению ориентироваться в окружающей жизни, общаться с людьми, приобрести простейшие трудовые навыки.

Обучение грамоте умственно отсталых детей ведется по звуковому аналитико-синтетическому методу. При этом необходимо применять различные методы и приемы для более успешного овладения программным материалом: игровую деятельность (дидактические игры на развитие звукопроизношения, на развитие произвольного внимания), использование яркого доступного наглядного материала.

Обучение чтению и письму ведется параллельно. Осуществляется межпредметная связь с занятиями по рисованию, лепке, выкладыванию букв из цветных палочек, пуговиц, мозаике, конструированию. Широко используется художественная литература, чтение потешек, стихов, загадок, слушание музыки и пения.

Порядок изучения звуков и букв диктуется законами фонетики с учетом специфики особенностей познавательной деятельности детей.

На 1 году обучения учащиеся усваивают буквы, их графический образ, выделяют и различают звуки, учатся правильно их произносить.

Особенности первых занятий по обучению письму заключаются в том, что одновременно даются как технические навыки (правильно держать карандаш, правильно им пользоваться при проведении линии). так и умения в изображении отдельных элементов букв.

В процессе обучения грамоте выделяют 3 периода:

§   добукварный (пропедевтический);

§   букварный;

§   послебукварный.